Версия // Культура // Обзор «Дюны» Дени Вильнёва от «Нашей Версии»

Обзор «Дюны» Дени Вильнёва от «Нашей Версии»

10068

Пряное солнце пустыни

Обзор «Дюны» Дени Вильнёва от «Нашей Версии»
В разделе

Буквально вчера состоялась мировая премьера одного из самых ожидаемых фильмов этого года – очередной экранизации культового романа Фрэнка Герберта «Дюна». Нам удалось одними из первых оценить новую инкарнацию «Дюны», чем мы с удовольствием поделимся с нашими читателями.

Те, кто периодически следит за нашими кинообзорами, могли почувствовать нашу любовь и обожание к фильмам Дени Вильнёва. О его творческом пути, а конкретно стержне его самых успешных фильмов, мы писали чуть ранее. Поэтому повторяться и останавливаться на его личности еще раз мы не станем, а перейдем к истории «Дюны».

Написанный в 1965 году роман Фрэнка Герберта критики еще в то время включили в список потенциальных киноэкранизаций. Масштаб описываемых событий книги априори требовал немалых капиталовложений для качественной экранизации. Первым, кто серьезно взялся за идею постановки «Дюны», был культовый артхаусный режиссер-сюрреалист Алехандро Ходоровски (кстати, потомок эмигрантов из Одессы). В середине 70-х он приобрел права, собрал команду видных деятелей кинематографа, договорился об исполнении ролей с такими людьми как Сальвадор Дали и Орсон Уэллс. Но студийные боссы завернули слишком амбициозный творческий проект Ходоровски (заинтересованным читателям настоятельно рекомендуем к просмотру документальный фильм «Дюна» Ходоровского»). То есть, первая попытка экранизации обернулась провалом еще на стадии разработки, главным образом, из-за недостачи финансов.

В 1984 году вышла первая независимая экранизация этого романа. У режиссерского кресла тогда встал Дэвид Линч, который в то время находился на творческом взлёте. Хорошее финансирование и отличный актерский состав должны были позволить создать нечто грандиозное. Но из-за жесткого контроля со стороны продюсеров, которым подход Линча не нравился, последний сильно разочаровался в собственном фильме. Продюсерские правки довели режиссера до того, что он попросил удалить своё имя из титров ленты. Фильм был очень прохладно принят зрителями и с треском провалился в прокате, не отбив даже половину потраченного бюджета.

Двух осечек «Дюне» хватило, чтобы киношники забыли про нее на долгие пятнадцать лет (здесь стоит упомянуть игровые адаптации, ставшие первой консольной стратегией для многих детей 90-х), пока в 2000 году на телеэкраны не вышел одноимённый мини-сериал. Большого успеха он не имел, но критики, в целом, отметили близость к литературному первоисточнику. На качество телефильма губительно повлиял небольшой бюджет, что серьезно ударило по зрелищности. Тем не менее в 2003 году вышло продолжение – «Дети Дюны». Но эти проекты сложно назвать полноценными экранизациями, хотя для своего времени они выглядели на уровне.

Идея новой адаптации романа родилась в конце «нулевых». Но до 2016 года ничего конкретного из этого не выходило, пока Legendary Pictures не пробрели права на экранизацию. Уже тогда в качестве режиссера утвердили Дени Вильнёва, который тогда заявил: «Моя давняя мечта — адаптировать «Дюну», но получение прав – долгий процесс, и я не думаю, что у меня получится». Что ж, господин Вильнёв, смеем вас разубедить – у вас получилось не только завладеть правами, но и создать лучшую на данный момент адаптацию!

Премьеру «Дюны» несколько раз откладывали и переносили из-за боязни кассового провала в эпоху коронавирусных ограничений. Первый показ был сделан вне конкурсной программы «Венецианского кинофестиваля». Критики сдержанно хвалили фильм, что еще больше подстегнуло интерес к картине сразу от нескольких аудиторий кинозрителей и просто любителей фантастики. «Дюна» опирается на три основные группы – поклонники оригинального романа Фрэнка Герберта, поклонники самого Дени Вильнёва (одного из сильнейших визуалистов современного Голливуда) и просто любителей качественной научной фантастики, изголодавшихся по крупным и качественным проектам. Способна ли «Дюна» «накормить» эти три группы? Скоро узнаем.

Коротко о сюжете. Действие фильма происходит в далеком будущем, где люди покорили межзвездные перелеты и расселились по всей Вселенной. На одной из планет – засушливом и пустынном Аракисе, добывают самый ценный ресурс во Вселенной – пряность (спайс). Он позволяет ориентировать навигаторам космических кораблей при выборе правильного маршрута полета. Местное население Аракиса – фримены, обитают среди дюн, подчинены старым порядкам и враждебно относятся к пришлым добытчикам пряности. Много лет Аракисом управлял могущественный и жестокий дом Харконненов. Но по воле Императора планету было решено передать дому Атрейдесов, которым управляет мудрый и отважный герцог Лето (Оскар Айзек). Вместе с сыном Полом (Тимоти Шаламе) и всеми своими придворными он отправляется на Аракис лично наводить там порядок. Но обретение целой планеты оборачивается для дома Атрейдесов огромной опасностью.

