Версия // Культура // «Годзилла: Минус один» и «Претенденты» – обзор сетевых новинок кино этой недели

«Годзилла: Минус один» и «Претенденты» – обзор сетевых новинок кино этой недели

4357

Правильная гигантомания

«Годзилла: Минус один» и «Претенденты» – обзор сетевых новинок кино этой недели
В разделе

На днях в сети появились две любопытные премьеры: японский оскароносный драматический боевик «Годзилла: Минус один» и спортивная мелодрама от Луки Гуаданьино «Претенденты».

Годзилла: Минус один

(16+)

Реж. – Такаси Ямадзаки

В ролях – Рюносукэ Камики, Сакура Андо, Минами Хамабэ, Юки Ямада, Такато Ёнэмото, Рикако Миура, Мунэтака Аоки, Майкл Ариас, Юки Такао

Производство – Япония

Японский фантастический драматичный боевик – еще одна инкарнация приключений культового монстра. Режиссером фильма стал малоизвестный за пределами родины Такаси Ямадзаки («Баллада», «2199: Космическая одиссея», «Вечный «Зеро», «Человек по имени Пират» и др.). Лента была удостоена премии Оскар за лучшие визуальные эффекты.

Коичи Шикисима (Рюносукэ Камики) летчик камикадзе, который в последние дни войны столкнулся с Годзиллой на военном аэродроме, расположенный на небольшом островке. То, как монстр уничтожил почти весь гарнизон военной части, оставило глубокую психологическую травму Коичи. Вернувшись в Токио, он страдает посттравматическим расстройством, попутно пытаясь вернуться к мирной жизни. Но его война не закончена: на город нападает Годзилла, отчего погибает несколько тысяч человек. Граждане решают самостоятельно избавиться от монстра, и Коичи принимает в этом одну из главных ролей.

Годзилла как персонаж зародился в 1953 году под впечатлением от просмотра американского «Чудовища с глубины 20 000 саженей». Продюсер кинокомпании Toho Томоюки Танака решил, что Японии не помешает собственный гигантский монстр. Так, уже в 1954 году родился один из крайне популярных культурных феноменов, насчитывающий, помимо всего прочего, только 36 полнометражных художественных фильмов (без учета сериалов и мультипликации). Далеко не каждому киногерою повезло получить столько экранизаций!

Годзилла три десятилетия не спешил покидать границ Японии. Местные киноделы штамповали фильмы с ним в самых разных жанрах: от комедий и приключенческой фантастики до боевиков и хорроров. Лишь под конец 70-х Годзиллой заинтересовались ушлые американцы. Они выпустили на ТВ сериал, который продержался три сезона, после чего в Голливуде забыли про Годзиллу еще на двадцать лет. А там был Роланд Эммерих с провальным проектом. А спустя еще пятнадцать лет стартовала целая франшиза «Монстервёрс», о которой мы много рассказывали.

Но вернёмся в Японию. Несмотря на то что их национальный монстр перебрался в Голливуд, киноделы страны восходящего солнца рук не опускали и продолжали работать над новыми интерпретациями истории огромной радиоактивной ящерицы. Такаси Ямадзаки начал работать над проектом в 2022 году, чтобы приурочить его выход к 70-летию Годзиллы. Режиссер не только успел, но и ознаменовал юбилей японского монстра приятным неожиданным бонусом – Оскаром за лучшие визуальные эффекты. Ранее ни один фильм про Годзиллу Оскаров не получал.

Теперь о самом фильме. Настолько ли он хорош, как о нём говорят? Совсем недавно мы обозревали «Годзилла и Конг: Новая империя», где в конце обзора рекомендовали посмотреть именно «Годзилла. Минус один». Рассказываем, чем он отличается от голливудских поделок и заслуженно ли получил свой Оскар.

Главное отличие голливудского «Годзиллы» от его японского собрата в следующем. В западных фильмах с Годзиллой люди занимают второй и третий план. Они практически не влияют на сюжет, и было бы куда лучше без них. Фильм Такаси Ямадзаки спокойно мог бы обойтись без Годзиллы – замени монстра на что угодно, смысл фильма от этого не исказился бы. Парадоксально, но факт. В японской версии во главе угла стоят люди, их страдания, их лишения, их горе. И когда против них выходит Годзилла, зрителю не остается выбора, чью сторону принять в этом противостоянии. «Годзилла: Минус один» серьезное кино, которое в очередной раз вскрывает больную тему для всех японцев – поражение во Второй мировой войне. А радиоактивные монстры – лишь удачная метафора. Это не тупое зрелище, как огромная ящерица долбит по голове гигантскую обезьяну, нет. Суть этого кино – военная драма, поэтому развлечения здесь ждать не стоит.

Ямадзаки, пожалуй, снял именно то кино, которое должно было ознаменовать семидесятилетие Годзиллы. Дизайн монстра выполнен в классическом виде (в этом они похожи с голливудской версией), отсылая зрителя в те времена, когда его изображал аниматор в костюме. Даже движения ящера в некоторых сценах выглядят намеренно нелепо, будто изображая человеческие. Не забыл режиссер и про Токио. Кадры разрушенного войной города шокируют, особенно на контрасте с тем, как он выглядит сейчас.

Вообще, Оскар за визуальные эффекты – это та награда, которая редко присуждается фильмам не из Штатов. Когда мы посмотрели «Создателя» Гарета Эдвардса, мы были приятно удивлены качеством спецэффектов в совокупности со скромным по голливудским меркам бюджетом в $80 млн. Но это мы еще не видели «Годзиллу: Минус один»! Это кино снято всего лишь за $15 млн. Но при этом картинка практически не уступает лучшим голливудским аналогам. Трудолюбию и упорству японских киноделов можно только позавидовать. Местный Годзилла кажется однозначно куда более реальным, чем его заокеанский брат. А за реализмом тут же следует чувство настоящей опасности, что очень важно для этого фильма. Комбинированные съемки, качественная аниматроника, аккуратная компьютерная графика, детализированные макеты зданий и техники – все это использовали создатели фильма для правдоподобной картинки.

Конечно, подобные дифирамбы стоит воспринимать с оглядкой на крайне скромный бюджет и не считать, что визуал здесь уделывает вообще всех в абсолютной категории. До уровня тех же Вильнёва или Нолана японцам еще придётся много трудиться. Но потенциал их работы высок.

Из актёрского состава вы вряд ли сможете кого-то узнать. Тем не менее актёры играют достаточно эмоционально, чтобы можно было проникнуться драмой этого кино. Персонажи здесь – центр фильма и его душа, а не монстр. Годзилле досталась роль антагониста – жестокого и бескомпромиссного чудовища, которого почти невозможно остановить.

При этом сюжет ленты такой же, как в самом обычном фильме-катастрофе. Здесь нет попыток переосмысления этой истории, выворачивания наизнанку или деконструкции. Напротив, история максимально классическая, именно такая, какая должна быть в фильме про огромного радиоактивного монстра. «Искалеченные войной люди противостоят новой угрозе».

Эпикриз: При бюджете в $15 млн фильм смог собрать по миру более $115 млн и один Оскар, что делает это кино самым успешным среди всех фильмов про Годзиллу. Фанатам монстра и всем киноманам рекомендуем для ознакомления.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Годзилла. Минус один» (2024), реж. – Такаси Ямадзаки.

Претенденты

(18+)

Реж. – Лука Гуаданьино

В ролях – Зендея, Майк Фейст, Джош О’Коннор, Дарнелл Эпплинг, Нада Деспотович, Крис Фаулер

Производство – США

Спортивная драматичная мелодрама от режиссера фильмов «Назови меня своим именем», «Большой всплеск», «Суспирия» и «Целиком и полностью» Луки Гуаданьино.

Фильм рассказывает про двух друзей – Арта (Майк Фейст) и Патрика (Джош О’Коннор), которые посвятили свою жизнь профессиональному теннису. Будучи юношами, они оба влюбляются в Ташу (Зендея), такую же начинающую теннисистку. И если соперничество на корте не привносит разлад между приятелями, то борьба за сердце девушки влечет за собой долгоиграющие последствия.

Для начала отметим самое слабое, что мы увидели в этом фильме – это работа монтажёра. Сюжет подается здесь сразу в двух временных отрезках: настоящем, когда герои вновь сталкиваются на корте, и прошлом, где они встречают Ташу. И всё бы ничего, но прыжки из прошлого в настоящее и обратно здесь слишком хаотичны и сбивчивы. При этом внешность главных героев мало меняется, поэтому, чтобы не упустить что-то важное и не запутаться в сценарных ходах, придется внимательно следить за картиной. Но и с этим фильм может раздражать постоянными флэшбеками и флэшбеками во флэшбеках. Трудно понять, в каком временном периоде находится та или иная сцена. Такого здесь много. Фильм всеми силами старается быть нелинейным. Это, конечно, придаёт динамичности, но легко отпугнёт не очень увлеченного зрителя. В общем, монтаж картины оставляет желать лучшего.

Сам сюжет, если опустить его кривую подачу, достаточно любопытен. Это кино не столько про теннис, сколько про любовь, самореализацию и дружбу. Вместо тенниса здесь могли быть любые другие виды спорта – от дартса до автогонок. Акцент сделан на финальном поединке Арта и Патрика. Фильм поэтапно вскрывает их непростые взаимоотношения, а также рассказывает о роли в них Таши. Её изначальные метания меж двух друзей, загубленная карьера и попытка реализовать свои мечты в муже – обо всём этом рассказывает картина Гуаданьино.

К слову, если брать фильмы про теннис, будь то неплохие байопики «Битва полов», «Корль Ричард» или «Борг/Макинрой», то «Претенденты» на их фоне смотрятся бодрее. Этому способствует не только высокий темп повествования, но и выдуманная основа. Фильм не базируется на реальной истории, поэтому может позволить себе играть с сюжетом и формой его подачи, как ему вздумается, лишь бы держать зрителя в напряжении. Был бы еще монтажёр погуманнее, то картину мы бы назвали без оговорок удачной.

Из безоговорочных достоинств здесь отметим работу оператора. Теннисные матчи показаны с небывалой эффектностью. Масса ракурсов, грамотное использование слоу-мо (даже вне теннисного корта), подвижная камера, быстрые наезды и отъезды в чередовании с крупными планами – все это отлично передаёт настроение фильма. Также достаточно оригинально был подобран саундтрек, написанный в стиле клубной музыки середины «нулевых». Гуаданьино использует музыку нетривиально: не только чтобы подчеркнуть динамику, но и для придания веса эмоциональным сценам. Возможно, музыка не везде смотрится уместно, зато запоминается из-за оригинальности.

Фильм тащит на себе актёрское трио: Зендея, Майк Фейст и Джош О’Коннор. И если Зендея уже успела стать звездой голливудских красных дорожек, то для её напарников этот фильм можно назвать одним из наиболее значимых в карьере. Кроме них троих в повествовании нет практически никого. Весь хронометраж – только три актёра. Здесь отсутствует второй план как таковой, есть ведущее трио и люди на фоне, которые совсем не влезают в историю и не влияют на сюжет. Стоит отдать главным актёрам должное – с этой достаточно трудной задачей они справились.

Рука режиссера видна в тональности этой ленты. Фильм наполнен солнцем, летом, жарой и эмоциями. Итальянские песни лишь подчеркивают этот колорит, хотя действие фильма происходит в США. Во многом атмосфера картины похожа на то, что мы уже видели у Гуаданьино в «Назови меня своим именем». Только здесь на замену итальянской расслабленности и беззаботности пришли спортивные страсти.

Эпикриз: если опустить некомфортный монтаж, то «Претенденты» можно смело рекомендовать всем поклонникам занимательных мелодрам, а также творчества Луки Гуаданьино. Как фильм про теннис, это кино не расскажет что-то новое.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.05.2024 17:00
Комментарии 0
Наверх