// // Контроль за качеством работы туристических агентств возложат на региональные власти

Контроль за качеством работы туристических агентств возложат на региональные власти

350

Уездные хлопоты

Страсть к дешевизне вредит туристам и помогает мошенникам
Фото: ИТАР-ТАСС
Страсть к дешевизне вредит туристам и помогает мошенникам Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Следить за порядком на рынке туристических агентств будут губернаторы. С таким неожиданным заявлением на прошлой неделе выступили представители Министерства спорта, туризма и молодёжной политики. Примечательно, что регулирование этого сегмента турбизнеса по замыслу чиновников предполагается осуществлять на основе устных рекомендаций. Можно только гадать, как душеспасительные беседы смогут остановить волну банкротств, зачастую вполне умышленных, среди турагентств, которые в последнее время сколь стремительно выходят на рынок сотнями в год, так же внезапно и исчезают, прихватив деньги клиентов.

"Мы планируем обратиться с просьбой к региональным властям для лучшего регулирования ими работы туроператоров», – отметил замглавы департамента туризма Минспорттуризма Андрей Гаврилов.

Планируется, что главы субъектов Федерации проведут с представителями бизнеса «разъяснительную» работу, попросив последних более внимательно следить за турагентствами, с которыми они сотрудничают. Операторским компаниям будет предложено проводить этакие «мини-расследования» при выборе себе контрагентов. Например, как считают чиновники, было бы неплохо, если бы представители туроператоров выезжали в офис агентства, чтобы проверить договор аренды, изучить устав компании, посмотреть, есть ли у агента необходимое оборудование.

Необходимость регулирования рынка турагентств действительно назрела давно. Только за последние несколько месяцев по России прошло сразу несколько громких скандалов с «внезапным» исчезновением с рынка недобросовестных бизнесменов. Так, в августе нынешнего года было возбуждено уголовное дело по статье «незаконное использование товарного знака» против бывшего директора красноярского ООО «Энтерпрайз групп» Артёма Жердева. Однако тот факт, что «бизнесмен» незаконно работал под маркой известной компании «Пегас Туристик», ещё полбеды. По информации ГУВД Красноярского края, фирме удалось продать 116 путёвок на сумму около 8 млн рублей, а вот клиентам отправиться в путешествие не случилось – большинство брони на отели оказалось фиктивной. В сентябре текущего года в неизвестном направлении с деньгами туристов исчезла компания «Элио-Тур»: почти 100 человек не смогли поехать в отпуск в Египет, Испанию, Турцию, Грецию. Поначалу представители агентства заявляли, что их офис обокрали, потому они и не могут исполнить перед туристами свои обязательства, однако через несколько дней псевдопотерпевшие просто пропали.

«Исчезновение турфирмы с деньгами туриста классифицируется как мошенничество, но, как правило, виновных найти не удаётся и туристы остаются без денег и отдыха», – говорит эксперт правовой службы Ассоциации туроператоров России (АТОР) Надежда Ефремова. Правда, безнадёжность инициативы Минспорттуризма относительно введения «устного» губернаторского регулирования рынка турагентств едва ли может помочь в решении проблемы.

«Инициатива может быть где-то и хорошая, но раз она носит устный характер, едва ли будет реализована на практике. Кроме того, туроператоры и так завалены работой, так что выделять дополнительных сотрудников, чтобы проверять все агентства, они просто не смогут», – рассуждает гендиректор ООО «Виват-тур» Татьяна Дружинникова.

Зато, чем заканчивается «устное» регулирование бизнеса чиновниками, можно судить на примере исчезнувшей с прилавков российских магазинов гречки. Как уже писала «Наша Версия», пропажа продуктов началась аккурат после того, как губернаторы вызвали к себе владельцев торговых сетей и в неофициальных беседах предупредили их о том, что цены на продукты расти не должны.

«Мне не нравится идея устного регулирования рынка чиновниками. Хотя бы потому, что таким образом можно будет дойти до зарегулированности рынка. Тема, связанная с регулированием, должна решаться посредством принятия соответствующих законов», – возмущается гендиректор компании «Мегаполюс турс», вице-президент АТОР Эдуард Кузнецов.

По теме

О том, как именно потребителям можно будет себя обезопасить, участники рынка пока умалчивают. Правда, в отдельных регионах уже начали создавать реестры турагентств по типу того, который официально существует для туроператоров.

«Например, мы входим в реестр Российского союза туриндустрии (РСТ). Агентства получают реестровый номер, и любой турист может проверить, действует ли на самом деле та или иная фирма», – говорит Татьяна Дружинникова.

Беда только в том, что внесение в подобный реестр является делом добровольным. Да, хорошо, если фирма в него вошла. Но, с другой стороны, тот факт, что какая-то компания не захотела вносить себя в список, отнюдь не означает, что её деятельность нелегальна. Хотя, как показывает практика, пребывание в реестре, равно как и многолетняя история, – достаточно серьёзные гарантии, в то время как «свежая» фирма – повод всерьёз задуматься о надёжности потенциального вложения. Но на руку недобросовестным предпринимателям играет человеческая психология.

«Проверить степень надёжности турагента нет возможности ни у туроператора, ни у туриста. Из практики: договор туристы читают редко, основным критерием выбора турагента является цена тура – у кого дешевле, у того и покупают», – резюмирует Надежда Ефремова.

Опубликовано:
Отредактировано: 06.10.2010 11:14
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх