Версия // Культура // Разбираемся в главном противостоянии предстоящей церемонии вручения Оскар 2023

Разбираемся в главном противостоянии предстоящей церемонии вручения Оскар 2023

4144

Старикам почёт или дорогу молодым?

Разбираемся в главном противостоянии предстоящей церемонии вручения Оскар
(скриншот: youtube.com)
В разделе

Через два дня состоится ежегодная церемония вручения наград Американской киноакадемии. В этом году градус борьбы среди претендентов выше среднего, как и уровень самих фильмов. Тем не менее мы полагаем, что борьба за главный приз – звание «Лучшего фильма года» развернется между «Фабельманами» Стивена Спилберга и «Всё, везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта. Но по традиции сперва пробежимся с нашими прогнозами по основным номинациям.

Лучшая мужская роль

В этой категории битва будет нешуточной. Большие шансы есть сразу у трёх претендентов: Остина Батлера за роль в байопике «Элвис», Колина Фаррелла за трагикомедию «Банши Инишерина» и Брендана Фрейзера за тяжёлую во всех отношениях роль в драме «Кит». Западные кинокритики успели одарить наградами каждого из них. Но наше сердце здесь на стороне Фрейзера, для которого роль в «Ките» стала вторым профессиональным рождением.

Лучшая женская роль

В противовес предыдущей номинации здесь всё просто – награду получит Кейт Бланшетт за неимоверно глубокую, одиозную героиню из фестивальной драмы «Тар». Если бы не Бланшетт, то в этой номинации поборолись бы две Мишель: Уильямс за «Фабельманов» (одна из лучших её ролей в карьере) и Йео за «Всё, везде и сразу» (самая многогранная роль этой кинодивы).

Лучший актер второго плана

Среди претендентов на эту награду пятеро примерно равных претендентов: Брендон Глисон и Барри Кеоган за «Банши Инишерина», Брайан Тайри Генри за «Мост через озеро», Джадд Хёрш за «Фабельманов» и Ке Хюи Куан за «Всё везде и сразу». Если руководствоваться нашими предпочтениями, то мы бы присудили награду последнему. Куан уже успел получить Золотой глобус, Сатурн и Премию Гильдии киноактеров США за эту роль. Будет ли оскаровское жюри солидарно с нами – увидим.

Лучшая актриса второго плана

Если судить объективно, то по степени эмоциональности и натуралистичности, драматизму и эмпатии к персонажу, мы больше склоняемся к Керри Кондон за ее роль в «Банши Инишерина» (это единственный персонаж из всего фильма, которому испытываешь сопереживание). С другой стороны, здесь также представлена Анджела Бассетт из «Черной Пантеры: Ваканда навеки», которой могут вручить статуэтку по принципу инклюзивности, дабы избежать нападок со стороны этнических меньшинств. Да, роль у Бассетт в «Ваканда навеки» едва ли не эпизодическая, но эту номинацию могут отдать на откуп. Наше же сердце на стороне Джейми Ли Кёртис – ветеран Голливуда никогда ранее не была выдвинута на премию Оскар, а роль во «Всё, везде и сразу» стала для неё самой нетипичной в карьере. Посмотрим, что решит квалифицированное жюри.

Лучший оригинальный сценарий

По теме

Понять, чем именно будет руководствоваться жюри в этой номинации не так просто. Если степенью оригинальности истории, то однозначно победит «Всё, везде и сразу» (концепт мультивселенной здесь раскрыт лучше, чем когда-либо, а смесь семейной драмы и абсурдной комедии с боевиком оставляет конкурентов далеко позади). Если же предпочтение отдавать скрытым смыслам и социальным посылам, то «Треугольник печали». Если тонкой психологии и наглядной деконструкции главной героини, то однозначно «Тар». Если историческим аллегориям, то «Банши Инишерина». «Фабельманы» на фоне остальных претендентов в этой категории кажется самым стандартным фильмом. Но срединный путь для картины Стивена Спилберга может оказаться выигрышным. Этим самым мы хотим сказать, что сценарий каждого из номинантов в той или иной степени великолепен, а выбор жюри может с равной долей вероятности пасть на любого претендента. Кого бы выбрали мы? «Всё, везде и сразу».

Лучший адаптированный сценарий

Очевидно, «На Западном фронте без перемен». За что в эту номинацию попали «Топ Ган: Мэверик» (тут сценария на две страницы), «Достать ножи: Стеклянная луковица» и «Говорят женщины» (это по настоящему вредное кино, которое пропитано мужененавистничеством) нам сказать сложно. «Жить» – это ремейк одноименного фильма Акиры Куросавы, вполне себе качественный и трогательный до глубины души, но потягаться с немецкой антивоенной драмой ему будет не по силам.

Лучшая операторская работа

Скорее всего здесь тоже победит «На Западном фронте без перемен». Конечно, до уровня съемки «1917» это кино не дотягивает, но во всех своих визуальных составляющих смотрится просто отлично. Если кто и сможет бросить вызов этому фильму, то это будет «Элвис».

Лучшая работа художника-постановщика

Академия вряд ли полностью проигнорирует самый кассовый фильм прошедшего года, да и объективно художники-постановщики в «Аватар: Путь воды» потрудились на славу. За красивую картинку, скорее всего, получит Оскар именно это кино. Конкуренты у детища Дэвида Кэмерона более чем сильные, но соперничать на равных с кассовым гигантом, изменяющим саму индустрию кино, в этой категории им будет сложно. Мы, в принципе, будем солидарны с академиками, ведь работа над визуальным рядом второго «Аватара» проведена колоссальная, а его внешний вид – главная причина смотреть это кино.

Лучшие костюмы

И вновь на сцену может выйти «Ваканда навеки», особенно, если этот фильм пролетит в номинации «Лучшая актриса второго плана». Оскар вряд ли отпустит «Черную пантеру» без единой награды. Хотя в этом случае, даже объективно это кино могло бы победить – костюмов в фильме предостаточно, они имеют значение в сюжете и неплохо подчеркивают национальный колорит.

Лучший звук

В технических номинациях определить потенциального победителя проще – критерии более понятны, они не настолько зависят от субъективного восприятия. В этой категории на наш взгляд чуть больше шансов у «Элвиса».

Лучший оригинальный саундтрек

По теме

Как ни парадоксально, но среди всех номинантов в этой категории в голову сходу приходит только саундтрек к «Вавилону» Дэмьена Шазелла. Да, в целом фильм скорее не получился, чем получился, но музыкальное сопровождение задавало ритм всей постановке, а джазовый бит еще долго не мог улетучится из головы после просмотра. Также неплохо подчеркивал атмосферу гнетущей затяжной войны музыкальный ряд из «На Западном фронте без перемен», но мы бы отдали награду именно «Вавилону». Совпадет ли наше мнение с жюри – вопрос спорный.

Лучшая песня

Однозначно «Naatu Naatu», он же «танец с подтяжками», из индийского шедевра «RRR: Рядом ревёт революция». Впечатляет не столько сама песня, сколько музыкальный номер, выполненный в лучших традициях постмодернистского индийского кинематографа. Немаловажным здесь является тот факт, что просмотры церемонии Оскар падают год от года, а индийский победитель (пусть даже не в главной номинации) может привлечь к экранам дополнительно несколько десятков миллионов зрителей – Индия лидер по количеству населения в мире.

Лучшие визуальные эффекты

Очень странно, что среди номинантов на эту награду нет «Всё, везде и сразу» – фильма, который с мизерным артхаусным бюджетом ($20 млн) и командой специалистов по спецэффектам в составе пяти человек уделал все крупные голливудские блокбастеры. Из оставшихся однозначно сильнее всех «Аватар: Путь воды».

Лучший грим и прически

Нам было приятно, если бы эту награду получили гримеры «Кита» – то как они преобразили Брендана Фрейзера, скрыв его под толстым слоем грима, но не убив эмоций, заслуживает статуэтки. Потягаться с ним может, разве что «Ваканда навеки» по уже отмеченным нами ранее причинам.

Лучший монтаж

Одна из самых престижных технических номинаций. Возможно, ее получит «Топ Ган: Мэверик», потому что в этом фильме значение монтажа особенно велико – скомпоновать кадры нужно было таким образом, чтобы не просто рассказать связную историю, но и не разрушить иллюзию полёта в экшн-сценах, сделать их понятными и эффектными. Большая часть авиа-сцен снималась на натуре. Не менее титаническую работу проделал монтажер «Всё, везде и сразу» – в противном случае волшебство мультивселенной было бы разрушено.

Лучший анимационный фильм

«Пиноккио Гильермо дель Торо» должен взять статуэтку практически без сомнений. Нам понравился и «Кот в сапогах 2: Последнее желание», и «Марсель, ракушка в ботинках», но именно «Пиноккио» сочетает в себе колоссальный объем работы кукольных аниматоров (а 3D анимация уже изрядно поднадоела западному зрителю), и фирменную стилистику дель Торо, и актуальную адаптацию сказки Карло Коллоди, а также прямой и сильный антивоенный посыл.

Лучший фильм на иностранном языке

«На Западном фронте без перемен» – за этот фильм говорит само время. Это кино – олицетворение всего прошедшего года, один из сильнейших фильмов на церемонии, однозначный фаворит. Будь обстановка в мире несколько иной, с ним могла бы потягаться «Аргентина, 1985» – сильнейшая процедурная драма об аргентинском прокуроре, на долю которого выпала чрезвычайно важная и опасная миссия. Но Оскар должен уйти в Германию.

Лучший документальный фильм, Лучший короткометражный фильм

Лучшим документальным фильмом очень может стать «Навальный» – лента уже удостоилась премии Британской киноакадемии и фестиваля Санденс. Главный конкурент «Навального» – «Вся красота и кровопролитие», обладатель Золотого льва Венецианского кинофестиваля. Обе картины имеют под собой весомое социально-политическое основание. О коротком метре нам говорить сложно – уж слишком непредсказуемая это категория, но болеть мы будем за представителей России – Максима и Евгения Арбугаевых и их работу «Выход», рассказывающая о буднях биолога, изучающего популяцию моржей на Чукотке.

Лучший фильм и лучший режиссер

По теме

Нам кажется, что именно в этих номинациях должны столкнуться два наиболее выдающихся фильма прошедшего года – «Фабельманы» Стивена Спилберга и «Всё, везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта. Делаем ставку на то, что тот, кому достанется Оскар за лучшую режиссуру, также получит награду за лучший фильм. Обе работы хороши, но по-своему. По форме эти картины диаметрально разные, но по содержанию рассказывают смежные истории, раскрывающие проблемы семейных взаимоотношений. Семья во все времена была главной темой для большинства людей. Милая семейная драма Спилберга наполнена сентиментальными размышлениями о светлом прошлом, воспоминаниями о родителях, школе и конечно же кино. Детище Квана и Шайнерта смотрит в будущее, задирает планку как авторского кино, так и блокбастеров на новый уровень. И в то же время рассказывает драматичную историю одной семьи. «Фабельманы» описывают путь становления одного из самых великих режиссеров современности (и самого прибыльного по сумме кассовых сборов всех его фильмов). Для своего времени Спилберг был новатором, который с другими именитыми режиссерами сделал современное популярное кино таким, какое оно есть. Кван и Шайнерт – новаторы нашего времени. Своим видением и авторским подходом они продвигают метамодерн в кинематографе на новые уровни. Киноподполье вновь рождает гениев.

Почему мы проигнорировали остальных претендентов? Всё просто – «Фабельманы» и «Всё, везде и сразу» олицетворяют две крайности, сильнее всех остальных фильмов работают на эмоциональном уровне, и попросту больше других впечатлили и зацепили нас за самую глубину души. «Тар» и «Треугольник печали» – также достойные картины, но обе они больше работают на фестивального зрителя, киноманов, эстетов от мира кино. «На Западном фронте без перемен» конечно может выстрелить и в этой номинации, но это вряд ли произойдет, если кино заполучит награду как «Лучший фильм на иностранном языке». Хотя, учитывая какой был этот год, то потенциальный оскаровский дубль сильнейшей антивоенной драмы последних лет не так уж невероятен. «Аватар» и «Топ Ган» здесь представлены явно для привлечения аудитории и в силу их кассовых заслуг – два самых кассовых фильма года. В художественном плане это явно не конкуренты за звание фильма года и даже режиссера года. «Элвис» – проходной глянцевый байопик, попадание которого сюда вызывает у нас недоумение. «Говорят женщины» – дань леволиберальному феминизму, это явно не претендент на победу, кино здесь только для этого. «Банши Инишерина» очень обласканы критиками, но мы до сих пор не поняли причин массового восторга этой кинокартиной. Если кто-то и составит конкуренцию Спилбергу, Квану и Шайнерту, то это может стать «На Западном фронте без перемен».

Перед Академией стоит острый вопрос – кого выбрать? Почтить мэтра за его заслуги или дать авансом признание молодым и перспективным гениям? Будь наша воля, Оскары получили бы обе картины. Но как поведет себя жюри – увидим в понедельник утром. Если бы нам пришлось выбирать кого-то одного, мы бы, всё же дали дорогу молодым.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.03.2023 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх