Версия // Культура // «Треугольник печали» и «Тар» – обзор кинопремьер этой недели

«Треугольник печали» и «Тар» – обзор кинопремьер этой недели

5179

Социальная геометрия

«Треугольник печали» и «Тар» – обзор кинопремьер этой недели
В разделе

В сегодняшнем обзоре кинопремьер встретились два представителя так называемого высокого кино: европейская трагикомедия Рубена Эстлунда «Треугольник печали» и музыкальная драма Тодда Филда «Тар».

Треугольник печали

(18+)

Реж. – Рубен Эстлунд

В ролях – Харрис Дикинсон, Чарлби Дин, Вуди Харрельсон, Златко Бурич, Ханна Ольденбург, Мальте Гордингер, Долли Де Леон, Алисия Эрикссон, Каролина Джиннинг

Производство – Швеция, Франция, Великобритания, Германия, Турция, Греция, США, Дания, Швейцария, Мексика

Трагикомедия европейского производства – обладательница Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. Поставил ленту известный фестивальный режиссер Рубен Эстлунд («Добровольно-принудительно», «Игра», «Форс-мажор», «Квадрат»). Помимо высшего приза в Каннах картина завоевала «Приз Vulcain Prize» и «Премию французской ассоциации киноискусств (AFCAE)».

Карл (Харрис Дикинсон) – манекенщик, который только начинает свой путь в мире моды. Его девушка Яя (Чарлби Дин) – модель, которая уже успела добиться определенной славы и достатка. Вместе они отправляются в подарочный круиз на роскошной яхте в компании пожилых, безумно богатых сумасбродов. Здесь собрались русские олигархи, британские оружейники, скандинавские гении из мира it и многие другие. Капитан судна (Вуди Харрельсон) не выходит из перманентного запоя, а команда яхты всеми силами пытается угодить всем капризам августейших особ. Но внезапно обрушившийся шторм переворачивает всё вверх тормашками.

Перед просмотром тех или иных картин мы часто рекомендуем нашим читателям не изучать сюжет фильма заранее, не смотреть трейлеры и уж точно не знакомиться с подробными разборами. В таких случаях мы всегда отмечаем, что эффект неожиданности играет картине в плюс. Конечно, работа Рубена Эстлунда помимо хитроумного сюжета имеет ряд иных достоинств, но всё же перед просмотром воздержитесь от спойлеров. Мы в свою очередь также постараемся выразить своё мнение без излишней конкретики.

«Треугольник печали», по нашему мнению, один из лучших фильмов этого года. Здесь наше мнение совпало с мнением каннского жюри, отдавшего ленте высшую награду кинофестиваля. После просмотра в голове невольно возникают ассоциации с «Паразитами», которые не менее триумфально выстрелили в Каннах несколько лет назад. Здесь Эстлунд детально, доходчиво и понятно разбирает социальную иерархию нашего общества. Примерно то же самое проделал Пон Джун-хо. Разница между двумя этими фильмами именно в ракурсе, угле зрения и подходе к нашему современному обществу. Рубен Эстлунд показывает не алчность маргиналов, но маразм элит, их распущенность и показную элитарность. «Я продаю дерьмо!» – заявляет русский олигарх, занимающийся экспортом удобрений, и добавляет – «Поэтому я сказочно, неимоверно богат!». Оказаться в нужное время в нужном месте – единственно верный и быстрый путь к успеху. Именно это красочно показывает зрителям «Треугольник печали».

Это кино можно назвать хитроумной притчей, нежели жанровой трагикомедией. Оно играет на другом уровне чувственного восприятия, нежели рядовые фильмы этого жанра. Мощнейшая социальная сатира с ноткой драмы. Это кино вряд ли вызовет у вас сопереживание основным персонажам, но наблюдение за их злоключениями местами от души позабавит. Аллюзии на реальность, четкое понимание режиссером посыла фильма, легкая отстраненность и даже снисхождение к героям фильма создают приятный и оригинальный тон повествования. Из этого следует, что драма здесь отходит на второй, и даже третий план, отдавая место гротескной сатире, прекрасной в своём радикальном и бескомпромиссном подходе к предмету исследования.

В отличии от «Квадрата», который был потяжелее и меньше разжевывал свои идеи для зрителей, смотреть «Треугольник печали» легче и увлекательнее. Не нужно быть заядлым киноманом, чтобы осилить два с половиной часа этого фильма. Многие центральные идеи режиссер буквально проговаривает устами своих героев. И это не делает фильм хуже, а способствует его принятию и пониманию самыми невзыскательными зрителями.

Возможно, некоторые кинокритики могут упрекнуть Эстлунда за отсутствие оригинальных идей, а также однобокую позицию. Мы с таким взглядом на этот фильм не согласимся. Эстлунд четко даёт понять, что не находится на стороне тех или иных идеологов. Это красочно показано в сцене спора американского марксиста и русского капиталиста, которые отстаивали свои взгляды друг перед другом в алкогольном угаре с помощью цитат великих людей из интернета и выдержек из книг. При этом оба они находились на борту яхты стоимостью $250 млн.

Эпикриз: Смотреть такие фильмы надо всем. Это совершенно не занудное фестивальное месиво, предназначенное для высоколобых эстетов. Здесь Эстлунд говорит со зрителем понятным языком, едко, но метко препарирующим и бичующим социальные механизмы и иерархию любого общества.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Треугольник печали» (2022), реж. – Рубен Эстлунд.

Тар

(18+)

Реж. – Тодд Филд

В ролях – Кейт Бланшетт, Ноэми Мерлан, Нина Хосс, Софи Кауэр, Марк Стронг, Аллан Кордунер, Мила Богоджевич, Мари-Лу Селлем

Производство – США

Американская музыкальная драма, снял которую актер и режиссер Тодд Филд («В спальне», «Как малые дети»).

Лидия Тар (Кейт Бланшетт) – всемирно известный композитор и дирижер. За ее плечами десятилетия обучения у лучших маэстро, солидный список наград (в том числе она входит в список людей, удостоенных ЭГОТ) и тысячи часов репетиций. Тар становится первой женщиной-дирижером Берлинского филармонического оркестра. Она выступает на телевидении, пишет книги, преподает и готовит свой оркестр к новому выступлению. Помимо этого, Лидия Тар – открытая лесбиянка, которая вместе со своей возлюбленной воспитывает дочь. Но привычная реальность Тар начинает рушиться, когда одна из ее экс-подопечных совершает самоубийство.

Прежде чем мы дадим работе Тодда Филда оценку, уточним, что это не мюзикл, и вообще, музыки в фильме совсем не много. Да, сюжет фильма плотно переплетен с миром классической музыки, но если изменить профессию главной героини с дирижера на, скажем, хирурга, а повествование из стен Берлинской филармонии перенести в госпиталь, то суть сюжета от этого никуда не денется. Да, такая глубокая интеграция зрителя в мир классической музыки, оркестровая внутренняя кухня, периодические отсылки к известным композиторам и произведениям, разбор тех или иных культорологических тем – всё это придает фильму налёт элитарности и возвышенности. Но если посмотреть в суть картины, то по факту нас ожидает качественная психологическая драма с ноткой триллера, не ломающая жанр и не выходящая за его границы. Оригинальности ленте придают как раз-таки мелочи и второстепенные аспекты, что делает ее запоминающейся. Лейтмотивом фильма служат две дополняющие себя проблемы. Первая гласит, что талантливые люди не всегда приятные, справедливые и благородные, и мастерство зачатую может идти рука об руку с тщеславием, порочностью, эгоцентризмом, психологическими расстройствами. Подобная тема воспета не раз в большом и малом кино. Вторая проблема, которую поднимает лента, более свежая и актуальная. Это так называемая культура отмены, как она работает и к каким последствиям приводит. Эти вопросы остаются в глубине, режиссер прямым текстом не проговаривает и не навязывает ту или иную точку зрения своему зрителю (что отличает талантливых постановщиков от рядовых режиссеров-ремесленников).

Длится фильм чуть более двух с половиной часов. Это очень и очень солидный хронометраж для разговорной драмы. Тем не менее любителям жанра фильм не покажется ни на секунду затянутым. Тодд Филд в теме «аллегро» проводит своего зрителя из одной сцены в другую. Витиеватые диалоги выстраивают образ главной героини и рассказывают о ее окружении. Сцены стремительно сменяют одна другую, местами поднимая злободневные проблемы, местами нагнетая интригу, а кое-где и вовсе балансируя на грани триллера. «Тар» в этом аспекте очень похожа на классическую симфонию, с ее перепадами настроения, затуханиями и подъемами на новые эмоциональные уровни. По темпу эта картина может с легкостью дать фору большинству блокбастеров этого года. Но при одном важном условии – зритель должен быть хоть немного интеллектуально подкован в классической музыке, иначе солидная часть диалогов и отсылок пройдет мимо его поля зрения. А когда зритель что-то упускает из виду, то интерес будет неумолимо угасать.

На Венецианском кинофестивале Кейт Бланшетт получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль в этом фильме. Оно и понятно – актриса в одиночку вытаскивает каждую сцену. «Тар» – это бенефис Бланшетт, в котором актриса предстала в новом, многослойном, необычайно натуральном, живом образе. Сложно представить, каких усилий актрисе стоило добиться той степени непринужденности и естественности, что мы видим в кадре. Полагаем, что ее роль в этом фильме станет одним из главных фаворитов на грядущей церемонии вручения Оскар.

Эпикриз: Если мир классической музыки вас привлекает не сильно, то посмотреть это кино стоит только из-за превосходной игры Кейт Бланшетт, которая буквально уничтожила себя, чтобы создать на экране Лидию Тар.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.12.2022 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх