Версия // Культура // Отмечаем 50 лет альбому «Aqualung» и одноимённой песне культовых Jethro Tull

Отмечаем 50 лет альбому «Aqualung» и одноимённой песне культовых Jethro Tull

3667

Безумный Пан в кафтане со свирелью

4
В разделе

Мы продолжаем исследовать ключевые диски разных лет и разноплановых артистов. Мимо нашего внимания никак не мог проскользнуть знаменитый и самый коммерчески востребованный альбом 1971-го года выпуска под названием «Aqualung» от любимой многими команды Jethro Tull, празднующий свой 50-летний юбилей.

Перед тем, как перейти к творчеству Jethro Tull и их бессменного лидера Йена Андерсона, можно вновь задаться вопросом: «Зачем мы это делаем?». Думаю, что различные юбилейные даты дисциплинируют и структурируют нашу память. «Зачем они нужны?». Они привлекают внимание к самим «юбилярам», их деяниям, к созданным ими шедеврам и к их окружению. Также они направляют и концентрируют усилия меломанов и специалистов, благодаря чему под юбилей – как само собой разумеющееся – обнаруживаются все новые биографические детали и даже тексты, вспыхивают жаркие споры и выходят свежие книги. На фоне продолжающейся уже второй год полной неразберихи, со спутавшей многие «карты» и планы мировой эпидемии «ковидушки», такие исследования имеют непреходящую культурную ценность.

Имя Jethro Tull всегда было на слуху ценителей высшей лиги арт-, прог-, фолк-, хард-рока и просто отличной музыки. Наряду с такими грандами, как Pink Floyd, Genesis, Yes, Emerson, Lake, Palmer (ELP), Kansas, Rush, Van Der Graaf Generator (VDGG), Camel, Gentle Giant, Eloy, UK, Magellan, Marillion, King Crimson и другими не столь известными группами, Jethro Tull сформировали свой уникальный саунд, вошедший в историю современной и шире – общечеловеческой музыкальной Вселенной звука.

Всем перечисленным коллективам был присущ оригинальный, ни с чем не сравнимый стилистический почерк, глубокомысленность композиций и текстов, а также сохраняющаяся на протяжении долгих лет стабильность – что, несомненно, является показателем для подлинных, а не формальных лидеров жанров и направлений, задающих музыкальные тренды в целом.

Йен Андерсон
Йен Андерсон
Источник: commons.wikimedia/Stratocus

Jethro Tull – одна из групп, способствовавших трансформации рока из развлекательного жанра в серьезное (подчас чрезмерно) направление современного искусства. Особенностью коллектива, который уже более полувека возглавляет человек по имени Йен Андерсон (считающийся лучшим флейтистом рок-музыки), в том, что музыкальная усложненность, которая являлась самоцелью для некоторых арт и прог-роковых групп, воспринимается в контексте творчества Jethro Tull весьма естественно. Прислушайтесь! И вы поймете, что она соединена в их музыке, с одной стороны, с тонким мелодизмом, а с другой – с мощнейшим напором рока.

Йен начал свой путь в музыке в далеком 1966 году в команде John Even Band, собравшейся помузицировать в английском городке Блэкпул. Позже музыканты перебрались в Лондон, но что-то не складывалось и группа распалась. На ее «остатках» в виде Андерсона (вокал, флейта, гитара) и басиста Гленна Корника и собралась исследуемая нами формация. Идея Jethro Tull окончательно оформилась к 1968 году, когда к ним присоединились разделявшие не только «сельскохозяйственные» (так как известно, что группа была названа в честь одного средневекового агронома, который для повышения урожайности придумал конструкцию плуга-сеялки, где применялся принцип работы музыкального органа, и в придачу занимался алхимическими опытами), но и музыкальные пристрастия Андерсона музыканты. В числе первоначальных «рекрутов» засветились гитарист Мик Абрахамс и барабанщик Клайв Баркер.

Харизматичный вокал Андерсона и изначальная ориентация Jethro Tull на гармонии притяжеленного блюза и фолка привели к тому, что команду заметили. И уже к середине 1968 года их именовали «новыми Cream» (о Cream и Эрике Клэптоне можно посмотреть здесь), что было, на мой взгляд, весьма неплохим достижением для свежеиспеченной группы! Летом 1968-го Jethro Tull укрепили свой статус, удачно выступив на одном из крупных музыкальных фестивалей в Солсбери и записав дебютник под названием «This Was» (1968). К осени альбом уже обозначил свое присутствие в верхних строчках английских музыкальных чартов. На нем заметно влияние Абрахамса, который тяготел к блюзу и джазу, в то время как Андерсон более склонялся к фолку и харду.

Далее произошел выпуск второго альбома «Stand Up» (1969), за которым последовал весьма успешный тур по США, где с тех пор творчество Jethro Tull котируется очень высоко. Второй альбом записывался уже без Абрахамса, который ушел на «вольные хлеба» и основал собственный проект. На время его подменял сам Тони Айомми из набиравших силу Black Sabbath . Взаимные влияния и общение между музыкантами тех времен были тесными и дружественными. Они коллаборировали и вне сцены. К примеру, вместе с Айомми, а также с The Rolling Stones и The Who Jethro Tull снялись в фильме «Rock’N’Roll Circus» («Рок-н-ролльный Цирк»).

Тем не менее итоговый выбор вместо Абрахамса и Айомми пал на талантливого хард-рокового гитариста по имени Мартин Барр, который будет играть в Jethro Tull вплоть до 2012 года. Второй альбом Jethro Tull занял первое место в английском хит-параде. По итогам 1969 года известный музыкальный еженедельник «Melody Maker» назвал Jethro Tull «второй группой Англии» после The Beatles!

Мартин Барр
Мартин Барр
Источник: commons.wikimedia/Snafje at Dutch Wikipedia

Но даже чего-то достигнув, Jethro Tull не собираются почивать на лаврах. В начале 1970-х в их музыке происходят изменения, что видно по третьему диску «Benefit» (1970). На блюзовом фоне все ярче проявляются краски арт-рока, фолк-рока и хард-рока. Усложняются тексты. Флейта Йена Андерсона и его знаменитая сценическая поза (когда он, одетый в средневековый камзол, стоит на одной ноге, подняв обе руки с флейтой вверх) становятся фирменным «знаком» коллектива.

Здесь приходит время поговорить об искомом, юбилейном по выпуску в 2021 году диске «Aqualung» (1971), который довольно быстро завоевал «золото». В 2003 году пластинка стояла на 337 месте в списке «500 Величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone. Альбом стал самой продаваемой работой группы, выйдя за пределы 10 млн. экземпляров. Он звучал искренне, будучи ярким и хитовым. Представленные на нем вещи не избегали злободневности, внимания к непростым судьбам социальных изгоев (что отражено в названии пластинки, где героя заглавной песни, матерого бича и бомжару, имеющего весьма сомнительную репутацию, зовут «Aqualung») и острых тем. По своей содержательности и глубине они стали предвестниками исследуемых Андерсоном философских и жизненных вопросов на несколько лет вперед. Почти все песни альбома написаны Йеном Андерсоном, кроме «Aqualung», созданной совместно с Дженни Андерсон.

В опусе есть как красивейшие баллады, так и весьма жесткие композиции. Он начинается с полной намеков «Aqualung», продолжаясь остросоциальной «Cross-Eyed Mary», насыщенной достаточно плотными риффами «Cheap Day Return», ритмичными «Mother Goose», «Wond’ring Aloud» и «Up to Me». Вторая сторона пластинки начинается с заставляющих призадуматься «My God» и «Hymn 43», чьи идеи развивает фантасмагорическая «Slipstream», ударно переходящая к брутальной «Locomotive Breath». Заканчивается все великолепие своенравной «Wind Up» .

Участниками записи «Aqualung» стали: Йен Андерсон, спевший на вокале, сыгравший на акустической гитаре и флейте; Мартин Барр «возбудил» электрогитару и блокфлейту; Джон Эван показал класс владения фортепиано, органом и меллотроном; Джеффри Хэммонд записал бас-гитару, блокфлейту и «странные голоса»; Клайв Банкер отлично сыграл на перкуссии и барабанах.

Jethro Tull, 1973
Jethro Tull, 1973
Источник: flickr.com/Tony Morelli

Терри Элис вместе с Йеном Андерсоном выступили продюсерами альбома. Джон Бернс стал инженером записи. Дэвид Палмер сделал оркестровку и дирижирование. Бертон Силверман оформил обложку.

Последующие альбомы «Thick As A Brick» (1972) и «A Passion Play» (1973) стали, по моему мнению, следующими за «Aqualung» вершинами деятельности Jethro Tull. Они также поднимали серьезные философские вопросы и ничуть не уступали своему предшественнику по накалу страстей. Каждый из двух альбомов представлял единую композицию, «большую форму», являясь, по сути, монолитной эпической пьесой с чудесными переплетениями музыкальных тем, изысканными аранжировками и загадочной поэтикой с навороченной игрой слов в стиле Кэрролла и Джойса. Немудрено, что они занимали первые места в музыкальных хит-парадах по обе стороны Атлантики.

Но, как прекрасно знают читатели «Нашей Версии», ничто не вечно под Луной. Так сложилось, что уже к 1976 году (как раз к началу второй мировой волны панк-рока) отношение слушателей к творчеству Jethro Tull меняется с точностью до наоборот! Их начинают упрекать в чрезмерном увлечении фолком, за то, что они стали страшно скучны. Некоторые умники предъявили Андерсону и компании чрезмерную «заумность» текстов и, вообще, обвинили в том, что они безнадежно устарели. И это при том, что на пике своей популярности творчество коллектива считалось чуть ли не эталоном вкуса, интеллекта и совершенства. «Вот такая «загогулина» вышла», – как говаривал один знаменитый в лихих и свободных 1990-х российский политик.

В восьмидесятых, девяностых, «нулевых» и 2010-х артисты продолжали трудиться, демонстрируя редкостное долголетие. И хотя их творчество уже не вызывает такого жгучего интереса со стороны меломанов (внимание может привлечь разве что курьез, вроде награждения музыкальной премией «Грэмми» за пластинку «Rock Island» в номинации «Лучший хэви-металический альбом» в 1989 году или запись сиквела из 17 композиций под названием «Thick As A Brick 2» в 2012 году), у них существует стабильная база поклонников, которые с удовольствием посещают их концерты и следят за новостями из королевства имени Jethro Tull. Состав коллектива со временем неоднократно менялся. Неизменным оставался лишь лидер – Йен Андерсон. Изменчивое время показало несправедливость чрезмерно гневных упреков и ругани в адрес Jethro Tull. В 2020-х вряд ли кто-то из меломанов осмелится отрицать качество музыкального словаря группы, смелость их тогдашних высказываний и силу поэтических находок!

Желаем музыкантам всяческого здоровья (как и нам всем!). Андерсон вновь планировал играть в Москве в апреле 2020 года, и у нас уже был готов анонс… но «ковидушка» внес свои коррективы в гастрольные планы артистов и промоутеров, перенеся их на неопределенное время. Поэтому с нетерпением ждем Йена и его команду с новыми работами и гастролями в РФ по окончании надоевшей всем эпидемии, чей источник до сих пор не установлен…

Заранее не поздравляем, но всё же напоминаем всем поклонникам творчества группы Jethro Tull, что 17 ноября 2021 года гитаристу Мартину Барру исполняется 75 лет!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.06.2021 19:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх