Версия // Культура // 45-лет альбому «Love To Love You Baby» Донны Саммер и эпохе диско

45-лет альбому «Love To Love You Baby» Донны Саммер и эпохе диско

11219

Реки Вавилона

Donna Summer (фото: commons.wikimedia.org/Harrywad)
В разделе

Диско, как музыкальное направление сложилось к середине 1970-х годов. На его становление повлияли такие авторитетные афро-американские музыкальные стили как соул и фанк. Диско доминировало в поп-чартах второй половины 1970-х. Есть мнение, что оно было не столько музыкой, сколько стилем жизни.

Разберемся, так ли это на самом деле? Название «диско» было позаимствовано из испанского и итальянского языков, синоним английского «disk» («диск», «пластинка»). Стиль возник из древней любви и тяге людей к ритмичным движениям, именуемым танцами. Соул внес в диско свою развлекательную лепту, а фанк – ритмическую.

Музыка диско предназначалась только для танцев. Диско стало явлением моды, будучи отфильтрованным в различных дискотечных клубах, имевших подчас весьма сомнительную репутацию и ориентацию. Пол Роланд отмечает, что «многие из исполнителей диско были анонимными музыкантами сессий звукозаписи или потерпевшими неудачу певцами (или певицами) соул».

Они имели достаточную квалификацию и знания для того, чтобы обеспечить хорошее исполнение песен для необременяющих интеллект танцев. Но, к сожалению, они «мало что могли предложить в области мелодии и текста» для создания композиций, обладающих реальной и запоминающейся индивидуальностью.

«Фактически никто не слушал диско как музыку, потому что у нее было минимальное музыкальное качество». Она не только казалась, но и на самом деле была однообразной. Танцующие с трудом могли различать записи между собой, определяя их по количеству ритмических ударов в минуту. «В результате число ударов в минуту стали печатать на ярлыке звукозаписи, чтобы ди-джей не запутался и мог бы перейти от одной записи к другой. При этом публика могла даже не заметить, что запись изменилась…», - отмечает Пол Роланд. Таким образом, спрос на диско-стиль создал рынок пластинок для клубных проигрывателей, поскольку не все заведения могли позволить себе нанимать на всю ночь группы с «живым» исполнением.

Редким исключением, лишь подтверждающим правило, были подлинные звезды соула, вроде Джеймса Брауна или Sly And The Family Stone, чьи записи пользовались огромной популярностью, пока диско не создало своих звезд.

«Нельзя грокнуть пустыню, пересчитав все песчинки», - как выразился знаменитый фантаст Роберт Хайнлайн в романе «Чужак В Чужой Стране». Исполнителей диско появилось в 1970-х несметное количество. Громко «выстрелили» шведы ABBA, чье творчество проторило дорожку немалому количеству разномастных и никому неизвестных коллективов.

К примеру, запомнились слушателям, покорившая в свое время вершины хит-парадов, укомплектованная выходцами с Ямайки и других Карибских островов, продюсером Фрэнком Фарианом западногерманская формация Boney M (с вечно-зелеными хитами, вроде «Papa Cool», «Ma Baker», «Belfast», «Rasputin», «Rivers Of Babylon»), их земляки Arabesque и Dschinghis Khan. Испанский дуэт Baccara. Итальянские звезды Аль Бано и Ромина Пауэр (если кто-то забыл, дуэт был образован в далеком 1969 году) и группа Риччи э Повери (созданная в 1967 году).

Некоторые из этих артистов (кому-то, глядя на них, может прийти в голову мысль, что все это – один человек или несколько голов одной не слишком хитрой гидры) до сих пор окучивают окраинные «поляны» музыкального мира, выступая на ретро-фестивалях, где ностальгирующие слушатели с удовольствием отплясывают под фонограммы постаревших кумиров. И почему бы нет? Как говорится, на вкус и цвет… Если кого-то «вштыривают» диско-ритмы, на здоровье! Автор и сам не прочь иногда тряхнуть стариной под какую-нибудь душеласкательную вещицу, приведенную, допустим в этой статье.

Gloria Gaynor (фото: commons.wikimedia.org/Thomas Rodenbücher)
Gloria Gaynor (фото: commons.wikimedia.org/Thomas Rodenbücher)

Но, помимо вышеперечисленных имен, на мой взгляд, разве что героиня нашей статьи Донна Саммер (настоящее имя и фамилия ЛаДонна Андре Гейнз), ее коллега Глория Гейнор, Chic, KC&The Sunshine Band и ветераны поп-сцены - австралийская вокальная группа Bee Gees (чью репутацию удачно восстановил фильм «Saturday Night Fever» («Лихорадка Субботнего Вечера») 1977 года выпуска)) смогли сделать что-то запоминающееся и серьезное в поп-музыке 1970-х.

Донна Саммер по праву считается Королевой диско. Донна родилась в 1949 году в Бостоне. Поначалу она выступала в различных мюзиклах. Далее участвовала в постановке рок-оперы «Волосы», с которой поехала на гастроли в Европу. Там она познакомилась с продюсером Джорджо Мородером. Встреча стала судьбоносной. Итогом их союза стал одноименный со вторым ее альбомом 17-минутный хит «Love To Love You Baby» («Люблю любить тебя, детка»).

В рецензиях тех времен сразу оценили работу Саммер и Мородера. Например, в Billboard взахлеб писали о «превосходном подборе вещей», особо выделяя 17-минутную первую сторону, по полной программе «представляющей мягкий и хриплый голос миссис Саммер, простирающийся от поп и диско до соула и джаза». Немудрено, что пластинка почти сразу вошла в 20 лучших альбомов США и Великобритании своего времени.

Serge Gainsbourg, 1981 (фото: commons.wikimedia.org/Claude TRUONG-NGOC)
Serge Gainsbourg, 1981 (фото: commons.wikimedia.org/Claude TRUONG-NGOC)

Секрет успеха заглавной композиции состоял в использовании откровенного сексуального контекста. По сути, песня является музыкальной иллюстрацией женского оргазма. Идея ее создания принадлежит самой Донне. Находясь под впечатлением от знаменитой песни «Je t’aime… moi non plus» (которую проникновенно исполнили Джейн Биркин и Серж Гензбур) Донна решила сочинить нечто подобное и пришла с этой идеей к Джорджо летом 1975 года. Они создали первый трёхминутный вариант «Love to Love You Baby», который поначалу не «зашел» на рынок.

Донна была удовлетворена уже самим фактом записи смелой по тем временам песни. Но Мородер не только пришел в сущий восторг от пламенных всхлипов и стонов Саммер, а настоял на выпуске песни отдельным синглом. В последующих интервью певица признавалась, что она не была полностью уверена в содержании текста песни и импровизировала во время записи, разыгрывая достижение сексуального экстаза, воображая себя в образе Мэрилин Монро.

Успеху пластинки немало способствовала помощь от главы лейбла «Casablanca Records» Нила Богарта. Он просто влюбился в произведение Саммер и попросил сделать композицию как можно длиннее. В итоге в окончательную версию альбома вошла 17-минутная диско-оргия. «Love to Love You Baby» стал первым супер-хитом певицы в Америке, достигшим 2 места в хит-параде синглов Billboard Hot 100 в начале 1976 года. Засветился он на призовых местах и в танцевальных чартах.

Не обошлось без скандальчика, который также простимулировал интерес к записи. Композицию заклеймили как «непристойную» некоторые стоящие «на страже устоев» критики. Ее подвергли цензуре и запретили к трансляции на некоторых пуританских радиостанциях. Журнал «Time» также отличился, подсчитав, что «при создании трека было смоделировано аж 22 оргазма», талантливо изображённых певицей. После выпуска этой песни Саммер вполне заслуженно было наречена «Первой Леди Любви» (англ. «The First Lady of Love»).

Сам альбом был скомпонован следующим образом. Заглавной и единственной вещью в списке композиций, расположенной на первой стороне альбома, шла гипнотическая «Love to Love You Baby». Вторую сторону наполняли не менее изысканные, скроенные по лекалам соула и ритм-энд-блюза: «Full of Emptiness», «Need-a-Man Blues», балладная «Whispering Waves», сексуальная «Pandora's Box», «Full of Emptiness (Reprise)» - реприза первой композиции. Другие (европейские) релизы имели одинаковую с американской первую сторону, но состав песен второй стороны альбома менялся.

Sparks (фото: commons.wikimedia.org/AVRO)
Sparks (фото: commons.wikimedia.org/AVRO)

Однако, несмотря на то, что ряд последующих синглов и дисков Донны Саммер были также весьма успешными, даже королеве в итоге надоело петь под монотонный ритм электронного барабана, который мало чем отличался от метронома. Мородер также не остановился на достигнутом и пошел дальше. Как пишет Пол Роланд: « Он придумал несколько отличных хитов для эксцентричного поп-арт дуэта Sparks братьев Маэлов, чей юмор, стилизованный под братьев Маркс, сделал их диско-записи намного более забавными, чем записи бригад «золотых медальонов и вспышек».

Вывод, который можно сделать из нашего исследования, будет следующим. Многим посетителям диско-клубов, несомненно, нравилось, что на танцполе всегда были мелодии, поддерживающие незамысловатый ритм электронных барабанов и звуковых эффектов. Иначе они бы там не находились. Ноги двигаются, мысли текут ни о чем, голова пуста от вселенских забот и проблем (хотя бы на несколько часов).

Hard Rock Cafe, платье Паулы Абдул
Hard Rock Cafe, платье Паулы Абдул

Следующие поколения завсегдатаев дискотек и профильных клубов получили свои доли и дозы радости, наслаждаясь в 1980-х сладкоголосыми переливами евро-попа, бухающими техно-ритмами, прелестными хаусами и прочими заманчивыми рейвами и джанглами в 1990-х и «нулевых». Но как диско истощило в свое время отведенный ему запас времени и идей, так и его современные последователи все время находятся в поиске чего-то нового, ибо от самого стиля диско вряд ли осталось многое, что стоило бы послушать.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.07.2020 12:50
Комментарии 0
Наверх