Версия // Власть // В новом госбюджете нашли дыру в 700 миллиардов рублей

В новом госбюджете нашли дыру в 700 миллиардов рублей

1575

Наличность не установлена

Оппозиция грозится голосовать против бюджета по привычке, а экономисты предупреждают о его чрезмерном оптимизме Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В минувшую среду депутаты Госдумы обсудили в первом чтении проект бюджета на 2011 год и на плановый период 2012–2013 годов. Как обычно, политики разделились на два неравных лагеря. Одним проект бюджета сильно нравится, другие критикуют его за недостаточность трат. Экономисты тоже обсуждают будущее российской экономики. Увы, среди них оптимистов намного меньше. Нет, катаклизмов, по крайней мере пока, не предвидится, но в будущее аналитики глядят с опасением.

Формально рассматриваемый бюджет рассчитан на три года. В реальности так далеко заглядывать в будущее власти не намерены, а потому основное внимание уделено 2011-му, а на два последующих года пунктиром накидали примерный план, который ещё не раз может измениться. Ожидать радикальных изменений в проекте на будущий год не приходится. Парламентское большинство и правительство считают его вполне удовлетворительным, разве что нужна небольшая шлифовка. Если бюджет 2009 и 2010 годов являлся антикризисным, то в скором будущем, если верить правительственным прогнозам, нас ждут стабилизация и подъём экономики. В отличие от предыдущих лет бюджет на 2011 год не предусматривает серьёзных антикризных мер стимулирования экономики.

Бюджетный дефицит значительно сократится: доходы на 2011 год запланированы в объёме 8,8 трлн рублей, расходы – 10,6 трлн рублей. Таким образом, разрыв между доходами и расходами составит 1,8 трлн рублей (3,6% ВВП). В нынешнем году «дыра» в казне запланирована на 2,42 трлн рублей, или 5,4% ВВП. А к 2015 году страна должна вернуться к бездефицитному бюджету. Инфляция в следующем году прогнозируется на уровне 6–7%, курс рубля заложен на уровне 30,5 рубля за доллар, цена на нефть – 76 долларов за баррель. Рост российской экономики составит 4%. По мнению председателя правительства Владимира Путина, такие параметры свидетельствуют о стабильности экономики.

Министр финансов Алексей Кудрин в своих заявлениях пошёл дальше: он рассматривает бюджет не как консервативный, а как модернизационный. «Стабильность самой системы и правила игры для модернизации имеют гораздо большее значение, чем выделение средств для конкретного предприятия на развитие высокотехнологического оборудования, – пояснил свою мысль Кудрин. – В этом отношении, считаю, мы выходим на модернизацию».

Ведомство Сергея Степашина указывает на несовершенство алгоритмов расчёта доходов федерального бюджета. В Минфине уверяют, что произвести гипотетические расчёты точнее не удастся.

Счётная палата не станет серьёзным препятствием. Скорее всего претензии будут сняты после того, как аудиторам сотрудники Минфина разъяснят, как именно они считали. А вот оппозиционные депутаты гарантированно поднимут шумиху. Накануне вынесения документа на рассмотрение в Госдуму премьер лично встретился с лидерами оппозиционных парламентских партий – Геннадием Зюгановым и Владимиром Жириновским. Именно от этих фракций следует ожидать наибольшего сопротивления бюджету в нынешнем виде. Претензии оппозиционеров в основном сводятся к тому, что государство недостаточно финансирует те или иные отрасли. Лидера коммунистов премьер сравнил с бабой-ягой, которая всегда против. Впрочем, переубедить Зюганова Путину не удалось.

Правительство настаивает на необходимость разумной траты денег и ориентируется на прогноз, который, по характеристике Путина, является осторожным. Депутаты полагают, что надо быть смелее в распределении бюджетных средств.

С этой точкой зрения категорически не согласны экономисты. По мнению большинства финансовых аналитиков, в российской экономике по-прежнему много рисков и предлагать тратить больше по меньшей мере неуместно. В стабилизацию экономки, о которой говорят чиновники, эксперты не верят. «Важнейший фактор роста, который мы наблюдали и остатки которого ещё постепенно затухают, отложенный спрос – в значительной степени себя исчерпал», – отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев.

По теме

Об этом свидетельствует снижение индекса потребительской уверенности. По последним данным Росстата, этот показатель снизился на 4% – до минус 11%. И такое снижение произошло впервые с конца 2008 года.

Второй фактор, который отмечает экономист: быстрого выхода из кризиса не получилось. Экономический рост замедляется по всему миру, что не может не оказывать влияния на российскую экономику. Третьим отягчающим обстоятельством на будущий год станут явно завышенные социальные обязательства, взятые на себя государством.

«Прирост среднемесячных начислений пенсии с января 2009 по август 2010 года составил 67,1%, – продолжает Николаев. – Никто не говорит, что пенсии не надо повышать, в конце концов, инфляцию никто не отменял. Но мы подняли планку, и с учётом будущих предвыборных годов она будет двигаться только вверх, что будет увеличивать нагрузку на бюджет».

Впрочем, о том, что социальные обязательства грозят повиснуть тяжёлым камнем на шее бюджета, аналитики говорят давно, а вот резкое увеличение расходов по военной линии удивило многих.

Как поведал министр обороны Анатолий Сердюков, его ведомство в течение 2011–2020 годов собирается потратить на закупку вооружений 19 трлн рублей, что составляет примерно 42,2% ВВП текущего года. На реализацию программы в 2011 году будет выделено свыше триллиона рублей – в 1,5 раза больше в сравнении с прошлым годом. «Направить в ближайшие 10 лет на закупку вооружений 19 трлн рублей российскому государству не под силу. Если только оно намерено удерживать инфляцию в разумных рамках и финансировать что-то ещё кроме пенсий, армии и правоохранительных органов», – выразил свои опасения по поводу структуры расходов Центр развития Высшей школы экономики.

Четвёртой опасной тенденцией на будущий год Игорь Николаев называет смену тенденции укрепления рубля на его ослабление. Это происходит постепенно и потому несильно бросается в глаза, но с мая рубль ослаб на 7%. И пятое – вновь разогналась инфляция. На данный момент накопленная инфляция с начала года составляет 6,5% при правительственном прогнозе 6–7% на год. А впереди ещё два месяца, в которые традиционно высока инфляция. По итогам года уровень может составить 9%, что неприемлемо много. «Государство прекратило борьбу с инфляцией, как только показатель опустился до однозначного значения. Между тем 7–8% – это тоже очень много», – отмечает экс-министр экономики, заместитель генерального директора государственной корпорации «Роснано» Яков Уринсон.

Резкого обвала экономки произойти не должно, но сочетание негативных факторов может перевести экономику из нынешнего состояния, близкого к стагнации, в состояние стагфляции. Причём состояние стагфляции нам грозит даже при ненулевых темпах роста, символических 1–3% прироста будет также недостаточно, чтобы удержаться. На модернизацию надеяться в таком случае не приходится: в лучшем случае нынешнее состояние удастся законсервировать. Вследствие этого разрыв между Россией и другими странами будет неизбежно нарастать. Не все эксперты согласны с этой точкой зрения. По мнению Уринсона, предпосылок для стагфляции в России не наблюдается.

Усиливает экономическую неопределённость политический фактор. Бюджет будущего года – предвыборный. Во-первых, неизбежен риск разгона социальных обязательств, чтобы простимулировать наиболее активных избирателей. Во-вторых, неопределённость политического курса негативно сказывается на экономике. «Политическая элита должна до конца года определиться, кто будет кандидатом в президенты в 2012 году, – считает вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев. – Как внутренние, так и зарубежные инвесторы не будут проявлять активность в России, пока присутствует неопределённость политического вектора».

Несмотря на общий пессимистичный настрой экономистов, существенных катаклизмов в будущем году случиться не должно. «В 2011 году ещё остаётся загашник в виде Резервного фонда, и кредиты нам пока готовы предоставлять», – отмечает Николаев. А в отдалённой перспективе всё сложнее. Спокойнее было бы смотреть в будущее, если бы менялась структура ВВП в пользу уменьшения сырьевой доли, но за последние годы она лишь увеличивалась. Без солидных вложений со стороны государства модернизацию ещё не удавалось произвести ни одному государству. Однако российский бюджет такие расходы не предусматривает. В перевыборные годы правительственные чиновники сочли приоритетом старушек и военных.

*
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.11.2010 15:23
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх