Версия // Культура // Новаторскому альбому «Tubular Bells» Майка Олдфилда исполняется 50 лет, а самому композитору- 70!

Новаторскому альбому «Tubular Bells» Майка Олдфилда исполняется 50 лет, а самому композитору- 70!

4902

Звон цилиндрических колоколов. Часть 2

Новаторскому альбому «Tubular Bells» Майка Олдфилда исполняется 50 лет, а самому композитору- 70!
(фото: Wikimedia Commons/32bitmaschine)
В разделе

Продолжая тему, начатую в первой части статьи, поясним, что изображение «согнутого колокола» с обложки «Tubular Bells» ассоциируется с Олдфилдом ещё и потому, что он впоследствии выбрал его в качестве логотипа личной музыкальной компании «Oldfield Music, Ltd». Кроме того, это изображение было центральным и для следующих альбомов «Tubular Bells». «Tubular Bells» вышел также и виниловой пластинкой с вшитым изображением (англ. vinyl picture disc), демонстрируя изогнутый колокол на фоне неба.

«Не надо мстить, мудрее будьте. Зачем вам горе от ума? Простите всех и всё забудьте, а жизнь накажет их сама»Омар Хайям.

Обложку первого и неповторимого «Tubular Bells» представила композиционная работа. Где «ряд вырезанных фрагментов из различных фотографий» были (как и музыкальные партии) «наложены друг на друга и скреплены клеем. Треугольная форма колокола пришла в голову Олдфилду. Во время записи альбома он, случайно смял комплект трубчатых колоколов. Чтобы получить более громкое звучание, Олдфилд использовал большие металлические молотки, хотя необходимы были деревянные молоточки. В конце концов, колокола изогнулись, натолкнув Майка на идею повреждённого, согнутого колокола».

Тревор Кей был известен в качестве «эксперта по фотографированию металлических объектов». Он смастерил нужный для съёмки «колокол» из 1,5-дюймовой трубы (вероятно, хромированной). Потом Кей «сделал фото в своей студии, поскольку если бы он фотографировал на улице, при таком ракурсе в колоколе отображалось бы небо. Если взять обложку пластинки и рассмотреть вблизи, то можно увидеть, где именно был вырезан «Трубчатый колокол». Он был вырезан и наклеен на одну из фотографий с изображением пляжа». По версииТома Ньюмана, «это был Гастингс или Истборн (оба находятся на юге Англии)». Но, по версии Майка Олдфилда, «это – Брайтон»…

И, чтобы закончить с исследованием оформления «Tubular Bells», приведём немаловажную деталь, для любознательных: «Обложка альбома «Tubular Bells» была среди десяти, избранных государственной почтовой службой Великобритании (Royal Mail) для коллекции почтовых марок «Классические обложки альбомов», изданной в январе 2010 года». Как говорится, скромно, но с большим вкусом…

В общем, «Tubular Bells» исполняется полвека. Что ж, сегодня альбом по праву считается шедевром во всех отношениях. Например, музыка пластинки нашла своё отражение в кино. Её главная тема была использована в культовом среди поклонников жанра фильме ужасов «Изгоняющий дьявола» и получила премию «Grammy» как лучшая инструментальная композиция. С течением времени «Tubular Bells» покорил мировые музыкальные чарты. Он оставался в британских чартах «в течение 279 недель». Поднимался на вершину медленно, но непреклонно. «Став номером один через год, сместив второй альбом Олдфилда «Hergest Ridge», занимавший первую строчку в течение трёх недель». Такое событие сделало Майка Олдфилда «одним из трёх артистов Великобритании, чьи альбомы, находящиеся на вершине чартов, победили сами себя»!

В Англии «с момента релиза альбом попадал в чарты каждое десятилетие. К настоящему времени продано свыше 16 миллионов его копий». Он стал платиновым и золотым в США и Великобритании, заняв 17 место в рейтинге «50 величайших прог-рок альбомов всех времён и народов» по версии журнала Rolling Stone. 50-е юбилейное издание британского музыкального журнала Music Week разместило альбом «Tubular Bells» на 35-й строчке в рейтинге альбомов Великобритании 1959—2009 годов, имевших наибольшие продажи. В специальном выпуске британских музыкальных журналов «Q» и «Mojo» под названием «Pink Floyd и история прогрессивного рока» альбом разместился на 9 позиции в списке «40 альбомов спейс-рока»!

Помимо прочих достижений, пластинка способствовала рождению нового музыкального жанра под названием «New Age» (музыка «Новой Эры» или «Новой Эпохи») с его бесчисленными релаксирующими вариациями. Глядя из дня сегодняшнего, представляется весьма интересным, поговорить об этом с самим Майком Олдфилдом, так как его произведение стояло всё-таки ближе к минимализму и неоклассике, где сверкают имена таких корифеев, как Майкл Найман, Филип Гласс и Николай Каретников, а также наших современников, вроде Ханса Циммера, Людовико Эйнауди, Янна Тирсена, Олафура Арналдса, Рамина Джавади и других композиторов.

Предполагал ли тогда Майк Олдфилд, что его произведение послужит примером для чувственных композиций Enigma, Deep Forest, Enya и сонма их (разной степени таланта) подражателей, сказать, не берусь. «Tubular Bells» произвёл в своё время настоящий фурор. Его находки сделали имя Олдфилду, но несколько «затенили» последующие работы Майка, среди которых стоит отметить такие «жемчужины», как «Hergest Ridge» (1974) и «Ommadawn» (1975). Они, конечно, немного уступают «Tubular Bells», ставшему «визитной карточкой» Олдфилда, но не менее превосходны! В дальнейшем музыкант написал и выпустил ещё много чего, о чём можно прочитать в посвящённой ему литературе.

Вкратце упомянем лишь основное.

Вышедший в 1979 году «Platinum», начал целую череду альбомов со схожей концепцией: длинная инструментальная композиция располагалась на первой стороне пластинки и четыре небольших песни (или подборки инструменталов) — на другой. В 1980 году вышел следующий диск «Queen Elizabeth II». Альбом не содержал длинных инструментальных композиций. Следующий «Five Miles Out» опять включал продолжительные инструменталы: «Taurus 2» занял всю первую сторону пластинки, а «Orabidoo» — половину второй стороны. Дополнили вторую сторону такие хиты как «Five Miles Out» и «Family Man». Альбом «Crises» (1983), считается одним из самых лучших у Майка периода восьмидесятых годов. Композиции «Moonlight Shadow» и «Shadow On The Wall» сразу стали хитами. Затем последовал очередной европейский тур, увенчанный концертом на знаменитой Wembley Arena, отметивший десятилетний юбилей творчества Майка.

Для записи своего следующего альбома «Discovery» Майк отправился в Альпы. Результатом «стали 7 песен и 1 инструментальная композиция. Наибольшую известность получила композиция «To France» с великолепным вокалом Мэгги Райлли. В 1985 году Майк закончил писать саундтрек к фильму «The Killing Fields». Музыка, написанная с помощью старого знакомого Дэвида Бедфорда», была пронизана мистикой. Есть мнение, что альбом «сильно отличается от других работ композитора и находится на грани авангарда». Следующий диск «Islands» был раскритикован и довольствовался низкими продажами. На мой взгляд, не совсем заслуженно, так как украсившая его, эпическая 21-минутная инструментальная композиция «The Wind Chimes» заслуживает всяческого внимания.

В 1989 году вышел «Earth Moving». Он примечателен тем, что в нём «не оказалось ни одной инструментальной композиции». В 1990 году на свет появился «Amarok», ознаменовавший возвращение Олдфилда к его излюбленной инструментальной музыке. Опус содержит в себе лишь «одну композицию длиной 60 минут! Диск вновь подтвердил репутацию Майка как уникального мультиинструменталиста. Музыкант сам сыграл на более чем 60 инструментах, включая такие «раритеты» как башмаки, ложки, ногти» и так далее.

«Heaven’s Open» (1991) завершил контракт Майка с Virgin. Противоречия между Ричардом Брэнсоном и Майком Олдфилдом назревали давно. Майк (словно главный герой знаменитого романа Ремарка «Чёрный Обелиск») не хотел, «быть задумчиво погребённым среди воспоминаний, которые жаждал забыть». К началу 1990-х Олдфилд разругался с Брэнсоном (который, по своему, ценил творения Майка, даже дав имя «Tubular Bells» одному из своих самолётов) разойдясь с ним во взглядах на коммерциализацию музыки. Олдфилд сменил лейбл и выпустил продолжение «Tubular Bells» под названием «Tubular Bells II», также поимевшее немалый коммерческий успех и покорившее мировые музыкальные чарты. «К настоящему времени продано свыше 2 миллионов копий «Tubular Bells II». После выхода диска последовал мировой тур, посвященный 20-летней годовщине изначального «Tubular Bells», кульминацией которого стали несколько аншлаговых концерта в знаменитом лондонском зале Albert Hall».

Диск «The Songs Of Distant Earth» снова стал новаторским, сломав многие «шаблоны музыкальной индустрии». Пластинка стала «первым коммерческим альбомом, включившим в себя элементы виртуальной реальности. Сам альбом был основан на одноимённом романе известного английского писателя-фантаста Артура Кларка. Его роман так понравился Майку, что он решил записать альбом, посвященный ему. Он встретился с писателем и получил разрешение на такую работу с его произведением. Когда демоверсия была готова, музыкант отослал её Артуру. Музыка альбома, в свою очередь, очень впечатлила Кларка. Он даже написал вступительный текст к буклету пластинки». На следующем диске «Voyager» (1996) Майк собрал «десять инструментальных композиций в кельтском стиле. Семь из десяти треков являются переработками старинных ирландских и шотландских мотивов, а три новые композиции стилизованы под них. Альбом получился спокойным и расслабляющим, открыв новые грани таланта мультиинструменталиста».

«Tubular Bells III» (1998) «навеяло» Майку «кассетой с записью клубной музыки, которую ему дал послушать знакомый. Впервые в музыку Майка пробрались довольно жесткие ритмы, хотя и всего лишь в двух треках. Первая композиция практически является диджейским ремиксом» на оригинальные мелодии «Tubular Bells». «Guitar» (1999) является возвращением к «корням творчества Майка — гитаре. Все музыкальные партии, включая ударные, были сыграны с помощью различных гитар». В «нулевых» Олдфилд усиленно занимался работой над созданием музыкальной виртуальной реальности, запечатлев её в компьютерной игре, обращался к классике и так далее. Он периодически выступает и в наши дни. Его имя (как и имена не менее прославленных коллег, играющих с Майком на одном «поле», вроде: Вангелиса, Жан Мишеля Жарра, Дидье Маруани, Алана Парсонса, Tangerine Dream и других) навсегда запечатлено на скрижалях музыкальной истории, а исследуемый нами альбом «Tubular Bells» (как и его продолжения) всячески рекомендую к периодическому (под настроение) прослушиванию.

«Наша Версия» отмечает, что 2023 году Майку Олдфилду исполняется 70 лет (он родился 15 мая 1953 года). Поздравляем!

Редакция также поздравляет читателей с майскими праздниками и желает всем мира, любви, терпения, здоровья и хорошей музыки!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.05.2023 15:54
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх