Версия // Культура // Нашумевшая «Барби» в нашем обзоре новинок кино

Нашумевшая «Барби» в нашем обзоре новинок кино

6095

Реверс розового мира

Нашумевшая «Барби» в нашем обзоре новинок кино
В разделе

Наконец-таки фильм, наделавший много шума этим летом, появился в приемлемом качестве в сети. И многие уже успели с ним ознакомиться. Поэтому ниже мы не столько разберём это кино, сколько попробуем ответить на вопрос: а стоило ли оно того?

Барби

(16+)

Реж. – Грета Гервиг

В ролях – Марго Робби, Райан Гослинг, Америка Феррера, Ариана Гринблатт, Кейт МакКиннон, Исса Рэй, Ри Перлман, Уилл Феррелл, Майкл Сера

Производство – США, Великобритания

Приключенческое комедийное фэнтези, основанное на всемирно известных куклах компании Mattel. Режиссером стала Грета Гервиг, ранее снимавшая феминистически настроенные драмы «Леди Бёрд» и «Маленьких женщин».

Действие фильма стартует в сказочном городе Барбиленд, который населяют куклы Барби и Кены всех возможных видов. Они беззаботно проводят свои дни на пляже и вечеринках. Однажды одна из стереотипных Барби (Марго Робби) внезапно задумывается о смерти, и её мир навсегда перестает быть прежним.

Процесс создания «Барби» занял целых пятнадцать лет. Идея фильма появилась еще в далеком 2009 году, когда боссы студии Mattel увидели, какие барыши принесла франшиза «Трансформеров» их конкурентам из Hasbro. Да, если кто-то думал, что феномен популярности фильма «Барби» связан с тем, что это первый фильм, основанный на игрушках, то «Трансформеры», «Бросок Кобры» и «ЛЕГО Фильм» передают привет. Проект попал в производственный ад, где пребывал до 2018 года, когда за дело взялись воротилы из Warner Bros. Именно они решили посадить в режиссерское кресло Грету Гервиг, а в сценаристы вместе с ней добавили её мужа, талантливого режиссера Ноа Баумбаха («Брачная история», «Облако белого шума»). Потом на главные роли утвердили Марго Робби и Райана Гослинга. Бюджет фильма составил $145 млн., примерно столько же ушло на маркетинг. Посему всё это сулило грядущий шедевр. Но довольны остались на все.

Перед тем как непосредственно приступить к анализу картины, мы не можем не упомянуть про феномен «Барбингеймера». Агрессивная рекламная кампания «Барби» вышла из-под контроля и благодаря находчивости пользователей социальных сетей переплелась с биографической драмой Кристофера Нолана «Оппенгеймер» (ждите его обзор). Оба фильма выходили в мировой прокат в один день. Сам феномен «Барбингеймера» заслуживает отдельной статьи, так как в подобном масштабе это проявилось впервые. Но, как бывает при хорошем ведении бизнеса, в накладе не остался никто. «Барби» стал самым кассовым проектом года, а «Оппенгеймер» самым прибыльным оригинальным фильмом среди работ Нолана, уступив только двум частям «Тёмного рыцаря».

Так что там с «Барби»? Фильм произвёл на нас двойственное впечатление. Мы априори подходили к просмотру с заниженными ожиданиями, но даже так картина нас не впечатлила. И в некоторых своих местах даже разозлила. Но для начала отметим, в какой своей ипостаси это творение действительно хорошо работает. Если рассматривать ленту как рекламный проект компании Mattel, то фильм отрабатывает каждый цент, затраченный на его производство и маркетинг (ха, реклама рекламы получается). О «Барби» этим летом слышал весь мир, а феномен «Барбингеймера» теперь возьмут на вооружение все маркетинговые агентства. Также несомненным «достоинством» картины можно назвать его попытку усидеть на двух стульях сразу. Первое – это пиар куклы, которую прогрессивная общественность уже несколько десятилетий бичует за популяризацию нездоровых стандартов красоты, которые оказывают негативное влияние на детей и подростков. Второе – это неприкрытая, грубая и токсичная фем-повестка, которая должна замаскировать то, за что некоторые недолюбливают продукцию компании Mattel. И, судя по кассовым сборам, с обоими задачами кино справляется.

Если смотреть «Барби» как на художественное произведение, созданное довольно талантливыми людьми, то здесь нельзя не отметить череду существенных недостатков. По своей сути картина Греты Гервиг – двухчасовое постмодернистское розовое месиво с конями, которое старается быть нравоучительной драмой, но в этом смотрится крайне слабо. Фильм в первой своей половине поднимает несколько серьезных проблем, каждой из которых можно было бы посвятить целый фильм. Это и экзистенциальный кризис главной героини, и сложности семейных взаимоотношений, и проблема патриархата в современном обществе, и тема гендерного неравенства, и последствия кризиса традиционных ценностей в современной реальности. И надо сказать, инсталлирует вопросы Гервиг мастерски. Первая треть фильма отлично это демонстрирует, но дальше всё скатывается в банальное топтание на месте с отработкой потенциального негатива в адрес компании Mattel. Ни на один из вопросов лента не даёт вменяемого ответа. Несколько разных сюжетных линий приходят к своему завершению не гармонично, плавно пройдя через необходимые арки, а просто потому, что уже пора закругляться. Даже центральная линия самой Барби не показывает перерождения героини, а лишь меняет полярность её идеалов. И всё это кажется настолько искусственным и притянутым за уши, что умножает на ноль все иные плюсы картины.

Сложно сказать, кто больше виноват – Гервиг - режиссер или Гервиг - сценаристка. Скорее всего, не обошлось без твердой руки самой корпорации Mattel, которая неплохо высмеяна в самом фильме. Но об этом ниже. Мы уверены, что, дай Гервиг и Баумбаху больше творческой свободы, они создали бы иное кино, которое вряд ли собрало полтора миллиарда в прокате, но стало бы горячо любимым, если не культовым среди киноманов. Но, как говорится, «пластмассовый мир победил». Сценарий фильма так криво скроен, что в конце просмотра становится трудно сказать, о чём это кино. Потому что, несмотря на все приключения и пертурбации по его ходу, в итоге почти всё остается на прежних местах. Только главная героиня решает релоцироваться, по своей сути оставаясь всё той же куклой. Чтобы лишний раз не спойлерить, остановимся на её отношениях с Кеном, который в сюжете также занимает важное место. Барби игнорировала его ухаживания как в начале фильма, так и в конце. Только предлог для этого стал другим, но по факту ничего не поменялось. Сам Кен на этом фоне кажется более драматическим персонажем, невзирая на его нарочитую вычурную комичность. Кен здесь единственный, кто вызывает сопереживание, ведь именно неразделенная любовь толкнула его на ощутимые личностные изменения. Его страдания осязаемы, в то время как экзистенциальный кризис куклы с внешностью Марго Робби верится с трудом (создатели сами себя троллят по этому поводу прямым текстом). Но даже хорошую сюжетную линию Кена авторы умудряются запороть, оставив его там же, где он был в самом начале.

В этом фильме драма смотрится совершенно искусственно, а посему острых чувств кино не вызывает. Куда лучше у создателей получилось с сатирой. Высмеивают они здесь если не всё, то очень много. От непопулярных моделей кукол «Барби» и самой корпорации Mattel до токсичных стереотипов маскулинного мира с конями. И да, эти сцены хорошо работают, местами вызывая неподдельный хохот. И если бы под прицел местной сатиры попадало всё, что есть в фильме, то «Барби» могла бы сойти в качестве язвительной злободневной комедии без претензий на драму. Но даже здесь зрителей ждет неравенство. Мастерски высмеивая токсичную маскулинность, они совершенно не трогают токсичный феминизм. Хотя, казалось бы, почему нет? На этой ниве тоже есть над чем можно от души посмеяться. Но нет, картина пытается всеми силами угодить феминисткам, чтобы те, в свою очередь, не забросали её камнями за уже упомянутую популяризацию нездоровых стандартов красоты. Вот так и выходит, что и куклу прорекламировали, и феминисткам угодили. За подобное мастерство лавирования создателей можно только похвалить.

И под занавес еще пара слов о хорошем. Визуал – сильная сторона картины. Созданный на экране Барбиленд выглядит как реальный кукольный городок. Наряды Барби копируют реальные кукольные одежды из классических и современных наборов. А сколько тут отсылок, понять которые смогут лишь погруженные в тему люди! На отсылки картина не скупится совсем. Даже её вступительная сцена пародирует культовую «2001 год: Космическую одиссею» Стенли Кубрика. Здешний толстый слой постмодерна мы бы тоже назвали плюсом. Хороши и актерские работы. Марго Робби идеально вписалась в образ Барби, а Райан Гослинг сыграл одну из лучших своих комедийных ролей в кино.

Эпикриз: «Барби» можно назвать одной из лучших реклам, когда-либо показанных в кинотеатрах. Но как полноценный фильм она работает плохо, буквально не доводя до конца ни одну мысль, за которую берется. Стоит ли оно просмотра? Вопрос спорный. Если да, то только с заниженными ожиданиями и в качестве ознакомления.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Барби» (2023), реж. – Грета Гервиг.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.09.2023 17:30
Комментарии 0
Наверх