Версия // Власть // Протестное перекрытие магистралей станет уголовным преступлением

Протестное перекрытие магистралей станет уголовным преступлением

7977

Без пробок!

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Правительство внесло в Госдуму проект закона, по которому несанкционированное блокирование трасс карается двумя годами лишения свободы. Самая популярная в последнее время и наиболее эффективная форма массового протеста станет уголовно наказуемой. Ряд экспертов считают, что это не остановит людей, которые выходят на дорогу, чтобы отстоять свои права.

По нынешнему законодательству участникам и даже организаторам мирного перекрытия авто- или железнодорожных магистралей уголовное преследование не грозит. Их могут лишь оштрафовать на сумму до 2,5 тыс. рублей или арестовать на 15 суток согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Однако в скором будущем власть намерена «закрутить гайки» и в этом направлении.

Формальным автором законопроекта под витиеватым названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с обеспечением безопасности на транспорте» стало Министерство транспорта. По предложению Минтранса соответствующую статью должны исключить из КоАП, а в статью 267 УК РФ ввести наказание за «блокирование транспортных коммуникаций». Тогда любой участник этой мирной акции станет по факту уголовником, и его ждёт либо колоссальный штраф 100 тыс. рублей, либо тюрьма сроком на два года. Если же перекрытие повлекло крупный ущерб (от 500 тыс. рублей), то протестовавших оштрафуют на сумму до 400 тыс. рублей или посадят на срок до четырёх лет.

Разработку законопроекта курировал сам зампред правительства России Сергей Иванов, что говорит о его особой важности. Власть всерьёз озабочена тем, что люди всё чаще прибегают к этой наглядной и оттого весьма эффективной форме массового протеста. Неоднократные перекрытия трасс были символом борьбы с «монетизацией льгот», а в прошлом году самой известной стала июньская акция в Пикалёве. Около 300 жителей этого городка в Ленинградской области на семь часов блокировали федеральную трассу Санкт-Петербург – Вологда, требуя возобновить работу цементного производства и погасить долги по зарплате. Образовалась пробка длиной более 400 километров. По распоряжению приехавшего в Пикалёво главы правительства Владимира Путина требования пикетчиков были выполнены.

После этого работникам Алтайского тракторного завода стоило лишь пригрозить перекрыть федеральную трассу и железную дорогу, как им выплатили часть задолженности. Власти сразу отреагировали и когда на Богдановичском фарфоровом заводе (Свердловская область) решили перекрыть трассу Тюмень – Екатеринбург, чтобы добиться возобновления подачи газа, отключённого из-за долгов предприятия. Около 300 работников завода «Кузбассэлемент» в Ленинске-Кузнецком (Кемеровская область) перекрыли проспект Ленина, требуя выплаты зарплаты за 10 месяцев. Деньги – 30 млн рублей – были переведены на их счета.

И это ещё не всё. В посёлке Домбай (Карачаево-Черкесия) около 100 человек на четыре часа перекрыли трассу Черкесск – Домбай, требуя арестовать и.о. мэра Марата Маршанкулова, которого они обвиняли в убийстве владельца турфирмы «Барс» Бориса Байрамкулова. В тот же день глава посёлка был задержан. Жители Махачкалы блокировали движение на проспекте Акушинского, протестуя против отключения электроэнергии, пока приехавший к ним глава администрации района не пообещал исполнить просьбу. Организовывали массовую блокаду магистралей жители Москвы, Санкт-Петербурга, Горно-Алтайска, Калининграда… Начавшийся 2010 год обещает быть не менее жарким, ведь социально-экономическая ситуация в России по-прежнему далека от благополучия.

По теме

Угроза уголовной ответственности за блокирование авто- и железнодорожных трасс призвана остудить горячие головы. По словам первого зампреда Комитета Госдумы по законодательству «единоросса» Владимира Груздева, «любой, кто перекрывает автомобильную или железнодорожную магистраль, должен понимать, что может причинить кому-то вред».

В то же время председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов отметил, что «в подобных случаях автомобилисты терпеливо относились к происходящему, поскольку сами не раз организовывали такие акции». Часто используют эту форму протеста и на Западе. Движение Reclaim the Streets вообще проводит несанкционированные музыкальные вечеринки прямо на проезжей части. По словам директора института «Коллективное действие» Карин Клеман, «если акция протеста никому не мешает – она неэффективна».

Не будет больше перекрытий улиц – будет возможность отрапортовать, что кризис миновал и все довольны. Но представители оппозиции уже дали понять, что эта новация их не остановит. Депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Сергей Обухов отмечает: «Если на трассу выйдут не сто человек, а тысяча, то вряд ли их смогут привлечь к ответственности по уголовной статье».

А представитель движения «Автономное действие» Андрей Ганаров рассказал, что сейчас обсуждается способ блокирования, укладывающийся в новые рамки: «протестующие просто будут постоянно ходить по пешеходному переходу с одной стороны улицы на другую». Как предсказывает вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский, закон всё равно обойдут: «Поставят детей младше 14 лет, которые не попадут под уголовную ответственность, и пенсионеров, которых наверняка не привлекут. Если людям нечего будет есть, они наплюют на закон и не только перекроют магистрали, но и вступят в рукопашную схватку с милицией и ОМОНом».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.01.2010 12:47
Комментарии 0
Наверх