Версия // Культура // Знаменитому диску Genesis «Selling England By The Pound» исполнилось 50 лет!

Знаменитому диску Genesis «Selling England By The Pound» исполнилось 50 лет!

5359

Мозги запорошили

Знаменитому диску Genesis «Selling England By The Pound» исполнилось 50 лет! (фото: Wikimedia Commons)
В разделе

К началу 1970-х имя Genesis уже гремело по всему миру. За их плечами уже стояли три великолепных пластинки, и ничто не мешало музыкантам, наращивать творческие обороты. 1973 год стала временем создания ими одного из (считающихся ныне) крупных концептуальных арт-роковых альбомов, выпущенного, ещё не успевшими окончательно рассориться (перед уходом из группы Питера Гэбриэла) музыкантами.

«Хорошо не умирать и сражаться за родину, а жить для неё…» – неизвестный капеллан.

Как мы писали, в нашем предыдущем исследовании творчества Genesis, а также другого гения концептуальной музыки, по имени Майк Олдфилд: «арт и прогрессив-рок (как весьма продвинутые музыкальные формы) изрядно истощили своё величественное содержание к 1973 году. Известно, что не последнее слово в их репертуаре играли красивые жесты, запредельный артистизм, переполненные смыслами вычурные шоу, сквозь которые просвечивала навороченная философия уже набравшего к тому времени постмодернизма и их масштабные воплощения, от которых голова иногда шла кругом».

Экспериментирования с инструментами (в том числе самыми экзотическими) и всяческими звуками, были свойственны хард, арт, прог и софт-рокерам, а также многочисленным командам кислотного и психоделического рока (и фолка), окучивавших свои «полянки» в широчайшей музыкальной полосе середины шестидесятых – начала семидесятых годов, где мы также исследовали феноменальный дебютник других знаменитых героев тех прикольных лет.

С воображением у них всё было в порядке. Свежие, неожиданные, странные, но очень интересные во всех отношениях находки обретали пристанище в их композициях и сюитах.

Так как в настоящей (уже предновогодней) статье мы исследуем творчество Genesis, то напомним читателям, что «Selling England By The Pound» стал уже четвёртым по счёту опусом формации, чьи музыканты познакомились во время учёбы в одной школе. Они привнесли в рок и поп-музыку ощущение свежести, нетривиальных музыкальных поворотов, театрального гротеска и немалую долю английского специфического юмора. Эти «изюминки» выделяли Genesis среди их сценических коллег, вроде гигантов из Yes, ELP, Jethro Tull, Gentle Giant или Pink Floyd, которых иногда подводило отсутствие чувства юмора, музыкальная претенциозность и излишне насупленные брови.

Питер Гэбриел являлся «лицом» и самым чувствительным «нервом» группы с 1967 – по 1975 год. Он много экспериментировал, светясь (и даже иногда летая) на сцене в экстравагантных костюмах, масках из папье-маше и смачно наложенном гриме, применяя их для лучшего (по его мнению) воплощения задуманных идей. К примеру, одним из образов Питера, запомнившихся зрителям, был Монти Питонек, чей юморок, подчас переходивший в сарказм и иронию, не всегда вызывал желание улыбнуться и встречал понимание (в том числе) у коллег. Но когда его шутки удавались, то смеялись все и не только Гэбриел…

Если сравнивать юбилейный, исследуемый нами «Selling England By The Pound» (1973) с предшествующими ему «Trespass», «Nursery Gryme» и «Foxtrot», то можн обратить внимание на богатое (подчас излишне) текстурирование этих работ Genesis. Внимательный слушатель обратит внимание на то, что, по сравнению с ранними пластинками «Selling England By The Pound» немного упрощён. Это вовсе не значит, что из музыки генезисов пропали насыщенные, плотные и чудные оркестровки. Вовсе нет! Но их музыка становится не столь могучей и всепоглощающей, как на трёх вышеприведённых дисках.

На необычном названии «Selling England By The Pound» («Продавая Англию За Фунт»), отсылающему нас к тогдашнему политическому лозунгу одной из ведущих британских партий (Лейбористской), по одной из версий, настоял Питер Гэбриел, всегда чуткий к политическим трендам и общественным настроениям.

Аранжировки «Selling England By The Pound» не теряют своей грандиозности, но в них становится гораздо меньше фрагментированных ритмов, что делает альбом понятным большему числу слушателей. Хрупкая вещица под названием «I Know What I Like (In Your Wardrobe)» (англ. «Я Знаю, Что Мне Нравится (В Твоём Гардеробе)»), выпущенная в виде сингла, сполна демонстирирует такой подход. Кроме «I Know What I Like (In Your Wardrobe)» ещё один трек «Firth of Fifth», чьи парящие инструментальные построения (напоминающие нежнейшие построения коллег-конкурентов из King Crimson), впоследствии органично стали частью концертного репертуара Genesis, первоначально войдя в качестве синглов в призовую двадцатку британских чартов.

В «Firth of Fifth» вокалы Гэбриела и Коллинза были поделены поровну. Хотя по первому впечатлению, пел один Гэбриел. В дальнейшем вкрадчивом опусе «More Fool Me» уже солирует единолично Фил Коллинз и некоторые наблюдательные меломаны и критики почти сразу обратили внимание на то, что голоса Гэбриела и Коллинза очень похожи по манере исполнения и близки по высоте. Как показало дальнейшее развитие событий, такое совпадение заметили не только продвинутые наблюдатели, но и сами музыканты. Что можно считать предзнаменованием их будущего разрыва с Гэбриелом, его скандального ухода из Genesis в 1075 году и началом впечатляющего сольного пути Питера.

Но всё это будет потом. А пока вспомним, что «Selling England By The Pound» начинается с «Танцуя С Рыцарем Лунного Света» (англ. «Dancing With The Moonlight Knight»). Здесь впечатляет ключевой сдвиг от почти ладового, характерного для средневекового фолка вокала и гитарной партии к скоростной барабанной разминке, ярко воплощенной Филом Коллинзом, переходящей в хор. Любопытным также представляется момент, что в этот период Стив Хакетт одним из первых среди гитаристов начинает осваивать особую гитарную технику игры под названием «тэппинг», позже популяризованную и продвинутую в массы мастеровитым Эдди Ван Халеном из Van Halen, а также технику свопового штриха, которую в 1980-х годах практиковал гитарный вундеркинд Ингви Мальмстин. Эти виртуозные гитарные приёмы также используются в песне «Dancing with the Moonlight Knight». Пожалуй, единственным недостатком этого замечательной композиции, отмечаемым критиками, является синхронный звук, также применённый в финальной «Cinema Show», слегка понижающий общий возвышенный настрой трека.

Трек «The Battle Of Epping Forest» повествовал о жёстком переделе территорий и борьбе между двумя лондонскими бандами. Здесь Фил Коллинз вновь показал высокий класс, продемонстрировав свои таланты перевоплощения и актёрского мастерства. «After The Odeal» стала инструментальной пьесой, с немалым числом завихрений, за которые так ценили и ценят Genesis многочисленные поклонники. В кинематографичной одиннадцатиминутной «Cinema Show» музыканты обратились к исследованию странностей английской причудливой души на примере сложных любовных отношений местного Ромео, преподносящего коробку конфет красотке Джульетте, игриво стреляющей глазками и как бы, не обращающей внимания на старания ухажёра, витая в ароматах облака дешёвых духов…Занавес окончательно опустится в короткой «Aisle of Plenty».

Идея и концепция «Selling England By The Pound» принадлежат музыкантам Genesis. Все восемь композиций написаны: Тони Бэнксом, Филом Коллинзом, Питером Гэбриелом, Стивом Хакеттом и Майком Резерфордом. Диск был выпущен на лейбле Charisma в августе 1973 года и спродюсирован самими артистами и Джоном Бернсом.

Основными участниками записи «Selling England By The Pound» стали: Питер Гэбриел, спевшего на вокале, сыгравший на флейте, гобое и перкуссии; Стив Хакетт записал основную гитару и бэк-вокал; Тони Бэнкс – бэк-вокал, фортепиано, клавишные, акустическая гитара, бэк-вокал; Майк Резерфорд сыграл на басу, ритм-гитаре, ситаре и

На переднем плане обложки «Selling England By The Pound» присутствует картина Бетти Суонвик «Сон» (англ. «The Dream»), где изображён лежащий (и уснувший) на скамейке в парке человек. Время года – тоскливая осень с её бледно-жёлтыми оттенками. Вдаль уходят копны сена и размещены силуэты различных людей. По одной из версий, человеку снятся образы средневековой Англии, перемешанные с текущими в настоящем событиями. Такой версии есть своё подтверждение, состоящее в том, что следы образов прошлого, вроде «Лунного Рыцаря», «Ромео и Джульетты» или древнегреческих персонажей пересекаются с современными гангстерами, мужчинами и женщинами или поэзией Томаса Элиота из поэмы «Бесплодная Земля» (в частности, сцену «Огненной проповеди»). Любопытно, что на оригинальной версии картине не было изображения газонокосилки. Музыканты попросили художницу добавить её, как аллюзию на песню «I Know What I Like», где, по словам Гэбриела, идея заключалась в том, что «кошение лужайки является актом подавления агрессии. Её лирический герой — парень, который скрывает свои эмоции, но он очень рассержен» и я бы добавил, не очень рад своему сну...

В завершение, скажу, что диск стал одним из самых коммерчески успешных времени «эры Гэбриела» в Genesis. «Selling England By The Pound» входит в «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии PopMatters и в «100 лучших альбомов прог-рока» по версии авторитетного издания Classic Rock. По версии журнала Rolling Stone, диск стоит на 6 месте в списке «50 величайших прог-рок-альбомов всех времён»!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.12.2023 13:49
Комментарии 0
Наверх