Версия // Культура // Наш обзор «Наполеона» – новинки мирового кино

Наш обзор «Наполеона» – новинки мирового кино

7215

50 оттенков Бонапарта

Наш обзор «Наполеона» – новинки мирового кино
В разделе

Вот мы и добрались до одного из самых ожидаемых кинопроектов года – исторической, биографической, военной драмы от самого Ридли Скотта. Делимся своими впечатлениями от «Наполеона».

Наполеон

(18+)

Реж. – Ридли Скотт

В ролях – Хоакин Феникс, Ванесса Кирби, Тахар Рахим, Руперт Эверетт, Марк Боннар, Пол Рис, Бен Майлз, Риана Дьюс, Людивин Санье

Производство – США, Великобритания

Историческая биографическая военная драма от режиссера «Чужого», «Гладиатора», «Гангстера», «Солдата Джейн», «Чёрного ястреба», «Марсианина» и других лент сэра Ридли Скотта. Производством картины занималась платформа Apple TV+.

Стартует сюжет в 1793 году, в разгар Великой французской революции. Крупнейший передел социально-политического и экономического устройства государства привело к стремительному карьерному росту талантливых военных офицеров. Одним из таких стал Наполеон Бонапарт (Хоакин Феникс), который примкнул к восставшим и стал командовать войсками в интересах революции. После осады и взятия Тулона молодой капитан Наполеон получает известность, а также звание бригадного генерала, с чем и возвращается в Париж. Там он получает должность в министерстве, а также заводит знакомство с овдовевшей аристократкой Жозефиной Богарне (Ванесса Кирби), которой суждено стать самой сильной любовью будущего покорителя Европы.

Лучшие времена на творческом пути Ридли Скотта давно прошли. После неудачной попытки воскресить вселенную Чужого, сэр Ридли в 2021 году выпустил сразу две исторические биографические драмы – «Последняя дуэль» и «Дом Гуччи». Обе картины получили сдержанную критику от профессионалов и прохладный приём зрителей. И если «Дом Гуччи» сумел-таки выйти хотя бы в ноль в плане выручки, то «Дуэль» с треском провалилась. Не прошло и двух лет, как культовый режиссер при поддержке платформы Apple TV+ выпускает еще одну историческую биографическую драму – «Наполеон». Которую, как мы полагаем, ждёт судьба двух его предыдущих работ. Правда, если провалы «Дома Гуччи» и «Последней дуэли» нас огорчили, то разгрому «Наполеона» мы будем даже рады. Ниже опишем, почему.

Наполеон Бонапарт – ярчайшая историческая личность, чей вклад как в историю в целом, так и в искусство в частности переоценить сложно. Написано и снято про «корсиканского людоеда» не просто много, а очень много самых разных произведений, как хороших, так и не очень. Ридли Скотт решил не повторяться лишний раз, а снять нечто этакое, показать оригинальную историю под новым углом. Так, сюжетный акцент ставится здесь ни на биографии Наполеона, ни на его восхождении, ни на управленческом таланте и гениальности полководца. Во главе этой истории – отношения Бонапарта с его возлюбленной, падшей аристократкой Жозефиной Богарне. Именно их непростые отношения являются центром и самоцелью всей этой драмы. Назови он эту ленту «Богарне» у нас было бы куда меньше претензий. Но кино называется «Наполеон» и то, каким здесь показан сам главный герой, а также его восхождение на вершину власти вызвали у нас бурю негодования.

Для начала скажем, что в плане исторической достоверности детище Ридли Скотта можно смело назвать фэнтези. Художественные допущения начинаются с первых же кадров, когда на эшафот горделиво ступает Мария-Антуанетта. Возможно, это кино станет для историков тем же, чем стал «Армагеддон» Майкла Бэя для астронавтов из НАСА, которые смотрят этот фильм специально, чтобы найти как можно больше грубейших ошибок. Подробно рассматривать все спорные моменты мы не станем. Да и не сможем – на это уйдёт слишком много времени. Оставим это профессиональным блогерам-обзорщикам, для коих данный фильм – лучший подарок на Новый год. Мы же остановимся на самых вопиющих, ломающих художественность моментах, ошибках и допущениях.

Для нас художественная ценность игрового фильма всегда стоит превыше того, насколько режиссер отошёл от канона. Взять «Храброе сердце» Мела Гибсона – отличное кино, великолепная драма, которая в то же время сильно исказила реальную историю. Но кому какое дело, если произведение затрагивает чувства и никого не оскорбляет намеренно? Только вот Ридли Скотт здесь перегнул с авторским видением, создав произведение, воплощающее на экране понятие «альтернативная история».

Сперва отметим то, что нам понравилось. Это художественное оформление, дорогая и качественная картинка, аутентичные декорации, упор на реализм и неплохая работа оператора. Также создатели решили не перебарщивать с компьютерными эффектами. Это могло бы пойти фильму на пользу, если бы реальные съемки баталий не выглядели такими идиотскими. Сюда же можно приписать Ванессу Кирби. Актриса вполне уверенно создала на экране тот образ, который от неё требовался. Всё остальное, что мы увидели здесь, – смех и ужас.

Сильно разочаровал главный герой. И сам персонаж, и то, каким его изобразил горячо нами любимый Хоакин Феникс. Здешний Наполеон не выглядит как военный гений, как сильнейший мыслитель своего времени, как энергичный трудоголик и величайший стратег. Нет, ничего из этого вы не увидите в работе Ридли Скотта. Главный герой этого фильма выглядит как баловень судьбы, который особо и не старается, чтобы быть на высоте (а если и старается, то это остаётся за кадром). Обстоятельства складываются так, что Бонапарт ступень за ступенью восходит на политический Олимп. Как и сражения, но о них чуть позже. Там просто кошмар. Даже отношения Наполеона и Жозефины показаны из рук вон как плохо. Он буквально влюбляется в неё с первого взгляда, а она вовсе не питает ответных чувств. Но разница в социальном положении вынуждает Жозефину вступить в отношения. Затем кино нам показывает их историю, на фоне которой происходят перевороты, сражения и завоевания. И в их отношения: в то, что Жозефина смогла влюбиться в Наполеона, в то, что он её любил так же сильно, как Родину, зрителям не верится абсолютно. Ни капли экранной химии. Зато несколько дурацких сцен, где «великий лесоруб Европы» ведёт себя буквально как похотливое безвольное животное. И вот это показано убедительно, впечатляюще, но настолько неуместно и нелепо, что кроме смеха и негодования не вызывает ничего. Лучше б с такой убедительностью была показана любовь, было бы больше толку.

И еще пару камней в огород Феникса. Через его Наполеона нет-нет да проглядывался Джокер. Белой нитью через весь фильм следует идея, что именно зависимость от Жозефины сделала Бонапарта тем, кем он стал. Воля случая переплетается с волей супруги, и, подхлёстнутый амбивалентными чувствами, любовью и ревностью, Наполеон решался на те или иные поступки. Ни тонкий расчет гениального разума, ни тщеславие и целеустремлённость, а эмоциональная импульсивность и сильнейшая привязанность сделали его тем, кем он стал, – говорит нам фильм. Иным фигурам из окружения Наполеона здесь либо вообще не нашлось места (нет даже упоминаний его маршалов) либо отведены едва заметные фоновые роли, как братьям, министрам и европейским монархам. Хотя там, помимо Наполеона, было предостаточно колоритнейших и влиятельнейших исторических деятелей. Но нет, все они пасуют перед значением Жозефины. Вот этим режиссер решил накормить своего зрителя.

Отдельно хочется упомянуть русского императора Александра. Его тут показали не как самого важного в Европе человека после самого Наполеона, а как неопытного, похотливого юнца, необученного манерам и не совсем самостоятельного. Михаилу Кутузову места в этом фильме не нашлось вовсе, в то время как герцогу Веллингтону отведена достаточно весомая роль. Дело понятное, снимал англичанин.

Сражения стали вишенкой на торте. Если взятие Тулона только вызывало наше подозрение в отсутствии на съёмочной площадке профессиональных историков-консультантов, то Аустерлиц уничтожил все сомнения на корню. То, что показал Ридли Скотт, больше похоже на ледовое побоище в «Александре Невском» от Сергея Эйзенштейна (хотя исторически обе ленты – фантазии авторов), чем на реальный Аустерлиц. Ни должных масштабов, ни соответствия исторической действительности вы не увидите. Дальше – больше. То, каким обрывком было показано Бородинское сражение, вызывает боль. Русские войска – одна из лучших армий того времени. В фильме представлены бомжеподобного вида дикарями, которые нападали на французов из засады. У одного в руках был замечен плохо выструганный лук. А обгаженный птицами трон в Москве заслуживает отдельной номинации. Понятно, что обострение отношений между Россией и Западом сейчас вынуждает некоторых творцов нивелировать те или иные заслуги СССР или Российской империи. Но то, как «кастрировал» Ридли Скотт русский поход Наполеона, Бородинскую битву и взятие Москвы, вызывает острое возмущение. Причём обидно не только за наших, даже за самого Наполеона.

Ватерлоо попытались показать более подробно, но лучше бы они этого не делали. В каждом элементе этого сражения читается фальшь, доходящая моментами до полного идиотизма. Атакующая в спину своей пехоте наполеоновская кавалерия, кирасиры, водящие хороводы вокруг английского каре, английский снайпер, берущий Наполеона на мушку… И это только то, что бросается в глаза неподготовленному зрителю. Ни масштаба, ни эстетики боёв того времени, ни атмосферы и уж тем более рядовых моментов проявления отваги и мужества здесь нет и в помине. Командование Наполеона, его тактический гений, синергия с маршалами также показаны как черт знает что. Если вас пленил динамикой боёв трейлер, то спешим огорошить, – кино явно создавалось не как экранизация одних из самых значимых исторических сражений.

Редко мы критикуем саундтрек. Даже в откровенно слабых фильмах звуковое сопровождение мы можем отметить как небольшой плюсик, скрашивающий или вообще создающий атмосферу. Но здесь музыку будто создавала нейросеть. Она не выразительна и абсолютно не передаёт дух эпохи. В ней нет ни пленительности, ни красоты, это просто набор симфонических звуков. Впрочем, подобное сравнение справедливо и по отношению к самому фильму.

Эпикриз: громить это кино будем не одни мы, и оно того заслуживает. Ридли Скотт попытался отождествить значение Жозефины и Франции в сознании и сердце Наполеона, но показал это из рук вон плохо. Это просто плохое кино, которое и не про историю, и не про любовь. Зачем сюда вписался Феникс, для нас остается загадкой. Он же читал сценарий и хорошо представлял, какого тюфяка ему предстоит сыграть.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Наполеон» (2023), реж. – Ридли Скотт.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.12.2023 17:00
Комментарии 1
Наверх