Версия // Культура // 5 ноября ABBA впервые за 40 лет презентовали новый альбом!

5 ноября ABBA впервые за 40 лет презентовали новый альбом!

3102

Наступление голограмм

5 ноября ABBA впервые за 40 лет презентовали новый альбом!
(Фото: Wikimedia Commons/AVRO)
В разделе

Свершилось! Свежеиспеченный альбом знаменитой шведской формации ABBA, о котором было немало разговоров в последнее время, вышел в свет. Он называется «Voyage» («Путешествие»). Его девять песен еще предстоит расслушать, поэтому пока воздержимся от комментариев по их оценке. Но, не сомневаемся в том, что они представят новые заводные мелодичные хиты и их мастерское исполнение культовой четверкой.

Попробуем разобраться, зачем им нужен такой серьезный шаг, и к каким выводам о развитии современного шоу-бизнеса (особенно в эпоху мировой эпидемии ковида, когда концертная деятельность находится в упадке) он нас может натолкнуть? Уверяю вас, эти выводы (кроме сугубо материальных, которые не стоит сбрасывать со счетов) будут весьма неожиданны и любопытны, но о них – чуть позже. Предварительно представляется важным, вспомнить ряд моментов, связанных с историей ABBA.

В 1970-х годах творчество группы ABBA пользовалось невероятной популярностью. Их любил весь мир, а творчество оценено уже несколькими поколениями меломанов. За 50 лет карьеры группа продала более 350 миллионов дисков со своими записями. Коллектив распался давно, в 1981 году. Музыканты разошлись, чтобы поработать в сольных проектах, которые не снискали им особых лавров.

Но вдруг неожиданно выяснилось, что «спустя годы после завершения существования группы, их композиции с удовольствием перепевают другие артисты, да и слушатели не забыли их вещи. К примеру, диск лучших хитов ABBA, записанный электронным (кстати, позиционировавшим себя как независимый) синти-поп дуэтом Erasure (гремевшим на дискотеках в 1990-е годы) возглавил английские чарты и наделал немало шума на мировых танцполах. Появившийся ажиотаж и востребованность творений ABBA сподвигли самих шведов к тому, чтобы возродить формацию ABBA в старом составе и перезаписать свои лучшие композиции, выпустив сборник «ABBA Gold», который снова побил рекорды продаж».

В 2000-х интерес к творениям шведов уменьшился, но никуда не исчез. «Поклонники с удовольствием смотрели и смотрят фильмы и мюзиклы, созданные по мотивам творчества ABBA, не переставая удивляться магии песен легендарного коллектива»! В один прекрасный момент такое положение вещей сподвигло культовую шведскую четверку (несмотря на то, что по слухам, они терпеть друг друга не могут) к созданию нового альбома и проведению концертов в виде…собственных голограмм!!

Что ж, такой шаг, может показаться кому-то неожиданным, но учитывая музыкальный путь ABBA, он вполне вписывается в их продолжительную карьеру. Они никогда не чурались громкого и яркого освещения своей деятельности. Как мы писали «их триумф начался с победы в 1974 году на конкурсе «Евровидение» с песней «Waterloo». И уже вся дальнейшая работа коллектива опровергала непонятно откуда взявшееся мнение, что ABBA – группа «одного хита». Мировые музыкальные хит-парады раз за разом сдавались на милость шведским музыкантам. Порядка 8 их альбомов и десяток хитов шли под первыми номерами в американских, австралийских, аргентинских, шведских и других чартах различных стран». 18 синглов попали в первую десятку придирчивых английских хит-парадов.

Интересно, что «мелодичные композиции шведов вдребезги разбили миф снобистский миф о приоритете англоязычных стран в сфере создания танцевальной зажигательной музыки (как и в случае с регги). И все же когда спаянная (как настоящая шведская семья) команда в лице Агнеты/Бьорна и Анни-Фриды/ Бенни, впервые предстала перед публикой в своих сверкающих атласных комбинезонах и «шузах» на серебряной платформе (созданных в эпатажной стилистике глэм, спейс и глиттер-рока) то продемонстрированная ими чудовищная нехватка вкуса в одежде, вульгарность макияжа и банальность песен (тексты которых были словно взяты из словаря английского языка) то критики набросились на них, словно стая голодных гиен».

Но истошный вой критиков лишь подлил масла в огонь. Ибо массовая публика почти не обратила на такие стилистические тонкости внимания, скупая записи ABBA миллионными тиражами. Прибыль от экспорта их записей превысила к середине 1970-х годов доход от шведской сталелитейной промышленности! Думаю так, что «причиной невероятного успеха шведов стали сильные голоса, красивые мелодии и запоминающаяся манера исполнения песен. Обычно все начиналось с того, что одна из барышень (Анни или Агнета) выходила и «песню заводила» про «степного сизого орла», про «Победителя, который возьмет все» («The Winner Takes It All»), про деньжата, обитающие в глубоких карманах богачей («Money, money, money…») или новогодние праздники («Happy New Year»).

Далее в игру вступали мужички, развивая тему мелодичными фортепьянными и гитарными пассажами, сопровождаемыми слоистыми бэк-вокалами и вся кода завершалась душещипательным хоровым припевом, сделанным намеренно несложным для запоминания, чтобы было легче подпевать публике».

Еще ABBA весьма грамотно вели бизнес-стратегию «по продвижению создаваемых ими продуктов. Они на полную катушку использовали зрелищные возможности видео-записей, выход которых сопровождал выпуск каждого сингла, одновременно представляя его на всех западных рынках тогдашнего разделенного мира (что также делали и их не менее удачливые коллеги по шоу-бизнесу Queen). По сути, ABBA создали уникальное диско-клише, простое и доходчивое, словно дырка от бублика.

Вдобавок ко всему их композиции вдохновили на «подвиг и доблестный труд» в 1970-х годах сонмы танцевальных ансамблей, «надувших» своими однотипными творениями «мыльный пузырь» музыкального стиля «диско», заполонившего музыкальные хит-парады всего мира (и громко лопнувшего в начале 1980-х, перейдя в сладкоголосые переливы евро-попа).

Замечу, что такой большой интерес к творчеству ABBA невозможно объяснить одной лишь ностальгией…хотя кто его знает. 2021 год не балует нас музыкальными открытиями, поэтому одним из факторов создания большого шума вокруг новой работы шведов стал, на мой взгляд, 40-летний перерыв в их совместной работе. Бушующая мировая эпидемия ковида также сыграла им в чем-то на руку. Как, скажите, можно оригинально представить свое новое музыкальное творение? Цифровые стрим-сервисы вам, безусловно, в помощь. Но где в них оригинальность? Уже прилюдна танцевала и пела голограмма Майкла Джексона, в Китае побили рекорды по посещениям концерты голограммы Ло Тяньи. Но все-таки мало что заменит «живое» лицезрение артистов во плоти.

Здесь на помощь приходят новые цифровые технологии и мастерство великих кудесников кино. Для создания своих концертных голограмм (они получили название «аббатары», словно напоминая нам о знаменитой картине «Аватар» другого культового режиссера Джеймса Камерона) ABBA пригласили мастеровитого Джорджа Лукаса и его команду. Спецэффекты, созданные Лукасом в его знаменитой эпопее «Звездные Войны» и ее продолжениях, дорогого стоят! Почему бы не применить их в концертном большом шоу-бизнесе? Ибо, когда мы вживую увидим артистов на сцене из-за ковида, неясно. Да и вопросы со здоровьем из-за возраста (всем музыкантам ABBA за 70 лет) или их сложными взаимоотношениями снимается. Умные датчики, присоединенные к телам музыкантов, зафиксировали в студиях их движения, разработанные программы привели их в действие и дело остается за малым – арендовать гигантскую площадку, нанять живую группу музыкального сопровождения и выпустить «представление» в свет. Удобно? Наверное, да.

Будут ли востребованы такие «шоу» в будущем, покажет время, но не могу не констатировать тот факт, что цифровые технологии и искусственный интеллект все больше и больше входят в нашу жизнь, подменяя или конструируя собой «реальность» (как в последнем фильме о The Beatles, по частичкам «собранном» из документальных съемок группы, снятом известным по трилогии «Властелин Колец» режиссером Питером Джексоном).

В общем, тенденции налицо! По моему мнению, в одном ряду с концертными голограммами (в плане того, что мы имеем уже сейчас) могут также стоять: дистанционное обучение, оплата проезда в транспорте «лицом», повсеместная цифровая слежка за людьми многочисленными видеокамерами, управление работой транспорта роботами, «умные» дома, частичная киборгизация человеческого тела и так далее. Готовы ли люди психологически к таким «достижениям», кто контролирует их рабочие алгоритмы, приносят они нам пользу или вред – задуматься об этом и сделать выводы, могут сделать сами читатели. Мы же постараемся и далее исследовать эти насущные и отнюдь не бессмысленные вопросы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.11.2021 11:01
Комментарии 0
Наверх