Версия // Бизнес // Как президент «Петро-Хэхуа» Сун Цзинъи и гендиректор Чжао Фэн почти достроили международный аэропорт «Симферополь»

Как президент «Петро-Хэхуа» Сун Цзинъи и гендиректор Чжао Фэн почти достроили международный аэропорт «Симферополь»

9239

Они улетели

Капитан Морган, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0
В разделе

Три главных инвестиционных объекта российского Крыма – Керченский мост, трасса «Таврида», перестроенный аэропорт «Симферополь». Воздушные ворота перестали быть международнымм с 2014 года из-за санкций, введенных после вхождения полуострова в состав России. С февраля 2022 года, с начала СВО, в числе 11 других, расположенных на юге РФ, аэропорт «Симферополь» не работает. Крымский спикер Владимир Константинов уверен: завершать строительство аэропорта «Симферополь» в ближайшее время не будут. Однако глава правительства Юрий Гоцанюк надеется, что китайские строители скоро доделают все, что не сделали за шесть лет.

Частники на летном поле

Аэропортом «Симферополь» управляло АО, которое полностью принадлежало правительству Крыма. Вскоре после «крымской весны» было объявлено о строительстве нового аэровокзального комплекса. Оно началось весной 2016 года. Победителем конкурса объявлен совместный проект российского проектного бюро «R1» с корейским «Samoo Architects & Engineers» (подразделение южнокорейской корпорации «Samsung»).

В августе 2016 года крымские власти передали контроль над крупнейшим транспортным комплексом банку «Россия» Юрия Ковальчука. Взамен Крым получил долю в 49%, остальные 51% перешли инвестору. 12 апреля 2016 года в рамках Ялтинского международного экономического форума совмин РК утвердил инвестиционный проект нового аэровокзального комплекса Симферополя стоимостью 32 млрд рублей. Ожидаемый срок окупаемости проекта составлял 19 лет. Сделка была одобрена Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и включала условие: частные инвесторы смогут претендовать на доходы аэропорта только когда построят для него новый терминал.

В Севастополе (это другой субъект Российской Федерации) надеялись, что богатый инвестор займется еще и развитием гражданского сектора аэропорта «Бельбек». Но оказалось, что инвестор не намерен развивать там регулярные авиаперевозки и хочет обслуживать только вип-клиентов. Горожан не порадовали.

Поднебесная

Итак, в мае 2016 года началось строительство нового аэровокзального комплекса с терминалом и служебными зданиями площадью более 78 тысяч кв. м., рассчитанного на обслуживание 7 млн пассажиров в год и возможностью расширения до 10 млн пассажиров. Строительство планировалось завершить к летнему туристическому сезону 2018 года. C окончанием строительства синхронизирован ввод в эксплуатацию отремонтированной взлётно-посадочной полосы, с удлинением и созданием новых рулёжных дорожек.

Контракт на масштабное строительство был заключен с ООО «Петро-Хэхуа» («дочка» китайской Haihua Industry Group). Эта компания имеет в РФ четыре филиала и представительства: головное подразделение в Москве, обособленные в Калуге, Комсомольске-на-Амуре и пригороде Симферополя – Укромном. Сферы ее деятельности – строительство аэропортов, включая взлетно-посадочные полосы и аэровокзалы, исследования, производство в нефтегазовой, горной, химической и строительной отраслях. Информации о том, работает ли она в Европе, найти не удалось.

Строительные работы в целом завершились к концу 2017 года. 16 апреля 2018 года открылся и принял первых пассажиров новый терминал аэропорта Симферополь. Но оставались недостроенными некоторые объекты, не были выдержаны обещанные подрядчиком сроки.

Споры

Перепалки между заказчиком и исполнителем начались в сентябре 2019 года, их предметом стало взыскание заказчиком неустойки за нарушение промежуточных и окончательных сроков выполнения работ. Общая сумма двух исков, направленных против строителей, составила 1,899 млрд руб.

По теме

К июню 2020 года выяснилось, что «Петро-Хэхуа» сорвал кассовый план и не освоил более трех миллиардов рублей аванса. Глава Крыма Сергей Аксенов констатировал: «Проблемы с освоением средств на объекте появились из-за некачественной подготовки документов, которые по десять раз переделывали». Противоречия между субъектами были сформулированы в юридических терминах. В сентябре 2019 года обе стороны подали судебные иски.

Разбирательство длилось почти три года. Самолеты в Симферополь как не летали, так и не летают. Казалось, все споры урегулированы, но в феврале 2023 года транспортная прокуратура Крыма установила: одна из привлеченных «Петро–Хэхуа» субподрядных организаций незаконно, по своему усмотрению, распорядилась денежными средствами, полученными в качестве авансовых платежей, имеющих прямое целевое назначение – сооружение аварийно-спасательной станции с учебно-тренировочным комплексом. Растрата составила больше 8 млн руб., возбудили уголовное дело по признакам мошенничества в особо крупном размере.

Прощение по-крымски

Оказалось, что 1,899  млрд руб. – не та сумма, из-за которой стоит ссориться с уважаемой компанией. Стороны заключили дополнительное соглашение к контракту. Крым простил китайцев: истец снял требование о взыскании, поскольку стороны договорились сдвинуть итоговые и промежуточные сроки работ (как сразу и делал подрядчик). Арбитражный суд Крыма утвердил мировое соглашение между АО Международный аэропорт «Симферополь» и ООО «Петро-Хэхуа».

Что дальше?

Крымские власти делает вид, что по-прежнему интересуются судьбой международного аэропорта «Симферополь». Накануне в ходе сессии Госсовета Крыма его председатель Владимир Константинов сообщил, что в ближайшее время запуск аэропорта не планируется. Но председатель крымского правительства Юрий Гоцанюк видит на летном поле свой сюжет. Он сообщил, что встретился с китайскими строителями: «Провёл совещание с представителями организации «Петро-Хэхуа» по развитию аэропортового комплекса «Симферополь», обсудили ряд вопросов».

Президент «Петро-Хэхуа» Сун Цзинъи и генеральный директор Чжао Фэн честно признались: «На сегодняшний день строительная готовность объекта составляет 99%». Разъяснение премьера: «Планируется установить пассажирский перрон с комплексом противообледенительной обработки, рулежные дорожки, трансформаторные подстанции, внутрипортовые проезды, модульные здания перронных служб. Также будет налажена работа системы метеорологического и радиотехнического обеспечения полетов и аварийно-спасательной станции».

Нужно ли платить за это дополнительно, и будет ли всем после этого счастье, глава правительства не уточнил.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.04.2024 13:30
Комментарии 0
Наверх