Версия // Культура // «Оппенгеймер» в нашем обзоре новинок кино

«Оппенгеймер» в нашем обзоре новинок кино

5554

Самосуд истории

«Оппенгеймер» в нашем обзоре новинок кино
В разделе

До некоторых российских кинотеатров через боль и страдания всё же добрался новый фильм Кристофера Нолана – биографическая историческая драма «Оппенгеймер». Делимся своими впечатлениями от просмотра.

Оппенгеймер

(18+)

Реж. – Кристофер Нолан

В ролях – Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни мл., Флоренс Пью, Джош Хартнетт, Кейси Аффлек, Рами Малек, Кеннет Брана, Бенни Сэфди

Производство – США, Великобритания

Историческая биографическая драма от режиссера фильмов «Престиж», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк», «Довод» и многих других Кристофера Нолана. В основу фильма легла книга Кая Бёрда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея».

Кино познакомит зрителя с молодым студентом Робертом Оппенгеймером (Киллиан Мерфи) который отправляется в Европу изучать атомную физику у самых талантливых учёных. Вернувшись в Соединённые Штаты, Роберт преподаёт физику в калифорнийском Беркли. До Второй Мировой войны он выражает симпатию коммунистическому движению и даже перечисляет деньги на революцию против фашистского режима в Испании. Когда войска Гитлера пошли в наступление, полковник Лесли Гровс (Мэтт Дэймон) предлагает Оппенгеймеру возглавить секретный проект, который будет отвечать за разработку принципиально нового, самого мощного оружия на Земле.

Новый фильм Кристофера Нолана наделал немало шума еще до его премьеры. Во-первых, «Оппенгеймер» стал первым фильмом со времён «Бессонницы» который режиссер создавал не в сотрудничестве с Warner Bros. Pictures. Причиной послужило то обстоятельство, что компания выпустила «Довод» одновременно на стриминговом сервисе и в кинотеатрах. Нолан рассчитывал на длительный кинотеатральный релиз и большие кассовые сборы. На этом пути гениального режиссера и одной из старейших студий Голливуда разошлись. Производством и дистрибьюцией «Оппенгеймера» занялась компания Universal Pictures, которая сумела достичь компромиссов с Ноланом.

Вторым и главным фактором хайпа этого фильма стал феномен «Барбенгеймера» о котором мы уже упоминали в обзоре на «Барби». Стоящие на разных полюсах полярности кинокартины притянулись в медийном пространстве, создали горы мемов и любопытный прецедент взаимного пиара. Картины вышли в прокат одновременно в середине июля и на данный момент заняли первое и третье место среди всех премьер этого года по кассовым сборам («Барби» собрала $1 418 447 793, «Оппенгеймер» $ 913 109 270). Картина уже стала самым кассовым байопиком, фильмом о Второй мировой войне (без учёта инфляции) и оригинальной работой Кристофера Нолана (уступив только трилогии «Тёмный рыцарь»). В прошлом обзоре мы попытались объяснить, почему мы не разделяем массового восхищения фильмом «Барби». Сейчас мы расскажем, чем нас покорил «Оппенгеймер».

О творческом пути Кристофера Нолана мы упоминали так или иначе в обзоре каждого его фильма, начиная с «Дюнкерка». Перед релизом «Довода» даже сделали ретроспективу всего творческого пути этого незаурядного режиссера. То, что мы считаем его одним из лучших современных творцов массового кино, не секрет. Нолан, словно Кубрик, старается опробовать себя в самых разных жанрах: от фантастики до исторической драмы, от психологического триллера до экранизации комиксов. Помимо экспериментов с жанрами, Нолан много внимания уделяет техническим инновациям, реализму и правдоподобности. «Оппенгеймер» стал первой биографической драмой в фильмографии режиссера.

Центральным героем фильма, как можно догадаться, является Роберт Оппенгеймер, чьё влияние на историю XX века недооценить невозможно. Фигура неоднозначная и противоречивая. Фильм не старается рассказать нам всю жизнь учёного с ранних лет до глубокой старости. В центре картины историческое наследие Оппенгеймера, а именно создание ядерной бомбы. Пытаясь опередить нацистов, американское правительство поручило ему спроектировать оружие, способное уничтожить мир. Нолан показывает свой собственный суд истории на протяжении всего фильма, демонстрируя внутреннюю трансформацию главного героя. От человека, одержимого физикой как наукой, до ярого противника Холодной войны и наращивания вооружений. Это кино в такой же мере раскрывает своего главного героя, как и показывает все стадии создания ядерной бомбы.

Длится картина ни много ни мало три часа. Это солидный хронометраж даже для попкорновой жвачки вроде современной супергероики. Что говорить о драме, большинство из которых выглядят скучными даже при вдвое меньшем хронометраже. Нолан удивил в очередной раз. Мастерская работа со сценарием и грамотный монтаж позволят смотреть это кино на одном дыхании, не отвлекаясь на мобильный телефон. Фильм приковывает к себе внимание как новых зрителей, так и тех, кто хорошо знаком с историей проекта «Тринити» и всем тем, что происходило вокруг. Парадоксально, но лента одинаково крепко держит внимание и киноманов, и любителей зрелищ попроще. И это без наличия экшна или когнитивных игр со зрителем, как это делали «Мементо» или тот же «Довод».

Эта история подается с трёх разных временных точек, две из которых статичны и представляют собой два заседания разных комиссий, а одна, центральная, планомерно показывает жизнедеятельность талантливого ученого и его работу над «Манхэттенским проектом». Здесь же затрагивается тема его семейных отношений и общая любвеобильность. Но женщины в сердце настоящего физика всегда находились на втором месте после его основной страсти – науки.

Разумеется, как и в подавляющем большинстве биографических фильмов, повествование целиком состоит из диалогов. Три часа разговоров – вот что вас ждёт при просмотре этого фильма. Но не пугайтесь: при солидном объёме подаваемой информации, обилии персонажей и временных скачках всё показываемое на экране понятно даже широкому зрителю. Помимо отмеченной работы над сценарием и монтажом, немаловажную роль в восприятии картины сыграл кастинг.

Центральную роль исполнил Киллиан Мерфи, который так или иначе появлялся в большинстве лент Нолана, но главных ролей до сих пор у него не исполнял. Роль Оппенгеймера должна принести если не золотую статуэтку, то номинацию на Оскар, что для фильмов Нолана большая редкость (они представляются главным образом в технических номинациях). Мерфи здесь блистательно отыграл своего персонажа, воплотил на экране его эмоции, показал внутренний надлом учёного. На втором и третьем планах здесь можно увидеть целую россыпь голливудских актеров первой величины: Эмили Блант, Мэтт Деймон, Роберт Дауни-мл., Флоренс Пью, Рами Малек, Кеннет Брана, Кейси Аффлек, Джош Хартнетт и многие другие. Некоторые, вроде Гари Олдмана или Маттиаса Швайгхёфера, появляются на несколько секунд в одной сцене. Подобное обилие узнаваемых лиц также играет на более легкое общее восприятие картины рядовым зрителем. Ну и в качестве дополнительного повода пойти в кинотеатр для поклонников того или иного актера. Из всех персонажей, кроме центральной фигуры Оппенгеймера, глубиной отметились герои Эмили Блант и Роберт Дауни-младшего. Первая исполнила роль второй жены Оппенгеймера – Кэтрин. Второй сыграл американского бизнесмена и члена комиссии по ядерной энергии Льюиса Штраусса, который также приложил руку и к созданию ядерной бомбы, и к судьбе самого Оппенгеймера. Оба персонажа получились неоднозначными и более глубокими, чем это кажется на первый взгляд. Для Блант и Дауни-мл. это, безусловно, тяжелые драматические роли.

Вопросы морали и саморефлексия центрального героя – вот краеугольный камень фильма. Нолан показывает не столько суд истории над Оппенгеймером, сколько процесс его самопознания и окончательного восприятия собственного детища. И это без демонстрации ужасающих последствий применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки. Об этом зритель узнает лишь через разговоры персонажей и новостные сводки.

Со стороны экшна здесь всё предельно спокойно. Отметить хочется сцену испытания первой ядерной бомбы, которую Нолан создавал без применения компьютерной графики. По словам режиссера, эта сцена являлась одной из самых сложных за всю его карьеру. В кинотеатре она производит сильное впечатление.

За местный саундтрек отвечал молодой, но уже успешный композитор Людвиг Йоранссон, работавший ранее над «Кридом» и «Чёрной пантерой». Сотрудничал Йоранссон и с Ноланом – создавал саундтрек к «Доводу». Музыка в «Оппенгеймере» не выходит на первый план, но мастеровито подчеркивает и скрашивает повествование там, где утихают диалоги.

Эпикриз: для Нолана «Оппенгеймер» стал успехом более неожиданным, чем планировалось. Биографические картины никогда ранее не собирали такую кассу (даже суперуспешная «Богемская рапсодия» собрала меньше). Не обошлось без эффекта «Барбенгеймера», но фильм сам по себе оставляет желание посмотреть его еще и еще. Смело рекомендуем к просмотру всем любителям серьёзного, качественного и тяжелого кино, которое не боится затрагивать острые вопросы. Нолан обошелся без экспериментов с формой, но в очередной раз доказал всем, что талантливый человек талантлив во всем.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Оппенгеймер» (2023), реж. – Кристофер Нолан.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.09.2023 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх