Версия // Культура // «1917», «Маленькие женщины» и «Кома» - главные новинки кино этой недели в нашем обзоре

«1917», «Маленькие женщины» и «Кома» - главные новинки кино этой недели в нашем обзоре

4400

Экскурсия по окопам

10
В разделе

Чем ближе к февралю – тем больше в российском прокате грядущих «оскаровских лауреатов». На этой неделе состоится премьера еще двух из них: историческая военная драма от Сэма Мендеса «1917» и экранизация классического романа – историческая мелодрама Греты Гервиг «Маленькие женщины». Компанию им составит российский фантастический боевик Никиты Аргунова «Кома».

1917

(16+)

Реж. – Сэм Мендес

В ролях – Джордж Маккэй, Дин-Чарльз Чепмен, Марк Стронг, Эндрю Скотт, Ричард Мэдден, Клэр Дюбюрк, Колин Фёрт, Бенедикт Камбербэтч, Дэниэл Мейс, Эдриан Скарборо

Производство – Великобритания, США

Военно-историческая драма от заслуженного голливудского режиссера Сэма Мендеса, известного по фильмам "Красота по-американски", "Проклятый путь", "Дорога перемен" и другим. "1917" уже успел взять два "Золотых глобуса" как "Лучший фильм" и "Лучшая режиссерская работа". Картина претендует на Оскар в 10 номинациях и считается одним из главных фаворитов церемонии.

Действие фильма, как можно догадаться, разворачивается в 1917 году, когда Первая мировая война погрязла в затяжной позиционной фазе. Блейк (Дин-Чарльз Чепмен) и Скофилд (Джордж Маккэй) - ответственные английские солдаты, которые получают от командования поручение на очень ответственную миссию. Они должны передать послание в соседний Второй батальон, который находится от них за несколько километров по линии фронта. Блейк и Скофилд должны добраться до побратимов живыми, да еще и в сильно сжатые сроки, иначе погибнут сотни их соотечественников и сослуживцев.

"1917" - весьма любопытный опыт Сэма Мендеса в военном кино, где ранее режиссер ничем значимым отмечен не был. Опыт любопытный, но противоречивый. Западные критики обласкали фильм, и, отчасти, заслуженно. Но на наш взгляд, картина имеет ряд определенных недостатков, слабых мест, которые не совсем полностью и удачно нивелируются ее достоинствами. Но сначала о плюсах.

Оператор ленты - Роджер Дикинс (16 номинаций и всего один Оскар, один из лучших операторов современности) проделал потрясающую работу с камерой. Фильм снят и смонтирован так, словно это один двухчасовой кадр, который показывает весь путь главных героев от и до, лишь с одним моментом ускорения времени (уточнить не можем, ибо несущественный, но спойлер). Камера неумолимо следит за каждым шагом героев, показывая в реальном времени их достаточно рискованные приключения. На выходе визуально и композиционно получилось что-то среднее между "Бердменом", «Выжившим» и «Дюнкерком», только в антураже Первой мировой войны. Безусловно, это внушительный визуальный опыт, с которым нужно ознакомиться всем киноманам. Надеемся, что Дикинс получит Оскар за эту колоссальную мастерскую работу с камерой, ракурсами, постоянной съемкой в движении (фильм будто бы не имеет статичных сцен). Именно оператор задает настолько бодрый визуально-повествовательный ритм, что оторваться от экрана крайне сложно. Даже с условием простоты сценария и скудности изображенных образов главных героев (об этом чуть ниже).

Отдельно стоят отличные декорации, целиком выполненные на натуре, с тоннами грязи, километрами колючей проволоки, вытравленной и выжженной землей, разрушенным до руин городка. Шрамы войны выглядят живописно, если смотреть со стороны эстетики отвратительного. Военные историки и просто любители, скорее всего, найдут не одну дюжину деталей, к которым можно придраться, но для не столь просвещенного зрителя, антураж картины смотрится в целом правдоподобно. Неотступно подчеркивается действие атмосферным саундтреком, сперва напоминающим Ханса Циммера в "Дюнкерке", но со временем обретающим собственное лицо.

А теперь о слабых сторонах. Сюжет фильма - это путешествие двух сослуживцев из точки А в точку Б. Простое, крайне неизобретательное (что обусловлено историческими реалиями), без каких-либо сценарных ухищрений или ходов, которые было бы сложно предугадать. Почти всё показанное в фильме уже где-то было. Или очень похоже выглядело. Ощущение вторичности подпорчивает впечатление от просмотра, хотя сам сеттинг фильма (поля Первой мировой войны) избит киношниками далеко не так сильно, как та же Вторая мировая, но даже неискушенному киноману фильм покажется слишком простым, как, например, тот же вышеупомянутый "Выживший".

Про экшн стоит оговориться - весь фильм представлен как одна непрекращающаяся экшн-сцена, длиной в два часа. Тем не менее, условно ее можно разделить на чередующиеся эпизоды, среди которых выделяются столкновения с немцами. Постановка их нареканий не вызывает, но чем дальше, тем больше и болезненнее для зрителя выявляется неуязвимость одного из главных героев. Речь здесь идет лишь о стрельбе немецких солдат, которые словно решили косплеить штурмовиков из "Звездных войн", только на полях Первой мировой. Чем большее количество передряг случается, тем все меньше и меньше ощущаются переживания. Не возникает чувство сострадания даже в драматических моментах. И так плавно мы перешли ко второй острой проблеме - слабых образах главных героев. Без спойлеров тут обойтись сложно, поэтому скажем коротко и в общих чертах - фильм не раскрывает их предысторию, а то немногое, что зритель узнает об их личностях, характерах, слабых и сильных сторонах, оказывается недостаточным, чтобы проникнуться их личной трагедией, переживаниями, стремлениями, желанием выжить и чувством долга. Режиссер если и ставит их перед ситуациями с тяжелым моральным выбором, то разрешаются они сами собой, без метаний или переживаний главных героев. Но и это можно простить, если бы хоть кто-то из них изменился за время путешествия, стал другим человеком, осознал что-то для себя и зрителей. Но нет, никакого роста персонажей мы здесь не видим. И только поэтому трагедия не трогает, а фильм предстает не тяжелой драмой с сильным эмоциональным и смысловым посылом, а качественным, красивым приключением, приятным глазу, но абсолютно не трогающим душу.

Эпикриз: "1917" можно смело назвать одним из самых визуально проработанных и качественных фильмов 2019 года. Роджер Дикинс должен взять Оскара за свою работу. Тем не менее, назвать его сильной военной драмой мы не можем, хотя в этом году конкурентов в данном жанре у него нет. Все любители кино обязательно ознакомьтесь с фильмом Сэма Мендеса в кинотеатрах - как разовое, увлекательное и красочное зрелище это кино отлично подходит. Но претендовать на большее - вряд ли.

Маленькие женщины

(12+)

Реж. – Грета Гервиг

В ролях – Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен, Лора Дерн, Тимоти Шаламе, Трэйси Леттс, Боб Оденкёрк, Джеймс Нортон, Луи Гаррель

Производство – США

Женская мелодрама от известной актрисы, переквалифицировавшейся в режиссера Греты Гервиг, для которой это третий фильм после артхаусных мелодрам "Ночи и выходные" и "Леди Бёрд". Фильм является экранизацией классического романа Луизы Олкотт, который пережил несколько более ранних киноадаптаций.

Действие фильма происходит в середине XIX века - в разгар гражданской войны в США. В центре истории - Маргарет (Эмма Уотсон), Джо (Сирша Ронан), Эми (Флоренс Пью) и Бет (Элиза Сканлен) - четыре сестры из семейства по фамилии Марч. Каждая из девушек по-своему развивается: Джо - писательница, Маргарет - модница, Эми - художница, а Бет - пианистка. По соседству от них располагается особняк местного престарелого аристократа, чей юный внук - Теодор Лоренс (Тимоти Шаламе) проявляет интерес к каждой из сестер.

Грета Гервиг в качестве режиссера прославилась после того, как ее второй фильм получил шесть номинаций на премию Оскар, в том числе за "лучшую режиссуру" и как "Фильм года". Дальше номинаций дело не пошло, но сам по себе факт попадания в номинационные списки делает большую честь Гервиг, несмотря на то, что "Леди Бёрд" вышел маловыразительным и заурядным.

"Маленькие женщины" - это уже не артхаусная картина о взрослении трудного подростка в стенах католической школы. Это уже полноценное жанровое кино, которое имеет под собой сильный первоисточник, признанный в свое время и ставший классикой. Помимо этого, роман пережил несколько экранизаций, первая из которых приходится аж на 1933 год (Оскар за лучший адаптированный сценарий).

Нынешние "Маленькие женщины" ведут повествование сразу в двух временных периодах, разделенных несколькими годами. Эпизоды из "настоящего" задают затравку, которую стараются объяснить сцены из "прошлого". Поначалу это может сбить с толку, ведь основные персонажи не особо меняются внешне. Иной становится лишь цветовая палитра картины - на смену теплым тонам тусклого золота приходят серые и мрачные оттенки. Два временных периода из жизни сестер Марч представлены на сильном контрасте, который недвусмысленно намекает почти до самого конца, что раньше было лучше. Этим символизм фильма и ограничивается.

Сама постановка максимально стандартна для классических фильмов. Осовременивать не стали даже саундтрек, что в последние годы, зачастую, проскальзывает в кино о XIX веке. Упрекнуть Гервиг можно за намеренный отход от литературных образов главных героинь, которые здесь предстают лишь в разрезе реализации своих устремлений и желаний. Джо хочет быть писательницей, Эми художницей и так далее, на чем кардинальные различия между сестрами заканчиваются. Да, они ссорятся, мирятся, общаются, помогают друг другу и окружающим, но уже в этих рамках каждая из сестер мало чем отличается от других. Особенно в первой половине фильма. Они все милы, добродетельны, приветливы, одинаково отзывчивы и покладисты, интеллектуально развиты. Лишь Джо немного выбивается из этого ряда; сперва за счет ярого стремления стать независимой и добиться творческой реализации, потом из-за нарочитой неопределенности. Имеется ли здесь пропаганда ярого феминизма и мужененавистничества? Разумеется нет. Фильм не смещает акценты в пользу сильных женщин, а мужчин не выставляет угнетателями. Скорее наоборот, «Маленькие женщины» говорит о том, что каждый имеет право на собственное счастье, будь то замужество или свободная жизнь. Но далеко не каждый в молодости четко понимает, где искать всё это счастье. К сожалению концовка, самый финал, даже можно сказать эпилог выглядит чересчур размытым, неясным и немного неправдоподобным. Без спойлеров здесь обойтись сложно, поэтому без подробностей.

Актерский состав подобран тщательно. На второстепенных ролях отметились Лора Дерн и сама Мерил Стрип (которой было слишком мало для очередной безрезультатной номинации на Оскар). Ведущая роль досталась Сирше Ронан, для которой это уже вторая совместная работа с режиссером фильма. Скажем, что Ронан по заслугам получила свою номинацию на Оскар в этот раз – Джо она отыграла с необходимым спектром эмоций для неоднозначного, мечущегося героя. Она немного затмила своих экранных сестер, которые, впрочем, и в тени достаточно неплохо дополняли картину. Тимоти Шаламе, который тоже играл в «Леди Бёрд», здесь не сильно отошел от амплуа обеспеченного, интеллектуально не обделенного, романтичного молодого человека, каким совсем недавно его видели у Вуди Алена. Мельком заметен Луи Гаррель, но этого французского актера в фильме едва ли минут на десять.

Эпикриз: «Маленькие женщины» нельзя назвать выдающимся фильмом или лучшей экранизацией классического романа. Также, это не является авторским видением истории или коренной переработкой сюжета. Но работа Греты Гервиг получилась выразительным и полноценным фильмом, с приятным набором актеров и атмосферным саундтреком (спасибо Александру Деспла). Женщинам и их мужчинам можно с уверенностью сходить в кино.

Кома

(16+)

Реж. – Никита Аргунов

В ролях – Риналь Мухаметов, Любовь Аксенова, Антон Пампушный, Милош Бикович, Константин Лавроненко, Полина Кузьминская, Ростислав Гулбис, Вилен Бабичев, Игорь Сигаев, Евгения Каратыгина

Производство – Россия

Отечественный фантастический приключенческий боевик от Никиты Аргунова, печально известному по продюсированию фильмов "Защитники" и "Мафия: Игра на выживание". Для Аргунова это первый опыт в качестве режиссера.

По сюжету молодой архитектор Виктор (Риналь Мухаметов) попадает в страшную аварию. Когда к нему возвращается сознание, он понимает, что попал в другой мир - будто бы наспех составленный из кусочков привычного, реального мира. Главный герой оказался в пространстве сознаний и воспоминаний людей, пребывающих в коме, каждое из которых этот мир и формирует. Из-за этого в пространстве Комы многое происходит иначе, чем на самом деле, и кажется иным, нежели в реальности. Теперь Виктору предстоит разобраться с правилами этого мнимого мира, вспомнить кто он такой и постараться найти оттуда выход. Но не всё так просто - каждого впавшего в кому атакуют злобные обитатели - жнецы, в чьих интересах заполучить как можно больше жертв в свои ряды. На счастье Виктора, он встречает других обитателей Комы, которые застряли в ней месяцы и годы тому назад (время здесь идет куда медленнее, чем в реальности). Некоторые из них обрели в измерении Комы сверхчеловеческие способности, как и наш герой.

Наличие в послужном списке фильмов типа "Защитников" и "Мафия: Игра на выживание" само по себе ставит черную метку на режиссере. Да, работа Аргунова над теми фильмами заключалась в продюсировании, а не постановке, но, как говорится, осадочек остался. Изначально, на этапе проекта "Кома" привлекла внимание не самой типичной для нашего кино концепцией, но когда за дело взялся Сарик Андреасян (весьма одиозная фигура российского кинопрома), почти у всех грезы развеялись.

"Кома" имеет в своей основе неплохой концепт, который хорошо выглядит в рамках синопсиса, и мог быть более успешно реализован, окажись в более умелых руках. Это часто происходит с российскими картинами, которые выходят из-под руки неопытных или нарочито небрежных режиссеров. Так как это первый фильм Никиты Аргунова, то можно списать это на первое...

Недостатков у фильма много, и достоинства его их не покрывают. Сам сюжет идет дорогой заокеанских фантастических антиутопий начала "нулевых". Фильм не станет открытием для большинства зрителей, хоть и старается быть чем-то больше развлекательного боевика. "Кома" всеми силами пытается казаться серьезной фантастикой с претензией на глубокий смысл, что отчасти ей удается, если учесть крайне плачевное состояние жанра в нашем современном кинематографе. В сравнении с последним фильм Никиты Аргунова выглядит даже свежим, но сопоставления с иностранным кинематографом напрашиваются сами, что точно не дает "Коме" очков.

Актерский состав представлен довольно громкими именами - Мухаметов, Бикович, Аксёнова, Лавроненко. Но только последний из этого списка сумел создать образ своего киногероя более-менее реалистично, без кривляний, но с долей драмы. Остальной каст либо переигрывает, делая своих персонажей гротескными пародиями на шаблонный стереотип, либо не доигрывает. И если принять во внимание примитивный уровень диалогов фильма, то сложно сказать, что выглядит менее безболезненным. В целом сценарий фильма не предлагает зрителям ничего интересного и захватывающего. Начинаясь без лишней экспозиции, фильм бегло вводит аудиторию в курс дела и столь же стремительно нагоняет скуку. От нее сперва спасает незаурядный визуальный ряд картины, что является ее наиболее выдающимся плюсом.

Созданное преимущественно на компьютере внутреннее пространство комы, будто бы составленное из разных кусков, смотрится как минимум, с претензией на оригинальность. Да, в голове проносятся многие зарубежные предтечи последних десятилетий, но впечатление это портит не сильно. Если качество спецэффектов можно покритиковать (все же бюджеты здесь не голливудские, да и опыта в разы меньше, плюс снимали фильм пять лет), то к идее и самому наполнению придираться не хочется. Достопримечательности разных стран и эпох соседствуют и дополняют друг друга в самых неестественных местах пространства. К слову, экшн-сцены стараются использовать это в угоду зрелищности. На большом экране это выглядит приятно, если не предъявлять особых претензий к качеству проработки графики и анимации, которыми фильм изобилует. Антураж комы выглядит эффектно, его приятно лицезреть на фоне пустых пространных диалогов и перемещений главных героев.

Эпикриз: «Кома» получилась вторичной, не цепляющей и недостаточно эмоциональной фантастической лентой, с небольшой долей экшна. Фильм можно посмотреть разве что как пищу для глаз, чтобы убедиться, что отечественные студии могут делать неплохие спецэффекты. От сценария и актеров чего-то особенно ждать не стоит.

Отрадно, что права на создание ремейка "Комы" купил голливудский продюсер Майк Габрави, которому весьма понравилась концепция фильма. Надеемся, что заокеанские коллеги учтут недостатки оригинала, а отечественные киноделы не станут останавливаться на достигнутом.

И под занавес наша традиционная рубрика – «Кассовые сборы в России»: первое место на прошлой неделе уверенно взял комедийный боевик «Плохие парни навсегда». На вторую позицию опустилась поистине «золотая» отечественная комедия «Холоп», претендующая на лавры самого кассового российского фильма. Третьей стала еще одна комедия российского производства, но уже калибром поменьше «Марафон желаний».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.02.2020 11:35
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх