// // Содержание одного ненужного авианосца будет стоить 10 млн долларов в месяц

Содержание одного ненужного авианосца будет стоить 10 млн долларов в месяц

893

Покорытели морей

Первый советский авианосец «Киев» работает аттракционом в Китае
Первый советский авианосец «Киев» работает аттракционом в Китае
В разделе

В конце июня на V Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко сделал громкое заявление. По его словам, первый российский атомный авианосец будет построен в 2023 году. Корпорация начнёт его проектирование через пять лет, а с 2018 года приступит к строительству. Однако уже спустя несколько дней слова кораблестроителя опроверг министр обороны Анатолий Сердюков, заявив, что у военных нет планов строительства кораблей этого класса даже в отдалённой перспективе. Насколько необходимы и, самое главное, по карману ли России авианосцы, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Информация о начале строительства авианосцев в России появляется регулярно. В 2009 году руководитель направления гособоронзаказа ОСК вице-адмирал Анатолий Шлёмов уже рассказывал о возможности построить корабль с атомной энергетической установкой и водоизмещением 60 тыс. тонн. Его предполагалось оснастить авиагруппой из самолётов пятого поколения с горизонтальными взлётом и посадкой, вертолётами и беспилотниками. Чуть позже главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий заявил, что Российский флот получит вместо классических авианосцев морские авиационные комплексы, которые будут включать в себя «космическую составляющую, авиационную, морскую и передовые технологии в других областях».

Мечты об авианосцах появились гораздо раньше – ещё в 1945 году в Советском Союзе задумались об их строительстве. В десятилетнюю программу развития советского флота было заложено строительство 15 кораблей этого типа. Однако в дальнейшем от этих планов отказались, в результате проектирование авианосца началось только в 1953 году. А всё потому, что в СССР у авианесущих кораблей было много противников: считалось, что они не вписываются в военную доктрину и их применение возможно только как средства империалистической агрессии.

Тем не менее в советское время были построены пять авианесущих тяжёлых крейсеров. Хотя, по оценкам специалистов, все эти корабли лишь с большой натяжкой можно было назвать авианосцами. Вместо ядерной энергетической установки – паровые турбины, которые не обеспечивали необходимую скорость и запас хода. Кроме того, российские корабли не были оснащены взлётной катапультой, которая позволяет взлетать самолётам большого веса. В результате в авиагруппах не было самолётов с системами дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы и противолодочной обороны, а без них авианосец не может считаться успешной боевой единицей. По оценкам экспертов, у России и сегодня отсутствуют некоторые технологии, которые используются при постройке новых американских авианосцев, к примеру, электромагнитной катапульты.

Самым близким по техническим характеристикам к классическому авианосцу должен был стать тяжёлый авианесущий крейсер «Ульяновск», который планировалось сделать флагманом ВМФ. На корабле водоизмещением около 74 тыс. тонн планировалось разместить до 70 самолётов и вертолётов, в том числе самолёт радиолокационного дозора Як-44, взлёт и посадку которых обеспечивали бы две катапульты, трамплин и аэрофинишёр. Атомная энергетическая установка должна была обеспечить кораблю скорость хода около 30 узлов. В 1988 году «Ульяновск» уже был включён в списки кораблей ВМФ и заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода в Николаеве. Вступление в строй планировалось на декабрь 1995 года. К концу 1991 года была сформирована большая часть корпуса атомного авианосца, однако в результате прекращения финансирования строительство было остановлено и готовый почти на треть корабль был разрезан на стапеле и отправлен на переплавку.

Как рассказал «Нашей Версии» бывший начальник Главного штаба ВМФ (в 1992–1996 годах) адмирал Валентин Селиванов, заявления о строительстве новых авианосцев – это попытка получить финансирование под какие-то невыполнимые и бесполезные проекты.

По теме

«Российский ВМФ сегодня не может полноценно обслуживать единственный оставшийся на вооружении тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», с трудом обеспечиваются его выходы в море. Сорван международный заказ на модернизацию тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» для ВМФ Индии. Постоянно переносятся сроки принятия на вооружение трёх многоцелевых атомных подводных лодок и боевого надводного корабля. Сегодня для Министерства обороны на первом месте должны стоять более реалистичные задачи – создание боеспособного флота, который смог бы выполнять боевые задачи после того, как будут списаны по старости корабли советской постройки, а их сейчас в строю подавляющее большинство. Поэтому в первую очередь необходимо строить корабли класса корвет, фрегат, атомные и дизельные подводные лодки, собственные десантные корабли», – негодует адмирал.

Но и это не всё. Случись всё же построить авианосец – его будет элементарно негде пришвартовать.

По оценкам экспертов, отсутствие в России современных причалов создаёт серьёзную проблему для эксплуатации больших кораблей и приводит к их раннему выходу из строя. И действительно, сегодня даже «Адмирал Кузнецов», самый важный корабль российского ВМФ, приписанный к самому боеспособному Северному флоту, базируется на судоремонтном заводе.

Ещё хуже ситуация с авианосной инфраструктурой на Тихоокеанском флоте, там крейсеры «Минск» и «Новороссийск», которые эксплуатировались с 1970 по 1990 год, все 20 лет провели в море. Даже находясь в порту, они стояли на рейде, поэтому были вынуждены всё время жечь топливо и бессмысленно расходовать моторесурс. Нужно отметить, что за следующие 20 лет во Владивостоке так и не появились новые причалы. Где будут базироваться новые авианосцы – непонятно, ведь если раньше строили авианесущие крейсеры водоизмещением до 50 тыс. тонн, то современные в 1,5–2 раза больше.

Впрочем, также неясно, против кого российский ВМФ будет использовать авианосцы. Действительно, корабли этого класса универсальны – помимо палубной авиации они оснащены ракетным и пушечным вооружением. Авианосцы могут создавать противовоздушную оборону, противолодочную оборону морских соединений, воздушную поддержку Сухопутных войск в прибрежной зоне; способны обеспечить завоевание превосходства в воздухе, уничтожать корабли противника. США также рассматривает авианосцы как одну из главных составляющих в составе систем ядерного сдерживания и ракетной безопасности, планирует их использовать в ходе конфликтов с применением ядерных вооружений.

Однако за последние годы тактика использования авианосцев претерпела значительные изменения. В последнее время корабли этого класса ограниченно используют свои боевые возможности – в основном они становятся плавучими штабами или аэродромами, координируют действия по поддержке наземных войск и завоёвывают превосходство в воздухе в зоне конфликта с помощью палубной авиации. Потому Также с трудом верится, что в ближайшие десятилетия российские авианосцы составят серьёзную конкуренцию американскому флоту, поэтому в открытом океане они станут лёгкой добычей.

Считается, что в политическом отношении авианосцы являются самым впечатляющим средством демонстрации силы, когда богатой и технически развитой стране нужно подкрепить свои политические или экономические претензии. Но в то же самое время авианосцы – самые дорогие боевые единицы. Стоимость постройки такого корабля с ядерной двигательной установкой достигает 4–6 млрд долларов. Месячные расходы по его содержанию составят свыше 10 млн долларов. Кроме того, при выходе в море авианосцам необходим солидный эскорт, иначе этот большой корабль превращается в медленную и уязвимую мишень для противника. Поэтому охранение и обеспечение авианосца всегда весьма значительное: порядка 10–15 кораблей – это до пяти кораблей класса крейсер – эсминец, многоцелевые АПЛ, несколько универсальных транспортов снабжения и танкеров. Так что даже самый обыкновенный выход авианосца в море превращается в высокобюджетное мероприятие.

Чтобы тратить такие деньги, нужны веские причины. На сегодняшний день такую роскошь могут позволить себе только самые богатые страны, к которым Россию можно отнести с большой натяжкой. В настоящее время только девять держав имеют на вооружении авианосцы и ещё три – потенциальные авианосцы (формально – универсальные десантные корабли-вертолётоносцы). Кроме того, по оценкам, представленным в докладе Пентагона, Китай ведёт строительство первого собственного авианосца, которое планирует завершить до 2015 года.

Опубликовано:
Отредактировано: 14.07.2011 17:27
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх