// // Зарплаты чиновников превысили среднероссийский уровень

Зарплаты чиновников превысили среднероссийский уровень

1627

Бюроплатия

Функционеры МЧС - одни из самых богатых. фото: lori
Функционеры МЧС - одни из самых богатых. фото: lori
В разделе

Опубликованные Росстатом данные о зарплатах чиновников впору объявлять разжигающими ненависть. Ещё бы – судя по ним, в отдельных ведомствах зарплаты превышают среднероссийский уровень в разы. И это без учёта зарплат сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности. И без учёта положенных чиновникам льгот и привилегий, которые в последнее время предлагают монетизировать. Как бы в этом случае не пришлось произносить сакраментальное: «Слишком далеки они от народа».

Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в федеральных госорганах в первом квартале 2012 года составила 51,6 тыс. рублей, сообщил Росстат. Много это или мало? По сравнению с Москвой – немного: в Москве среднемесячная зарплата на тот же период составила 54,4 тыс. рублей.

Но федеральные госорганы – это не только министерства и ведомства в Москве. Это ещё и территориальные органы, где федеральный чиновник – это человек центра. Поэтому, например, начальник отдела в федеральном органе может свысока посматривать на начальника департамента в администрации губернатора: ему-то губернатор не указ. Ну а уж с муниципальными властями даже и сравнивать смешно.

Однако помимо статуса федеральные чиновники в провинции ещё и гораздо богаче. Потому что средняя зарплата по России – 24,7 тыс. рублей. И хотя среднероссийские зарплаты за год выросли больше, чем зарплаты федеральных чиновников – на 16% против 12,8%, нельзя не заметить, что разрыв более чем в два раза.

Так что можно констатировать: чиновничество центральной исполнительной власти превратилось в весьма статусную и высокооплачиваемую группу на большей части территории России. В лице этой группы вполне отчётливо просматривается пресловутая вертикаль власти.

Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что в этой чиновничьей вертикали масса несуразностей. В частности, одни ведомства гораздо «равней» других. Во всяком случае, если судить по средней зарплате.

Например, быстрее всего за год выросли зарплаты в МЧС – в 3,1 раза. Это больше, чем даже в реформируемом Министерстве обороны, где зарплаты выросли вдвое. А если смотреть по абсолютным цифрам, то разрыв вообще невероятный. В МЧС средняя зарплата составила 101 773 рубля. Больше только у аппарата правительства – 104 280 рублей. А в Минобороны средняя зарплата – 56 208 рублей. Смех, да и только.

Можно, конечно, сказать, что военных в центральном аппарате их ведомства гораздо больше, чем сотрудников МЧС: первых – 2378 человек, а вторых – всего 446. Соответственно фонды зарплаты составили 133,7 млн рублей и 45,4 млн рублей. Сократите «паркетных» генералов – вот и выйдет прибавка оставшимся.

Однако эта логика не работает. Потому что в Минэнерго, например, всего 423 сотрудника, а средняя зарплата составляет 36 014 рублей, и её увеличение за год – всего 2%. И это ещё что: в Федеральной антимонопольной службе 579 сотрудников, а их зарплаты за год не только не увеличились, а уменьшились на целых 40%, составив 32 831 рубль.

Как уже отмечалось, больше всего получают сотрудники аппарата правительства – их средняя зарплата в 104 тыс. с лишним рублей достигнута за счёт роста с первого квартала 2011 года на 54%. И есть сильное подозрение, что рост этот произошёл в последнем квартале прошлого – первом квартале нынешнего года. Когда наш тандем произвёл «рокировочку», экс-президенту Дмитрию Медведеву необходимо было как-то подсластить пилюлю. В результате те из команды, кто ушёл вслед за ним в правительство, в деньгах даже выиграли: средняя зарплата в администрации президента составила в первом квартале этого года всего 95 548 рублей, увеличившись за год на какие-то 11%.

По теме

Возможно, и рост зарплат в МЧС – результат ухода его бессменного руководителя Сергея Шойгу на пост губернатора Московской области. Правда, тут скорее стимулировали сотрудников не уходить вслед за своим бывшим начальником: всё же Шойгу был чуть ли не единственным министром, которого подчинённые искренне любили и уважали.

В соответствии с этой логикой понятен и рост на 85% зарплат в Центризбиркоме – до 92 844 рублей. Это явно признание важности «чуровской арифметики»: благо количество выборных кампаний в ближайшее время должно увеличиться. А вот рост на 40% зарплат в Следственном комитете РФ – до 48 767 рублей – это скорее аппаратная победа его руководителя Александра Бастрыкина. Ведь в той же Генпрокуратуре средняя зарплата всего 37 639 рублей.

Вообще, кроме вышеперечисленных ведомств особых богачей не так уж много. За исключением Счётной палаты (77 453 рубля) и Конституционного суда (66 911), большинство ведомств имеет среднюю зарплату в пределах 30–50 тыс. рублей.

Зарплата в ФМС всего 32 623 рубля, ФСИН – 30 082 рубля. С учётом коррупционных возможностей сотрудников этих ведомств становится как-то не по себе от такого распределения зарплат.

А самая маленькая зарплата – в Росимуществе: в среднем 26 918 рублей.

Впрочем, средняя зарплата ведомства – это действительно средняя температура по больнице. Потому что оклады в чиновничьей иерархии растут отнюдь не в арифметической прогрессии.

Так, специалисты – вплоть до главного специалиста, часто исполняющего функции заместителя руководителя отдела, – получают сущие копейки: их зарплата и сегодня составляет 15–20 тыс. даже в Москве. Это часто становится головной болью для начальства: найти на эти деньги приличную секретаршу или вменяемого пресс-секретаря невозможно. Примерно столько же получают помощники депутатов и сенаторов – работники аппарата Госдумы (средняя зарплата – 46 069 рублей) и Совета Федерации (58 462 рубля). Выход находят разный: кто-то из начальства просто доплачивает своим секретаршам, помощникам и пресс-секретарям из собственного кармана, кто-то выписывает им в виде компенсации командировки в курортные места, кто-то выбивает квартиру. Долгое время в помощники депутатов шли бизнесмены, которым не надо было платить, – они сами с удовольствием готовы были доплатить за «корочку», ограждающую от внимания правоохранительных органов. Но в предыдущей Госдуме эта лавочка была закрыта.

Начальники отделов, их замы и замы начальников департаментов и управлений зарабатывают побольше. Ориентировочно это где-то в районе той самой средней по ведомству зарплаты. Поэтому на этих должностях работают либо те, кто «заскочил» на госслужбу ради карьерного роста или иных соображений (например, часто обнаруживается, что супруги руководителей среднего звена работают в той отрасли народного хозяйства, которая подконтрольна именно этому отделу/управлению/департаменту), либо те, кто отсиживает положенные 10 лет на госслужбе, дабы получить пенсию в 70% оклада.

Однако между средним и высшим руководящим составом – пропасть. Потому что руководитель департамента или управления получает несравнимо больше: как правило, не менее 100 тыс. рублей. Плюс у чиновника этого ранга появляется доплата за ненормированный рабочий день (как будто его подчинённые посмеют уйти в дни подготовки отчёта или иных материалов!), за классность (у чиновников есть своя табель о рангах), за стаж, за секретность… А ещё масса нематериальных льгот и привилегий – от служебного автомобиля и путёвок в хорошие сочинские санатории до высококлассного лечения и жилья.

О жилье стоит сказать особо. Опытные чиновники по квотам на жильё, выделяемых ведомству, судят о влиятельности его руководства. И зачастую в малооплачиваемых министерствах квоты таковы, что квартиры получают даже рядовые сотрудники. А есть ведомства, где квартиру за последние пять лет получила только секретарша шефа, и то в Мытищах.

В общем, следует признать: административная реформа, о которой так много говорили в Минэкономразвития, провалилась. Зарплаты госслужащих никоим образом не отражают результата их труда, а ведомственные диспропорции – важности этих ведомств в жизнедеятельности страны. В самом деле, если в том же Минэкономразвития средняя зарплата составляет 36 619 рублей, а в подчинённой ему Росаккредитации – 81 040 рублей, значит ли это, что «полномочия по аккредитации в установленной сфере деятельности» гораздо ценнее и важнее, нежели выработка прогнозов экономического развития страны, на основе которых верстается федеральный бюджет?

Зарплаты чиновников, квоты их льгот, выделяемые ведомствам, – всё это стало признаком статуса того или иного министра, руководителя федеральной службы или иного ведомства. И это очень грустно, потому что означает отсутствие осмысленной административной политики и малую управляемость исполнительного аппарата. Что в условиях перманентных угроз кризиса весьма опасно.

Опубликовано:
Отредактировано: 11.11.2016 15:08
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх