Версия // Культура // Обзор японской драмы «Сядь за руль моей машины»

Обзор японской драмы «Сядь за руль моей машины»

3833

Бесконечно страдающие

Обзор японской драмы «Сядь за руль моей машины»
В разделе

Совсем недавно эта картина получила Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а уже сейчас должна выйти в российский прокат. В противном случае, фильм уже доступен в сети. Разбираем, насколько хороша драма «Сядь за руль моей машины».

Сядь за руль моей машины

(18+)

Реж. – Рюсукэ Хамагути

В ролях – Хидэтоси Нисидзима, Токо Миура, Масаки Окада, Рэйка Кирисима, Пак Ю-рим, Чин Дэ-ён, Соня Юань, Ан Хви-тхэ, Перри Дизон

Производство – Япония

Японская драма малоизвестного за пределами страны режиссера Рюсукэ Хамагути («Прикосновение к жути», «Счастливый час», «Случайность и догадка»). В основу фильма лёг рассказ Харуки Мураками.

Главный герой этого фильма – театральный режиссер Юсукэ Кафуку (Хидэтоси Нисидзима), которого приглашают поставить чеховского «Дядю Ваню» на сцене театра Хиросимы. Из-за бюрократических пунктов контракта Юсукэ не может сам водить свою машину, пока идёт репетиция спектакля. Ему предоставляют водителя – молодую девушку Мисаки (Токо Миура). Молчаливая девушка ежедневно возит Юсукэ на его стареньком «Саабе» на работу и с работы, изредка вступая с ним в диалог. Эти поездки и случайные встречи заставляют Юсукэ переосмыслить его отношения с погибшей два года назад супругой. А Мисаки приоткрывает тайны своего нелегкого прошлого.

«Сядь за руль моей машины» – кино, насквозь пропитанное Японией и японской культурой в целом. Для массового зрителя этот фильм будет невероятно занудным и тяжелым. Поэтому в нашем оскаровском прогнозе мы отдали предпочтение «Руке бога». Лента Рюсукэ Хамагути длится три часа экранного времени! Она обладает поистине японской медитативностью, неторопливостью и размеренностью. Многие зрители даже супердинамичные блокбастеры дольше двух часов высидеть не могут, а здесь все три, да еще и крайне неторопливого, полностью разговорного действа.

Недаром одной из движущих сюжет сил является постановка русской классики – пьесы «Дядя Ваня». Японская культура пронизана меланхолией и душевными страданиями, что очень роднит ее с произведениями русских писателей. «Дядя Ваня» в плане тональности и эмоционального отклика родственен этой работе Хамагути. Душевные страдания, саморефлексия, болезненные воспоминания, скрытая правда – всё это создаёт эмоциональный образ главного героя, пребывающего в глубоком унынии и тоске. Потеря любимой супруги не отпускает Юсукэ, а новые обстоятельства ее жизни, которые он узнает по ходу фильма, лишь усиливают эту боль.

На его фоне Мисаки на первых порах кажется не более чем обслугой. Молчаливая, безэмоциональная девушка-водитель не вызывает у зрителя никаких чувств, вплоть до самого финала. Она вынужденно выслушивает Юсукэ, изредка дополняя его или что-то спрашивая. Лишь со временем она раскрывает тайны своего прошлого, которые производят на ее пассажира сильное впечатление. Две эти сюжетные линии хоть и переплетаются, но не сливаются в одну единую.

Немаловажным персонажем фильма является Каши Такацуки – молодой актер, получивший у Кафуку роль дяди Вани. Каши восхищается Юсукэ, но он хранит некую тайну, которая сильно потрясет мир главного героя.

В начале фильма фигурирует жена Кафуку – Ото. Именно ее потеря является неизгладимой раной в душе главного героя и главной сюжетной интригой. Не столько обстоятельства гибели Ото, сколько ее внутренние демоны, сокрытые от супруга.

Собственно, это основные персонажи фильма, которые не действиями, а эмоциями двигают сюжет вперед.

Разумеется, краеугольным камнем является не столько сама история, а актеры, которые ее передают. Японское кино в России куда менее популярно, чем их аниме, поэтому вряд ли большинство зрителей узнает кого-то знакомого здесь. Тем не менее актеры тащили весь фильм на своих плечах, ибо кроме актерской игры смотреть в этом фильме больше не на что. Это еще более роднит фильм и театральную постановку. Хидэтоси Нисидзима – исполнитель главной роли, безупречно вжился в своего персонажа. Его лицо ни на секунду не оставляло выражение глубокой депрессии, легкой отстранённости от мира, но в то же время учтивости и интеллигентности. Режиссер Хамагути очень четко подобрал именно Нисидзиму на главную роль. Одна только внешность актера пропитана оттенками легкой меланхолии, задумчивости, самокопанием. Естественно, играет Нисидзима на высоком уровне. Контрастно ему выглядит и Токо Миура в роли Мисаки – её внешность, скупые реплики, мимика, жесты никак не отображают внутреннего состояния девушки. На ее фоне душевные травмы главного героя еще более заметны зрителю. Но и с Мисаки по итогу всё не так просто.

Как многое из японского творчества, в особенности драматического, «Сядь за руль моей машины» пронизан сексуальными подтекстами. Которые, зачастую, и не стараются скрыться на заднем плане. Но в отличие от того, как подобные темы показывают в западном и отчасти европейском кино, Япония наделяет это своей печальной поэзией. Для неё отношения мужчины и женщины, как душевные, так и плотские, не имеют существенного различия. Хамагути в этом фильме подвергает психоанализу собственных героев, показывая это максимально кинематографично.

Справедливо ли фильм получил свой Оскар? Мы не думали, что жюри отдаст приз в этой картине. Всё же Оскар не часто отдаёт предпочтение специфическому национальному кино, более склоняясь к традиционным для США формам. Тем не менее, в этом году академики присудили награду работе Хидэтоси Нисидзимы. Нам этот выбор всё еще кажется странным, но нельзя сказать, что лента этого не заслужила. Хотя по произведениям Мураками бывали и куда более интересные экранизации.

Эпикриз: «Сядь за руль моей машины» – крайне японское кино. Оно не оставит после просмотра отклика положительных эмоций в душах зрителей, но наполнит их мягкой и холодной грустью. Примерно как фигурирующий в фильме «Дядя Ваня» Антона Павловича Чехова. Только в отличие от него, здесь куда меньше действия и диалога. Эта картина – путешествие по самым больным областям души главного героя. И не только. Строго на любителя.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Сядь за руль моей машины» (2021), реж. – Рюсукэ Хамагути.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.04.2022 17:00
Наверх