Версия // Культура // «Банши Инишерина» и «Достать ножи: Стеклянная луковица» – обзор сетевых премьер этой недели

«Банши Инишерина» и «Достать ножи: Стеклянная луковица» – обзор сетевых премьер этой недели

4338

Простота хуже воровства

«Банши Инишерина» и «Достать ножи: Стеклянная луковица» – обзор сетевых премьер этой недели
В разделе

В этой статье вас ожидают наши впечатления от просмотра ирландской трагикомедии Мартина Макдоны «Банши Инишерина» и запоздалая рецензия на комедийный детектив Райана Джонсона «Достать ножи: Стеклянная луковица».

Банши Инишерина

(18+)

Реж. – Мартин Макдона

В ролях – Колин Фаррелл, Брендан Глисон, Керри Кондон, Барри Кеоган, Гари Лайдон, Пэт Шорт, Шила Флиттон, Брид Ни Нетэн, Джон Кенни

Производство – Ирландия, Великобритания, США

Трагикомедия известного режиссера Мартина Макдоны, ответственного за картины «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». В основу сценария фильма легла неопубликованная пьеса самого Мартина Макдоны. Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале, где кино было удостоено двух наград: за «Лучший сценарий» и «Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль».

Действие фильма переносит нас на Инишерин – небольшой островок у побережья Ирландии. Пока на большой земле бушует гражданская война, жители Инишерина продолжают жить своей размеренной, неторопливой и ультраконсервативной жизнью. Однажды местный житель Падрак (Коллин Фаррелл), как обычно, отправился к своему закадычному товарищу Калму (Брендан Глисон), чтобы пригласить его в паб выпить пива. Но тот не только не впустил его в свой дом и проигнорировал предложение, но даже не проронил ни слова. Падрак отправился в паб один. Это послужило началом ссоры двух закадычных приятелей.

Мартин Макдона тот режиссер, который снимает для себя. Он редко берется за камеру, предпочитая работу в театре. Но если уж он появляется на съемочной площадке, то выпускает как минимум кино, остающееся в людской памяти. Его дебютная работа – короткометражка «Шестизарядный» сходу получила Оскар в соответствующей номинации. Первый полный метр – криминальная комедия «Залечь на дно в Брюгге» была обделена высокими наградами, зато в зрительской среде обрела культовый статус. «Семь психопатов» развивали тему криминальной комедии с элементами триллера, ну а «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» убедили всех, что Макдона умеет в постановку комедийный драм не хуже криминальных триллеров. Кстати, Мартин Макдона является братом не менее талантливого режиссера Джона Майкла Макдоны («Однажды в Ирландии», «Голгофа», «Война против всех»).

«Банши Инишерина» многие ждали с нетерпением. «Выстрел» на фестивале в Венеции, тринадцатиминутные овации после премьеры, шквал дифирамбов от критиков всех мастей – это всё завысило планку ожиданий на головокружительный уровень. Но, как иногда бывает, не все наши ожидания оправдались.

Сразу отметим, что нам понравилось более всего – актерские работы. Причем здесь можно смело похвалить как центральных актеров – Колина Фаррелла и Брендана Глисона, так и второстепенных – Керри Кондон и Барри Кеогана. Фаррелл и Глисон оказались вновь в одной картине спустя тринадцать лет после выхода «Залечь на дно в Брюгге». Актеры с тех пор заметно постарели, но в плане игры лишь набрались опыта. Для Фаррелла, который в последние годы погрузился в суровую школу авторского кино, роль Падрака – ирландского простака, добродушного выпивохи, едва ли не лучшая в карьере. Актер бесподобно изобразил одну из сторон основного конфликта этого кино. Его визави – местный интеллектуал, решивший отдать себя написанию музыки, мастерски исполнил Глисон.

Конфликт главных героев носит философский характер, чем-то напоминая притчу. Одна сторона выступает за добродетельность, олицетворяет простоту, но крайнюю навязчивость. Падрак не может ни понять, ни принять то, что его лучший друг перестал с ним общаться. Калм для него – самый близкий человек, на ровне с родной сестрой. Их регулярные походы в местный паб – неотъемлемая часть жизни, ритуал, без которого дальнейшее существование теряет свой смысл. Калм в этом роде более образован. Им движет желание оставить о себе след в культуре, хотя бы на таком мелком уровне как Инишерин. Он свысока смотрит на Падрака, но не теряет к нему уважения и любви. Просто принимает осознание того факта, что дальше им не по пути.

Вот такую затравку предлагает нам Мартин Макдона. И надо сказать первую половину фильм действительно держит в напряжении, он развлекает, интригует, подробно описывает жизнь и нравы коренных островных ирландцев. Плюс ко всему выстраивает центральный конфликт, который по меркам современного кино выглядит ну очень оригинально, больше тяготея к литературе, чем к кинематографии. Макдона аккуратно выстраивает фигурки на своей шахматной доске, наделив каждого из персонажей глубокими чертами личности, неповторимым характером. Всё это подкреплено отличной актерской игрой и до безумия живописными панорамами побережья Инишерина. Вступительная часть до самой середины нам крайне пришлась по душе. Но проблемы фильма начались примерно со второго часа.

Хотя оговоримся, проблемами это считаем мы, в то время как большинство критиков причисляет их к достоинствам картины. Лента понемногу начинает терять интерес. Чтобы его сохранить, Макдона решил приправить своё детище довольно жестокими сюжетными ходами, которые идут вразрез с тональностью первой половины фильма. Ведь, судя по началу, могло бы получиться интеллектуальная комедийная драма-сатира на человеческие нравы. Но режиссер выбрал другой путь, и лента свернула на путь триллера. Эмпатия главным героям – обоим сразу или одной из сторон этого пустякового конфликта, понемногу уступила место не особо нудному здесь саспенсу. Это повлияло на то, что финал картины уступает в правдоподобности и драматизму его же началу. А по законам жанра должно быть всё совсем наоборот.

Эпикриз: «Банши Инишерина» – кино не для широкой публики. Советуем киноманам и поклонникам ранних фильмов Макдоны, несмотря на то, что этот фильм существенно от них отличается. А Колин Феррелл очень может получить свой Оскар.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Банши Инишерина» (2022), реж. – Мартин Макдона.

Достать ножи: Стеклянная луковица

(18+)

Реж. – Райан Джонсон

В ролях – Дэниэл Крэйг, Эдвард Нортон, Жанель Моне, Кэтрин Хан, Лесли Одом мл., Кейт Хадсон, Дэйв Батиста, Джессика Хенвик, Мэдлин Клайн

Производство – США

Криминальный детектив – сиквел фильма 2019 года. Режиссером и сценаристом остался Райан Джонсон, также известный по работе над картинами: «Братья Блум», «Петля времени» и «Звёздные войны: Последние джедаи». Премьера ленты состоялась еще в ноябре, но на Netflix она вышла только сегодня.

На удалённый греческий остров, где располагается шикарная инновационная вилла под названием «Стеклянная луковица», эксцентричный миллиардер Майлз Брон (Эдвард Нортон) приглашает разношерстную группу своих друзей и знакомых на «вечеринку». По случайному стечению обстоятельств там же оказывается уже знакомый нам детектив Бенуа Блан (Дэниэл Крэйг). А если на каком-нибудь курорте оказывается детектив, то за этим неминуемо последует убийство.

«Достать ножи» в 2019 году произвел фурор – критики восторженно констатировали факт деконструкции и воскрешения детективного жанра в большое кино. Казалось бы, за более чем столетнюю историю кинематографа фильмы такого рода полностью исчерпали тему и переродились в иные форматы (телефильмы, сериалы, мультипликация). Но Райан Джонсон сумел выстроить в своём фильме настолько гармоничное повествование, с целой плеядой ярких актерских образов, что фильм оказался понятен, увлекателен и интересен для самой широкой публики. Но по неписанному закону из мира кино сиквел в 99% случаях оказывается хуже оригинала. Сумел ли Джонсон повторить успех первого фильма, или «Стеклянная луковица» благополучно растеряла все достоинства своего предшественника?

Неминуемое проклятие сиквелов не обошло стороной и продолжение «Достать ножи». Но не всё так печально. Джонсон пошел по проторенной собою же дорожке. Это обеспечило фильму стабильный каркас, хоть и ударило по его оригинальности. Как и прежде в центре сюжета оказывается пёстрая группа людей, объединенная одним общим персонажем. Только в данном случае родственные связи утратили своё значение, уступив место дружеским, рабочим и прочим отношениям с хозяином острова. После совершения убийства на сцену выходит Бенуа Блан и по крупиночке пытается собрать все детали происшествия воедино. Заново деконструировать жанр детектив Джонсон не решился.

Из актеров первого фильма сюда перекочевал лишь Дэниэл Крэйг. Сам режиссер еще на стадии написания сценария заявил, что сиквел будет полностью обособленным фильмом, не имеющим сюжетных связей с предшественником. На деле так оно и получилось.

На смену одному звездному составу пришел второй, не менее звездный. Персонаж Крэйга здесь раскрывается с неизвестных ранее сторон (создатели решили сделать его квир-персоной). Бенуа Блан манерничает, кривляется, дурачится, но за всем этим скрывается холодный ум и крепкая детективная хватка. Квир-штрихи Бенуа Блана, на наш взгляд, не испортили картину, а наоборот, дополнили образ детектива. Это непривычно для жанра, и еще более непривычно для сформировавшегося за годы бондианы экранного образа Дэниэла Крэйга. Тем не менее это работа в двух направлениях – и на новую аудиторию, и на оригинальность истории.

Порадовало появление в фильме Эдварда Нортона, который последние годы не часто заглядывает в большое кино. Роль эксцентричного миллиардера для эксцентричного актера – раз плюнуть! Не хуже смотрится и второй план фильма, хотя по нашим ощущениям персонажи первой картины и их родственные связи были более глубокими, цельными и гармоничными. Здесь же гротескность образов немного мешает развить характеры и глубину действующих лиц.

Тот факт, что первый фильм восемь раз отбил свой бюджет в прокате обеспечил существенное увеличение денежных средств второй картины. И это видно на экране. Если оригинальная лента выглядела консервативно и без изысков (в плане декораций и картинки в целом), то сиквел разгулялся на полную катушку. Роскошные декорации подчеркиваются живописнейшими пейзажами, атмосфера фильма пронизана богатством и лоском. Картинка фильма стала куда более яркой, контрастной и глянцевой.

Эпикриз: «Достать ножи: Стеклянная луковица» – однозначно наиболее удачный детектив этого года. Да, он уже не так сильно восхищает, как оригинал 2019 года, но на своём поприще всё еще рассказывает стройную историю в красивом антураже с отличными актерами. Некоторым зрителям фильм может показаться скучным, и отчасти это оправдано (середина фильма заметно провисает). И всё же любителям жанра и первого фильма мы настоятельно рекомендуем.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.12.2022 11:28
Комментарии 0
Наверх