Вильнёв в своей версии «Дюны» постарался как можно более уважительно отнестись к первоисточнику. Это сильно повлияло на конечный продукт, потому что фильм кропотливо пытается следовать книге. Лента рассказывает события лишь первой половины оригинального романа, концовкой давая большой задел для продолжения (об этом чуть ниже). Визуальная стилистика фильма, декорации и костюмы, а также подбор актеров на главные и второстепенные роли – едва ли не самые проработанные компоненты фильма. Выглядит всё крайне правдоподобно – Вильнёв небольшой любитель «зелёных экранов». Поселения и космические корабли снимались на макетах или с использованием полномасштабных моделей, чтобы минимизировать использование компьютерной графики. Какой бы она ни была современной и передовой, но опытным зрительским глазом ее не трудно различить. Дени Вильнёв отлично это знает, иначе не снискал бы себе славу одного из лучших визуалистов Голливуда.

Актерский состав подобран с не менее сильной скрупулёзностью. Некоторые зрители на стадии трейлеров сильно сомневались в том, что Тимоти Шаламе подходит для главной роли Пола Атрейдаса. То, что в книге главный герой был примерно таким же на вид, их не смущало. Скажем прямо – Шаламе справился со своей задачей отлично. Он играет здесь подростка, который впервые в жизни столкнулся с серьезными проблемами, тяжелой утратой и давлением взвалившейся на его плечи ответственности. Это дается Полу не сразу и не легко, что мимикой, жестами и движениями передает Шаламе. Хотелось бы, чтобы актер получил за эту роль номинацию на Оскар.

Не сильно отстаёт от него и Ребекка Фергюсон, которая исполнила роль леди Джессики – матери Пола. Ее персонаж по праву главный женский персонаж фильма, времени которому уделяется не существенно меньше, чем главному герою. Вторую половину фильма они и вовсе проводят вместе. Оскар Айзек отметился в образе благородного герцога Лето, а Джейсон Момоа сыграл бравого пилота Дункана Айдахо. Не менее колоритными вышли и представители дома Харконненов: отталкивающе мерзким и пугающим получился барон Харконнен, роль которого досталась Стеллану Скарсгарду. Дейв Батиста сыграл его племянника Рабана, но экранного времени он получил едва ли минут на пять. Также недолго на экране были Зендея в роли Чани и Хавьер Бардем в роли Стилгара. Оно и понятно – фрименам больше времени будет отдано во второй части.

Всё это должно утолить голод фанатов оригинальной книги – Вильнёв бережно отнёсся к деталям, сам являясь пламенным поклонником книги. Это позволило создать необходимую атмосферу, но ударило по развлекательной составляющей.

Любители попкорновой супергероики будут разочарованы фильмом. По своему духу и стилю повествования он близок к «Бегущему по лезвию 2049», который на динамичный экшн был крайне скуп. Так и здесь за весь фильм можно будет увидеть всего одну масштабную батальную сцену, да еще пару-тройку поединков. Смотрятся они эффектно, драки поставлены хорошо, но лаконично и без доли необходимого пафоса. Боёвка никогда не была сильной стороной Вильнёва, что здесь может сыграть ему в минус. Всё же многие любители космической фантастики разбалованы современными блокбастерами. «Дюна» же делает упор на другом – самой истории и мире, в котором она происходит. А с этим здесь всё в порядке.

Помимо прочих достоинств ленты хочется остановиться на саундтреке. Ханс Циммер создал неимоверно органичный и подходящий визуальному фону набор композиций. Акустика кинотеатра позволяет полностью проникнуться происходящим. Смешение футуристичных и средневековых азиатских мотивов вылилось в красивую, величественную и запоминающуюся музыку.

Подводя итог, можно смело сказать, что это лучшая экранизация романа Фрэнка Герберта. Вильнёв отнёсся к своему фильму с таким же трепетом и заботой, вниманием к деталям и перфекционизмом, как в своё время Питер Джексон к «Властелину колец» Толкиена. Конечно, лавров Джексона Вильнёв вряд ли достигнет первым фильмом «Дюны», но основа уже заложена. Что касается продолжения, можем вас обрадовать – уже можно сказать практически наверняка, оно будет. HBO Max договорилось с Дени Вильнёвым о том, что проспонсирует сиквел, если первый фильм хорошо покажет себя в онлайн-кинотеатре. А, если учесть популярность последнего, да еще сильные ожидания публики, продолжение мы можем уже увидеть через пару лет.

Справился ли Вильнёв с экранизацией? Более чем. Фильм будет хорошим подарком всем фанатам книжного первоисточника. Также любители визуальной стилистики и эстетики Вильнёва не будут разочарованы. Для массового зрителя кино может показаться затянутым и скучным, примерно таким же, каким показался «Бегущий по лезвию 2049».

Для иллюстраций использовались кадры из трейлера кинофильма «Дюна» (2021), реж. – Дени Вильнёв.

А в заключении обзора несколько слов о кассовых сборах. Первое место в российском кинопрокате удерживает супергеройский сольник от «Marvel» «Шан-Чи и легенда десяти колец». Вторым стал фильм ужасов от Джеймса Вана «Злое». Замыкает тройку лидеров анимационный фильм «Босс-молокосос 2».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.09.2021 17:27
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх