Государство намерено изменить подход к закупкам товаров, работ и услуг – в результате за три года ожидаемая экономия должна составить почти триллион рублей. При этом на смену принципу «выбирай самое дешёвое» приходит новый – «выбирай самое лучшее». Новая система гораздо сложнее старой, однако, как и её предшественница, уязвима для коррупции, отмечают эксперты.
Государство в России по-прежнему остаётся основным потребителем товаров, работ и услуг – в прошлом году госзакупки составили почти четверть ВВП, в денежном выражении – 8,5 трлн рублей. С 2005 года правила, по которым федеральные, региональные и муниципальные власти были обязаны заключать контракты на закупку всего и вся – от канцелярских скрепок до ядерных ракет, – определялись 94-м федеральным законом. Для своего времени документ был поистине революционным: впервые на пути нечистоплотных чиновников и бизнесменов, беззастенчиво «пиливших» бюджетные деньги, возник реальный барьер. Контроль за соблюдением закона был возложен на Федеральную антимонопольную службу. В результате в прошлое ушли самые примитивные и распространённые коррупционные схемы: искусственное завышение цены поставщиком, ограничение допуска к конкурсу потенциальных участников, формирование заказа под конкретного поставщика и т. д. Именно на использовании рычагов, заложенных в законе о госзакупках, заработал свою славу борца с коррупцией Алексей Навальный* – если все знают, что автомобиль определённой марки стоит в автосалонах, например, от 3,5 до 4 млн рублей, то непонятно, почему та или иная государственная контора собирается его закупать на пару миллионов дороже.Информация о конкурсе помещалась в открытую интернет-систему госзакупок на сайте www.zakupki.gov.ru, потенциальные поставщики заявляли о своём участии в конкурсе. Хотя в качестве механизма осуществления закупок предусматривались и внеконкурсные методы, в большинстве случаев отбор победителя шёл через электронные торги (аукцион), когда все участники соревновались в реальном времени, сбивая тем самым цену контракта.
Дорого, да мило – дёшево, да гнило
Но ничего идеального, как известно, не бывает. Для начала недобросовестные бизнесмены вместе с коррумпированными чиновниками изобрели новые способы обойти требования 94-го ФЗ: цены стали искусственно занижать, обеспечивая себе победу в конкурсе, после чего смета раздувалась, а сроки срывались. Для отсечения «чужих» участников условия закупки иногда вносились в систему с использованием букв латинского алфавита – в результате ни Яндекс, ни Google не могли обнаружить информацию о конкурсе. Нашлись в законе и иные слабые места – например, организация конкурса на поставку канцелярских принадлежностей для районной управы могла стоить больше, чем сами ручки, скрепки и карандаши. А необходимость выбирать самое дешёвое предложение в таких сферах, как строительство или уборка территории, зачастую оборачивалась некачественными работами. В результате за шесть лет в закон о госзакупках было внесено более 20 пакетов поправок. К тому же, по словам замминистра экономического развития Андрея Лихачёва, с каждым годом рос объём закупок, проводившихся на внеконкурсной основе. «Антикоррупционный потенциал 94-ФЗ исчерпан», – пояснил чиновник необходимость нового закона о госзакупках.
В результате в 2011 году ответственным за разработку столь важного для экономики страны документа было назначено Минэкономразвития, которое привлекло в качестве экспертной конторы Высшую школу экономики. МЭР тогда возглавляла нынешняя глава Центробанка Эльвира Набиуллина, ВШЭ – её супруг Ярослав Кузьминов. Такая семейственность при разработке одного из основных антикоррупционных законов стала поводом для едких шуток в экспертном сообществе. А когда г-н Кузьминов заявил, что новый закон должен исходить из «презумпции добросовестности заказчика», Алексей Навальный привёл в своём блоге немало примеров совершенно противоположного поведения чиновников, ответственных за госзакупки. Тем не менее весной прошлого года закон о контрактной системе госзакупок был принят и с 1 января этого года вступил в силу.
Следствие попросит суд отправить блогеров Валерию и Артёма Чекалиных под домашний арест. Их обвиняют в проведении валютных операций с использованием подложных документов.
Новая система существует пока только на бумаге
Документ получился гораздо объёмнее предшественника (более 200 страниц), вдобавок правительству предстоит принять ещё порядка полусотни подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы его применения. Пока их нет, осуществлять госзакупки весьма затруднительно и чревато обвинениями в коррупции. Федеральная контрактная система в результате будет регламентировать весь процесс закупок – от определения необходимости того или иного товара или услуги до контроля качества и последующего аудита. Для борьбы с чиновничьей роскошью будут разработаны специальные нормативы, определяющие, какое количество тех же автомобилей, офисных площадей и т. д. смогут себе позволить органы федеральной, региональной и местной власти. Вводится и планирование госзакупок: каждое учреждение должно будет составить и опубликовать соответствующий план, чтобы потенциальные поставщики могли планировать собственное производство. Вводится понятие «контракт жизненного цикла» – подобным образом государство надеется добиться надёжности и качества заказываемых работ, чтобы уйти от ситуации, когда конкурс на ремонт одного и того же участка дороги, теплотрассы или канализации приходится объявлять ежегодно. Для борьбы с искусственным демпингом предусмотрена возможность отказа от заключения контракта, если цена победителя конкурса значительно ниже среднерыночной. Также закон вводит понятие предквалификации, дающее заказчику право (а иногда и обязанность) потребовать от потенциальных подрядчиков доказательств своей способности выполнить условия контракта. Отныне закупать надлежит не самое дешёвое, но самое лучшее.
«Мы возвращаемся в доинтернетовский век»
Критики новой системы видят в ней немало недочётов. Во-первых, из-под действия закона выведены естественные монополии, госкомпании и госкорпорации (за исключением Росатома) – а ведь ежегодный объём их закупок практически равен государственному – свыше 7 трлн рублей. Во-вторых, прописанный в законе общественный контроль останется формальным, поскольку у общественников не будет полномочий для отмены сомнительных контрактов – об этом говорится в докладе центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency Inernational. Коррупциогенными местами закона эксперты сочли, в частности, «отсутствие механизмов выявления конфликта интересов и механизмов, гарантирующих беспристрастность и независимость лиц, принимающих решения в процессе выбора поставщиков». По мнению Алексея Навального, не сможет закон ограничить и аппетиты чиновников. «В Москве префекты не закупают дорогих автомобилей, они берут их в лизинг, и на это уходят фантастические деньги», – возмущается оппозиционер. Однако глава думского Комитета по экономической политике Игорь Руденский, ссылаясь на предусмотренные в законе штрафы за его нарушение – до полумиллиона рублей, – полагает, что «это будет способствовать повышению эффективности расходования средств, выделяемых на госзакупки из бюджетов всех уровней». Основные же опасения критиков связаны с тем, что, несмотря на сохранение электронных площадок, самый конкурентный способ распределения заказов – электронный аукцион – будет заменяться непрозрачными конкурсами, участие в которых искусственно ограничится требованиями предквалификации. Директор Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев** полагает, что «конкурсы будут проводиться, естественно, не в электронной форме и, конечно, мы возвращаемся в этом отношении к «бумажным конвертам», уходя... от процедур прозрачности. «Мы возвращаемся в доинтернетовский век, к тому, что было в 90-е годы», – заключил чиновник, выступая в конце прошлого года на заседании правительства. Председатель правительства частично согласился с главным антимонополистом, однако призвал дождаться первых результатов работы нового закона. «Практика здесь – критерий истины», – подытожил Дмитрий Медведев.
- *
- Алексей Навальный внесен в перечень физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
- **
- Игорь Артемьев внесен Минюстом в реестр иностранных агентов