// // Вслед за Эллой Памфиловой в отставку может быть отправлен и главный омбудсмен страны Владимир Лукин

Вслед за Эллой Памфиловой в отставку может быть отправлен и главный омбудсмен страны Владимир Лукин

325

Бесправные защитники

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Летом государственную правозащитную систему залихорадило. Первый удар пришёлся на уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, некстати заступившегося за оппозиционных митингующих. А совсем недавно в отставку подала Элла Памфилова, председатель совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при президенте РФ. Поговаривают, что она не выдержала внешнего давления и предпочла отступить. Какой прок от государственных правозащитников и почему их деятельность оказалась в центре скандала, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

В предпоследний день июля подала в отставку глава президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова. О мотивах своего решения г-жа Памфилова предпочла не распространяться, но особо не скрывается, что она устала от бесконечных «наездов» на правозащитное движение. Даже если это движение напрямую санкционировано и поддерживается государством.

Чуть раньше под удар попал уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Он ретироваться с поля боя не намерен, и, как полагают наблюдатели, у него есть шанс продержаться. Если он, конечно, прислушается к советам «старших товарищей».

В середине июня региональные омбудсмены направили на имя президента письмо с просьбой разобраться с деятельностью уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. Как пишут правозащитники на местах, в деятельности главного омбудсмена страны проявляется «избирательный подход к соблюдению прав человека», а он сам «высказывается в поддержку оппозиции, превращая работу правозащитника в политическую кампанию».

Причиной негодования стала поддержка федеральным омбудсменом несанкционированной акции протеста на Триумфальной площади в Москве, состоявшейся 31 мая. По мнению Лукина, милиция во многом нарушала закон, неправомерно задерживая оппозиционеров и применяя к ним ничем не оправданную физическую силу, тогда как митингующие находились в основном на тротуаре. «Я видел это и готов свидетельствовать об этом где угодно, в том числе в суде», – сообщил Лукин, передавший отчёт о своих наблюдениях президенту.

Региональные омбудсмены обратились к главе государства с просьбой «обсудить и дать оценку деятельности Владимира Лукина». Следом к атаке подключились члены Совета Федерации. Ежегодный доклад о соблюдении прав человека в России подвергся жёсткой критике со стороны сенаторов. «Доклад уполномоченного слабо структурирован и не учитывает степень актуальности и содержание тематики обращений граждан, поступивших в адрес уполномоченного», – говорится в экспертном заключении верхней палаты, составленном комиссией Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, возглавляемой сенатором от Пензенской области Борисом Шпигелем. Члены верхней палаты обвинили Лукина в излишней политизированности. По мнению авторов заключения, омбудсмен слишком много внимания уделяет политическим правам и свободам граждан, хотя у тех есть и гораздо более острые проблемы. Плюс в документе содержатся «тенденциозные суждения, зачастую не подкреплённые фактами и достаточными основаниями либо являющиеся частными случаями».

«В докладе в разы описание нарушений в сфере политических прав и свобод превосходит объёмы описания ситуации с соблюдением таких важнейших прав, как право на лекарственное обеспечение граждан и оказание им медицинской помощи, в том числе право на справедливость судебного разбирательства, на эффективную государственную защиту, а также на совершенствование законодательства о правах и свободах человека», – разъясняет позицию сенаторов зампред комиссии Александр Починок. «Из лучших побуждений можно сделать очень плохую вещь», – предостерегает Лукина Починок.

По теме

Рассуждения сенаторов вполне резонны. Претензии к политической системе в России не вынесены в отдельную категорию, но они в явном меньшинстве.

Починка огорчает и то, что омбудсмен лишь критикует, а ясных рецептов, как исправить ситуацию, не предлагает. Имеющиеся в документы предложения, по мнению Починка, носят «крайне поверхностный характер». «Все ждут от уполномоченного по правам человека выводов на основе серьёзного анализа, а он даёт мелковатый, мелкотравчатый срез проблем», – солидарен с коллегой сенатор Валерий Парфёнов.

Желание власти перевести разговор о правах человека из политической плоскости в социально-экономическую вполне понятно. Проще договариваться при наличии конкретных материальных требований, чем вести переговоры о достаточно аморфных свободах, которые каждый волен трактовать по своему усмотрению. В этом, как отмечают эксперты, основное противоречие между государственной правозащитной системой и либеральными правозащитниками.

Согласно федеральному конституционному закону «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должность омбудсмена учреждена «в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Согласно положению закона уполномоченный должен следить за соблюдением гражданских прав россиян. Их превеликое множество. Здесь и право на бесплатную медицину или начальное образование, и право избирать и быть избранным, и многое другое. Чему надлежит уделять больше внимания – в законе не сказано. И потому, определяя, какие проблемы представляют главную угрозу, уполномоченный руководствуется своими соображениями.

Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс, поддерживая главного омбудсмена страны, утверждает, что «экономические и социальные права – это функции других организаций: государства, профсоюзов, работодателей»: «Лукин собою всё заменить не может. Этот институт создавался в первую очередь для того, чтобы защищать права человека во всей их совокупности, но в первую очередь конституционные: свободу слова, собраний, демонстраций и т.п.».

Несмотря на обширное поле деятельности, реальных возможностей повлиять на чиновников не так уж много. Омбудсмен обращается с жалобами на действия (или бездействие) чиновников в официальные инстанции. Никто не мешает поступать таким же образом самим гражданам, но от их обращений легче отмахнуться. Обладает омбудсмен и рядом возможностей, недоступных для простых россиян. Так, согласно КоАП РФ «неисполнение должностными лицами законных требований» омбудсмена могут стоить от 2 до 3 тыс. рублей. Попытки вмешаться в деятельность уполномоченного со стороны чиновника влекут за собой наложение административного штрафа от 1 до 2 тыс. рублей, воспрепятствование – от 1 до 3 тыс. рублей. А в случае грубого или массового нарушения прав человека омбудсмен вправе выступить с докладом перед Госдумой, а также попросить у депутатов создать комиссию по расследованию выявленных им фактов.

Нельзя сказать, что полномочия весомы. К примеру, в ряде западных стран омбудсмены обладают широчайшим набором возможностей, в том числе требовать у органов власти предоставления сведений по их делам, и даже имеют право проводить собственные расследования. Также они защищены от любого вмешательства в свою деятельность со стороны органов исполнительной власти.

В 90-х годах предлагались законопроекты, наделяющие омбудсмена иммунитетом. Да и нынешний уполномоченный обращал внимание на то, что отсутствие защиты «низводит его до положения красивой ширмы для сокрытия или замалчивания допущенных нарушений прав человека». В нынешней ситуации такая законодательная защита Лукину весьма пригодилась бы. По мнению наблюдателей, тучи над омбудсменом сгущаются.

«Лукин получил вторую «чёрную метку», что свидетельствует о формировании влиятельной коалиции, которая может поставить перед президентом вопрос об отставке функционера, – говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин. – Против омбудсмена играет и его преклонный возраст – на днях ему исполняется 73 года, – в то время как Дмитрий Медведев делает ставку на поколение 30–40-летних».

Удержится ли Лукин на своём посту или нет, будет зависеть от его поведения в данной ситуации. «Если он признает свои ошибки, на которые указывают «старшие товарищи», то, я думаю, у него есть шанс до конца довести свою легислатуру», – продолжает Салин. Владимир Лукин был переназначен на должность уполномоченного по правам человека в феврале прошлого года. Согласно закону один человек не может занимать этот пост более двух сроков подряд по 5 лет каждый. То есть срок полномочий нынешнего омбудсмена заканчивается лишь в феврале 2014 года.

В случае если Лукин продолжит жёстко отстаивать прежнюю линию, перед президентом будет поставлен вопрос о досрочном переназначении. Но, похоже, омбудсмен не намеревается идти на конфронтацию. Как утверждают сведущие люди, изначальный проект доклада о соблюдении прав человека был ещё жёстче. Но после первого предупреждения – послания региональных омбудсменов – острые углы в документе оказались сглажены. Да и акцию «несогласных» 31 июля Лукин никак не прокомментировал. Вероятнее всего, в ближайшем будущем институту уполномоченных и его главе придётся слегка подкорректировать курс и перенести основной упор деятельности с политических свобод на защиту материальных благ наших сограждан. Стоит отметить, что смена приоритетов наверняка будет поддержана и рядовыми россиянами, большинству из которых хождение по площадям с транспарантами глубоко безразлично, чего не скажешь о проблемах с милицией или выплатами пенсий и зарплат.

Опубликовано:
Отредактировано: 16.08.2010 13:05
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх