// // 90% школьников приходят на выпускной с подорванным здоровьем

90% школьников приходят на выпускной с подорванным здоровьем

1173

Аттестат смертности

В списке побочных эффектов средней школы – близорукость,
сколиоз, гастрит и целый букет нервных расстройств
lori.ru
В списке побочных эффектов средней школы – близорукость, сколиоз, гастрит и целый букет нервных расстройств lori.ru
В разделе

По статистике, при поступлении в школу могут считаться здоровыми около 70% детей, а по её окончании таковых остаётся лишь 10%. С годами ситуация только ухудшается, превращаясь в проблему национального масштаба, когда уже 30% выпускников школ невозможно призывать в армию по состоянию здоровья. С 1 сентября этого года вступают в силу новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, которые вроде бы призваны изменить положение дел. Вот только распространяются они исключительно «на проектируемые и реконструируемые школы», а «ранее построенные здания общеобразовательных учреждений эксплуатируются в соответствии с проектом». А значит, всё останется по-старому.

Президент РФ Медведев в обращении к Федеральному собранию в 2010 году не просто выразил обеспокоенность в связи с «неудовлетворительным состоянием здоровья российских школьников», но подчеркнул, что «сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая». Соответствующие министерства и ведомства вроде бы оперативно отреагировали на указания главы государства, и 29 декабря 2010 года главным государственным санитарным врачом РФ были утверждены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Те самые, что вступят в силу с 1 сентября – с начала нового учебного года.

Правила и нормативы вроде бы хорошие. Они определяют требования и к территории школ, где должны быть размещены площадка для игр, стадион и зона отдыха, и к самому зданию школы. Начальные классы рекомендуется размещать в отдельном блоке, желательно с выходом на участок; комнаты 1-х классов – не выше второго этажа, 2–4-х классов – не выше третьего этажа. При этом в 1-м классе должно быть не более 25, а в коррекционном – не более 20 детей.

Спортзал должен быть на первом этаже здания или в отдельном здании, предусмотрены раздевалки, душевые, туалеты для мальчиков и девочек. Кабинеты, коридоры, залы в новых строениях будут просторнее и выше: высота учебных помещений – не менее 3,6 метра. Запрещается размещать учебные классы, мастерские, медкабинеты, спортивные, танцевальные и актовые залы в цокольных этажах и подвалах, поскольку там не хватает воздуха и света. Санитарные правила чётко оговаривают и медицинское обеспечение школ. На первом этаже предписано иметь кабинет врача и процедурную комнату, оба помещения – не меньше 14 квадратных метров. Исключение – сельские школы, где допускается обслуживание в сельском медпункте. Школьная библиотека в гимназиях и лицеях превращается в справочно-информационный центр с компьютерами и электронными базами данных, а общеобразовательным школам велено к этому стремиться.

Учебный процесс и нагрузка на детей также регламентированы. В 1-х классах занятия проводятся по пятидневной учебной неделе, в первую смену, с 40-минутной переменой в середине учебного дня, без оценок и домашних заданий. Для «продлёнок» нужно оборудовать спальни и обеспечить трёхразовое питание и прогулки.

Максимальная недельная нагрузка увеличена на один час за счёт третьего незаменяемого урока физкультуры. Для профилактики нарушения осанки рекомендованы в начальных классах два комплекта учебников, вес комплекта не должен даже в старших классах быть тяжелее 4 килограммов. Организация профильного обучения в 10–11-х классах не может приводить к увеличению нагрузки.

Часть организационных вопросов школы теперь имеют возможность решать сами. «Директор школы и родители вправе выбирать для детей пяти- или шестидневную учебную неделю. Кроме того, минимум температуры для посещения школы в зимнее время также устанавливается коллективным решением», – рассказала «Нашей Версии» начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления роспотребнадзора по Челябинской области Елена Мурашова.

По теме

Всё замечательно, но… приёмка действующих школ к новому 2011/12 учебному году будет проводиться по санитарным правилам 2002 года (СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»). А школ, хотя бы готовящихся работать по новым санитарным правилам, – единицы. В целом в России 1 сентября 2011 года планируется открыть около 50 тыс. школ, где будут получать знания более 13 млн детей в возрасте от 6 до 17 лет. Вот, к примеру, в Москве к 1 сентября откроются две новых школы – гимназия № 1786 и средняя школа № 2049 в Южном Бутове. Казалось бы, тем, кто там будет учиться, повезло – они окончат школу здоровыми. Но, как сообщили «Нашей Версии» в школах, оба проекта школьных зданий готовились ещё по старым СанПиНам.

«Так плохо со здоровьем у российских школьников было разве что после революции и после войны», – сказал « Нашей Версии» известный детский врач Леонид Рошаль. За школьные годы 90% учащихся успевают приобрести типичные «болезни школ» – искривление позвоночника, гастрит, болезни, связанные со зрением.

«В XXI веке в ряде школ ещё отсутствуют туалеты, – возмущается председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко. – 40% сельских школ их не имеет, и централизованное водоснабжение в 35% сельских школ также отсутствует. В высшей степени недопустимо, чтобы дети обучались в крайне неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условиях». Товары детского ассортимента часто не соответствуют требованиям по безопасности и токсичности, печатная продукция, учебники – по качеству печати, бумаги и размерам шрифта. «В результате мы имеем ситуацию, когда в первый класс приходит практически здоровый ребёнок, а к окончанию учёбы он имеет два, а то и три хронических заболевания», – отметила глава профильного комитета.

Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет в течение последнего десятилетия возросла на 9,3%, и в настоящее время здоровыми признаны чуть более 20% российских школьников. Таковы данные Мин-здравсоцразвития, которые приводила на заседании Совета при президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике в 2010 году министр Татьяна Голикова. По её словам, две трети из 16,3 млн российских школьников имеют различные отклонения по состоянию здоровья. Лишь 21,4% относятся к первой группе здоровья, в то же время у 21% выявлены хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания.

! Учащиеся 1-х классов хуже готовы к обучению, а доля детей, имеющих недостаточный уровень развития при поступлении в школу, удвоилась, даже по сравнению с концом 90-х, с 21,2 до 41,4%. Одна из причин ухудшения здоровья школьников – интенсификация учебного процесса. Уже к концу 1-го класса количество здоровых детей сокращается почти в 4 раза – с 17,3 до 4,3%. Особенно часто нарушается здоровье детей, если они приступают к обучению в возрасте до 6,5 года. Татьяна Голикова отметила и высокий уровень распространения заболеваний, способных повлиять на репродуктивные функции подростков. В частности, задержка полового созревания выявлена более чем у трети российских юношей.

Среди хронических заболеваний, распространённых в школах, наиболее часто встречаются повышенное или пониженное артериальное давление, воспаление верхних дыхательных путей, включая хронические тонзиллиты, фарингиты и синуситы, нарушения опорно-двигательного аппарата: сколиоз и юношеский остеохондроз. Факторы риска, приводящие к развитию хронических заболеваний, разумеется, связаны не только со школой. По данным исследований, ими являются низкий доход и служебное положение родителей, наличие нескольких братьев или сестёр, эмоциональная нестабильность. Но наряду с этим специалисты отмечают, что вред здоровью могут нанести и слишком упорная работа в школе, недостаток двигательной активности, большие нагрузки, плохая освещённость и т.д. Особый акцент учёные делают ещё на одном факторе: у каждого ребёнка в школе постоянно оценивают его знания, сообразительность, память, усидчивость. А ситуация оценивания – одна из стандартных моделей стресса.

По теме

По расчётам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, к примеру, в 5-м классе при пятидневке в неделю должно быть не более 28 уроков, при шестидневке – 31 урок. В 6-м классе при пятидневке – 29 уроков, при шестидневке – 32. Приготовление уроков для учеников 5–6 классов должно занимать не более 2,5–3 часов. И задавать на дом больше, чем можно сделать за это время, сейчас запрещено.

У большинства детей школьного возраста наблюдаются симптомы хронического переутомления. К примеру, ребёнок не может вечером долго заснуть, хотя зачастую ложится спать позже положенного времени. Или первоклассник начинает хотеть спать днём, хотя ещё до поступления в школу от дневного сна отказывался. От непосильной школьной нагрузки у ребёнка может подняться и артериальное давление: при норме верхнего показателя в 80–100 мм рт. ст. у младшеклассника оно достигает 115–120.

Если, выполняя домашние уроки, ученик не может сосредоточиться и долго копается, а учителя жалуются, что на уроках он вертится, не слушает объяснений, на вопросы отвечает невпопад, – это также свидетельство переутомления. Подвижность ребёнка на уроках – защита от перегрузок, а постоянная грубость подростка – признак эмоционального дискомфорта. Если у первоклассника пропал аппетит – это также плохой симптом. По наблюдениям медиков, до 60% московских первоклашек худеют уже к концу первой четверти, и именно от переутомления. Дети не могут спать меньше 9,5–10 часов без вреда для здоровья. Они должны пройти, пробежать, проскакать за день около 7 километров. Причём 3 километра – в школьные часы, иначе ребёнок не сможет спокойно сидеть, слушать, запоминать. Гулять школьники должны каждый день три часа.

В средних или старших классах появляются новые напасти. Большая психоэмоциональная нагрузка и пренебрежение к правильному питанию – обед заменяется чипсами или сухариками и запивается газировками – приводят к возникновению гастрита. Российские школьники страдают и от заболеваний глаз. Если у ребёнка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже слабая близорукость – через каждые 30.

Ну а главный бич современного школьного образования – малоподвижность. Уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка, а плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, снижаются окислительные процессы в организме, человек быстрее устаёт.

Изменит ли ситуацию введение новых нормативов? «Вопрос строительства новых школ как пространства, где дети не только учатся, но и отдыхают, развиваются, воспитываются, двигаются, общаются и при этом выпускаются здоровыми, это совсем не вопрос долгого времени, – подчеркнул председатель правления РОО «Право ребёнка», член Общественной палаты РФ Борис Альтшулер. – Но нужна иная организация образования и соответствующие условия. Новые Санпины – в какой-то мере отражение тех требований по развитию школ, о которых говорил президент Дмитрий Медведев в 2010 году. Но пока что у нас школам, как и образованию в целом, мало что достаётся из гигантских денег от добычи газа и нефти, и уходят ресурсы не на развитие собственной экономики, а передаются в том числе и на развитие сопредельных территорий. Так что школы, можно сказать, страдают от «голландской болезни», когда собственная экономика не развивается, а доходы выводятся. Для образования это носит вообще летальный характер».

Опубликовано:
Отредактировано: 22.08.2011 08:51
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх