Версия // Культура // «Вызов» – наш обзор крупной отечественной премьеры

«Вызов» – наш обзор крупной отечественной премьеры

5733

Космический доктор

«Вызов» – наш обзор крупной отечественной премьеры
В разделе

На этой неделе в российские кинотеатры выходит нашумевший проект Константина Эрнста и Дмитрия Рогозина – драма режиссера Клима Шипенко «Вызов». Стоит ли внимания зрителей распиаренный проект с миллиардным бюджетом?

Вызов

(12+)

Реж. – Клим Шипенко

В ролях – Юлия Пересильд, Милош Бикович, Владимир Машков, Олег Новицкий, Антон Шкаплеров, Пётр Дубров, Елена Валюшкина, Варвара Володина, Андрей Щепочкин

Производство – Россия

Драма от успешного российского режиссера Клима Шипенко, из-под чьей руки вышли такие ленты как: «Любит не любит», «Салют-7», «Текст» и «Холоп».

Олег Богданов (Олег Новицкий) – космонавт, находящийся на борту орбитальной станции, во время выхода в открытый космос получает серьезное ранение лёгкого. Возвращать космонавта на Землю нельзя – сердце пострадавшего может не выдержать перегрузок при приземлении. Выход один – провести операцию прямо на борту МКС. Отправить на орбиту решают Женю Беляеву (Юлия Пересильд) – женщину-кардиохирурга. Для подготовки к полёту у неё есть всего один месяц.

«Вызов» успел наделать много шума сразу после заявления создателей о том, что часть сцен будет реально снята на борту МКС. Общество неоднозначно отреагировало на подобный замах. Одни восторгались размахом отечественного кинематографа, тогда как другие упрекали государство в финансировании сомнительных проектов. Как бы то ни было, но лавры первого фильма, снятого в космосе, «Вызову» не достанутся. В далёком 1983 году свет увидела советская производственная мелодрама «Возвращение с орбиты», часть сцен которой были отсняты на борту той самой станции «Салют-7» (в чем-то те сцены оказались пророческими).

Экспедиция киноэкипажа к МКС состоялась 5 октября 2021 года. Съемки на борту станции длились двенадцать дней, отснято около 30 часов материала, из которого в финальный монтаж попало около получаса. Собственно, на орбиту летали исполнительница главной роли Юлия Пересильд и режиссер (а также сценарист и оператор в одном лице) Клим Шипенко. Руководил полётом космонавт Антон Шкаплеров. Шипенко и Пересильд прошли курс интенсивных тренировок и подготовок перед отправкой на орбиту.

Премьера картины состоялась в день Космонавтики, 12 апреля, после которой продюсер Константин Эрнст заявил, что продолжение «Вызова» будут снимать уже на Луне. Что ж, видимо, искусство вытесняет науку куда стремительнее, чем можно было думать. Бюджет «Вызова» составил приблизительно 1,155 млрд рублей. Ждут ли картину кассовые лавры «Чебурашки» или овчинка не стоила выделки?

«Вызов» – это не приключенческий фантастический экшн уровня оскароносной «Гравитации» и даже не обычный российский блокбастер на космическую тему, вроде тех же «Салют-7» или «Время первых». Фильм Клима Шипенко в первую очередь драма, что еще больше вызывает вопросы о целесообразности съёмок в космосе. Условно, картину можно поделить на три составляющие: жизнь главной героини до полёта, конкурсный отбор и подготовка, и непосредственно сам полёт со спасительной операцией. На всё это у фильма уходит более двух с половиной часов времени, что для такого простого в сценарном плане фильма маловато. Первую и вторую части картины можно отдаленно сравнить с французской драмой «Проксима», в которой Ева Грин готовилась к длительному полёту (в том же Звездном городке) на фоне внутренних переживаний о своей дочери. «Вызов» также пытается выстроить глубокую драму главной героини. Здесь Женя – мать одиночка, воспитывающая дочь, которая как раз вошла в сложный подростковый возраст. Помимо нее, душу главной героини гложет мать, чье здоровье оставляет желать лучшего. Вишенкой на торте душевных переживаний Жени является чувство вины – она считает себя причиной гибели своего мужа. Вот с таким набором драматических элементов Роскосмос вызывает Женю.

Второй отрезок фильма – это отбор единственного доктора-кардиохирурга для полета на МКС. Здесь Женя сталкивается с тяжелыми испытаниями и жесткой конкуренцией. Но женское сердце, закаленное непростой судьбой и преданностью собственной профессии позволяет нашей героине занять своё место в ракете. Во многом эта часть отражает реальность – по заверениям создателей, отбор на главную роль в «Вызове» проходили порядка 20 актрис, которые отсеялись именно из-за недостаточно крепкого здоровья и хорошей физической формы. Как бы то ни было, но режиссер фильма Клим Шипенко отбор не проходил, ограничившись интенсивными тренировками, что как бы намекает… Но вернемся к фильму. В этой части тонкой линией прослеживается здравая мысль – женщина профессионал превзошла мужчин в упорном конкурентном отборе. Что из этого следует? Что гендерные стереотипы должны отходить на задний план, когда дело касается спасения человеческой жизни (да и вообще).

Третья составляющая – именно то, ради чего весь сыр-бор затевался. И, сказать откровенно, всё то же самое можно было бы без лишних затрат собрать и заснять в павильонах Мосфильма. Да, с отрисовкой на компьютере развевающихся вверх волос Юлии Пересильд художникам-аниматорам пришлось бы попотеть, но в остальном фильм не показывает ничего такого, с чем нельзя было бы справиться на Земле. Кэмерону не пришлось лететь на Пандору, чтобы показать всем ее сумасшедшие красоты.

В общем и целом, фильм оставляет после себя двоякое послевкусие. В художественном плане он если и не откровенно слаб, то явно не старается быть изобретательным и идет проторенной дорожкой отечественных современных драм. Наиболее волнующие моменты сосредоточены вокруг самой операции, что опять-таки можно было бы спокойно снять на Земле. С другой стороны, снимать фильмы в космосе – это если и не ново, то однозначно диковинно. Опыт ради опыта, полёт ради полёта.

Сложно сказать, что именно двигало создателями, а именно Константином Эрнстом и Дмитрием Рогозиным. И нам кажется, что при своём бюджете, плюс расходах на рекламу (которые не входят в производственный бюджет картины) фильму будет очень трудно окупиться. А для этого лента должна собрать в два раза больше затрат на собственное производство и расходов на маркетинг. То есть, цифра стремится к двум с половиной миллиардам. Дело тут в том, что в отличие от того же «Чебурашки» или «Аватара», на «Вызов» вряд ли массово пойдут семьи с детьми. Ребенку и подростку будет непросто высидеть два с половиной часа серьезного, драматического кино, которое не стремится развлечь своего зрителя всеми способами. Да и некоторым взрослым затянутый и довольно предсказуемый сюжет покажется попросту скучным. К тому же, стоит учесть, что в стране начинается садово-дачный период, и вместо похода на выходных в кино люди предпочтут отправиться на дачу.

Конечно, Первый канал финансируется из государственного бюджета, и поэтому возможность уйти в минус руководство канала, вероятно, волнует постольку-поскольку. Им ничего не стоит через полгода запустить расширенную версию фильма в формате телесериала, как уже неоднократно это делали.

Эпикриз: той взрослой части аудитории, которой нравится смотреть российское кино, стоит сходить на «Вызов». Это кино не покажет чего-то такого, что вы уже не видели (хотя по факту мало кто видел фильмы, снятые в космосе, но как их отличить от картин, снятых в павильонах с компьютерной графикой?). Но даже преданные поклонники российского кинематографа вряд ли захотят пересматривать «Вызов» второй раз.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Вызов» (2023), реж. – Клим Шипенко.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.04.2023 17:00
Комментарии 0
Наверх