// // Российские шопоголики поумнели. Это может погубить экономику

Российские шопоголики поумнели. Это может погубить экономику

642

Плохие покупатели

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Российский массовый покупатель изменился, заявляют аналитики компании Watcom Shop Mechanics. Ещё несколько лет назад посещениие торгового центра всей семьёй в выходные было типичным для представителей среднего класса. Семья покупала продукты, гуляла по магазинам, заглядывала в кинотеатр и на детские аттракционы. И тратила, тратила, тратила... Сегодня, как выяснили аналитики, средний класс выбрал себе один-два торговых центра, куда приходит не ради праздношатания, а исключительно за необходимыми товарами.

Торговые центры больше не служат местом развлечений – преимущество отдаётся тем, где лучше устроена внутренняя логистика. Это теперь важно: ведь за одно посещение семья запасается всем необходимым на неделю – продуктами, хозтоварами и т.д. При этом по магазинам покупатели ходят в среднем со скоростью 115–120 шагов в минуту, а в самом магазине проводят не более 5 минут. На такой скорости можно купить только что-то запланированное, но никак не разглядывать новинки и совершать спонтанные покупки. Из-за новых тенденций ретейлу придётся сильно измениться, считают в Watcom Shop Mechanics. Однако изменение поведения покупателей может повлиять не только на торговлю.

Затянули пояса

А всё оттого, что у покупателей больше нет лишних денег, утверждают эксперты. Те же деньги, что имеются, граждане теперь предпочитают потратить наиболее, на их взгляд, целесообразно. Иногда это проявляется даже в мелочах: например, женщины, как заметили ретейлеры, стали чаще покупать платья, в то время как раньше популярнее были костюмы и отдельные предметы для комплектования. Причина не только в желании быть более женственной (что, кстати, тоже является признаком беспокойства об экономическом положении), но и в практичности: костюм стоит дороже и требует ещё рубашки или топа, а платье надела – и порядок.

Исследования размера среднего чека покупок в онлайн-магазинах, проведённые процессинговой компанией Uniteller, также свидетельствуют о снижении покупательской активности. О падении продаж сообщил и крупнейший российский ретейлер компания «Магнит».

Об ухудшении ситуации на потребительских рынках говорят и отраслевые исследования. Так, исследовательский холдинг «Ромир» в конце прошлого года назвал ситуацию беспрецедентной: впервые с начала 2008 года потребительская активность в России снижалась два осенних месяца подряд. До сих пор устойчивое падение спроса встречалось только в летние месяцы или в самом начале года, после традиционного декабрьского пика. По оценке «Ромира», речь идёт о новом среднесрочном тренде: снижении расходов россиян на продукты питания и росте на непродовольственные товары.

Понтам настал конец

С чем это связано? Безусловно, есть объективные причины. Так, эксперты указывают на закредитованность россиян: набрав дорогих кредитов в прежние годы, сегодня они вынуждены тратить деньги на их обслуживание, а не на шопинг. В то же время под влиянием жёсткой позиции ЦБ банки стали всё более осторожно выдавать новые кредиты населению. Так, эксперты отмечают, что сейчас, как и в 2009 году, отсутствие кредитной истории стало минусом – человеку, ни разу не бравшему ранее кредит, скорее всего откажут.

По теме

Ещё одна объективная причина – рост зарплат остановился, а кое-где на вновь открывшиеся вакансии стараются взять даже более «дешёвых» сотрудников. Пусть немного, но начала расти безработица. Когда текущие доходы «съедают» ранее взятые кредиты, а будущие доходы под вопросом, поневоле начнёшь экономить.

Однако то, как резко российские граждане притормозили с расходами, явно не соотносится с пусть имеющимися, но всё же пока слабыми негативными тенденциями. Похоже, сыграла роль всеобщая убеждённость в том, что завтра грянет кризис. То есть субъективные факторы. Страх завтрашнего дня – вот что заставляет сегодня российских потребителей не торопиться доставать кошелёк.

Примечательно то, что речь при этом не идёт о сокращении потребления как такового. Российские граждане продолжают покупать, пользоваться кредитами, но делают это более обдуманно, жертвуя «понтами» ради лишней копейки. В общем, можно сказать, что российские потребители поумнели и начали вести себя более ответственно. Беда только в том, что именно сейчас умный потребитель экономике ни к чему.

Россияне отберут работу у гастарбайтеров?

О том, что высокие цены на нефть больше не влияют на экономический рост, стало понятно ещё в 2012 году. Однако именно 2013-й показал, что это не просто краткосрочная тенденция. Российская экономика перестаёт быть сырьевой и всё больше походит на экономики развитых стран, которые зависят от потребительского спроса.

Радоваться этому факту мешает прогноз министра экономического развития Алексея Улюкаева. По его словам, в ближайшие три года темпы роста экономики России не превысят 2,5% в год.

Как считает глава Минэкономразвития, то, что происходит сейчас, – это не кризис, а переход экономики с одной модели развития на другую, для которой характерны более низкие темпы роста и преодоление сложившихся дисбалансов. Однако первый зампред ЦБ Ксения Юдаева уже произнесла страшное слово «стагфляция». Именно соединение низких темпов роста экономики с высокой инфляцией грозит, по её мнению, сейчас России.

В этих условиях понятно, что правительству нужно стимулировать потребительский спрос. Каким образом? Один вариант уже начинает применяться: ослабление рубля.

Центробанк уже отказался от интервенций, дав рублю дешеветь, а со следующего года обещает вообще отпустить рубль в свободное плавание. В этих условиях импортные товары начнут дорожать, и то, что не удалось сделать призывом «Налетай, подешевело!», возможно, удастся запустить угрозой «Налетай, дорожает!».

Однако тут важно не перегнуть палку. Во-первых, российские производители зависят от импортных комплектующих, во-вторых, они, как правило, повышают свои цены вслед за ростом цен на импорт. В результате ЦБ может столкнуться с ростом инфляции, борьбу с которой он и провозгласил своим приоритетом.

Возможно, правительство пойдёт на то, чтобы заставить банки снизить процентную ставку по кредитам. Что, безусловно, может стать мощным средством поддержания потребительского спроса. Однако надо понимать, что высокие ставки – результат не только жадности банкиров, но и того объективного обстоятельства, что в России возврат кредитов гораздо более проблематичен, нежели в развитых странах. Пока у нас должники ругаются с коллекторскими агентствами, любой западный неплательщик вынужден будет отдать на аукцион своё имущество.

Разумеется, повысить потребительскую активность можно, поддержав рынок труда. Но тут надо понимать, что стратегически важнее сейчас очистить экономику от устаревших производств и неэффективных рабочих мест. У нас слишком много, особенно в бюджетной сфере, должностей, которые не только не нужны, но и вредят экономике.

Хотя не исключено, что ради повышения покупательской способности бедных слоёв власти будут активнее привлекать на «мигрантские» работы соотечественников. Это убьёт сразу двух зайцев: снизит ксенофобские настроения и даст возможность устроиться на работу тем гражданам, кто сегодня не слишком привлекателен для работодателей – людям предпенсионного возраста, с низкой квалификацией и т.д.

Но самое, наверное, действенное средство – вернуть российским гражданам оптимизм. Как это сделать, знают все: борьба с коррупцией, поддержка малого бизнеса, честные правила игры на рынке. У России слишком большой потенциал экономического развития, и малейшее улучшение предпринимательского климата вызовет мощный приток инвестиций: от зарубежных капиталов, лихорадочно ищущих после кризиса мест приложения, до собственных граждан, которые сегодня просто боятся заводить собственное дело.

Но надежды на то, что это будет делаться в ближайшее время, нет. Скорее всё ограничится небольшим ускорением инфляции и большими обещаниями.

Опубликовано:
Отредактировано: 20.01.2014 15:19
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх