// // В скором времени россиян ждёт обвальный рост цен на топливо

В скором времени россиян ждёт обвальный рост цен на топливо

356

Бензонасос

За скупость государства автолюбитель заплатит дважды
Фото: Сергей Тетерин
За скупость государства автолюбитель заплатит дважды Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Россиян в ближайшие годы ждёт рост цен на бензин. В бюджете не так много денег, поэтому на реконструкцию дорог и строительство новых их не хватает. Дополнительные доходы обеспечат как потребители нефтепродуктов напрямую, так и нефтяные компании, которые скорее всего переложат нагрузку на потребителей. В цене российского бензина налоги составляют около 50%. Будет повышен НДПИ на нефть, а также акциз на топливо. Кроме того, с 2011 года в действие вступает норма техрегламента на моторное топливо, согласно которой в России должен продаваться бензин стандарта Евро-3. Для топлива ниже этого класса вводится повышенная ставка акциза. В результате только из-за усиления налоговой нагрузки цены на бензин в 2011 году могут повыситься примерно на 2 рубля.

Ведомства финансово-экономического блока, уже одобрившие основные параметры федерального бюджета на 2011 год, договорились повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ставка налога, взимаемая при добыче природного газа, с 2011 года может быть увеличена на 61% с последующей ежегодной индексацией в соответствии с темпами прогнозируемой инфляции. Индексация может составить 6% в 2012 году и 5,4% – в 2013-м. Сейчас ставка НДПИ на газ составляет 147 рублей за тысячу кубометров. Попытки увеличения этого налога предпринимались и ранее, но «Газпрому» удавалось успешно противостоять повышению.

Нефтяников ждёт не столь значительное повышение. Ставка НДПИ при добыче нефти может быть увеличена с 2012 года на 6,5%, а с 2013-го – на 5,4%. Это должно принести в бюджет 78 млрд и 147 млрд рублей соответственно. Необходимость повышения Минфин оправдывает тем, что налог не пересматривался в течение долгого времени. Министерство финансов также предлагает установить единую ставку экспортных пошлин для светлых и тёмных нефтепродуктов с 2013 года в размере 60% от пошлины на нефть.

По мнению аналитиков, эта мера явно приведёт к снижению внутренней нормы доходности типичной скважины в Западной Сибири на 5%. Не исключено, что свои потери нефтяники компенсируют увеличением цены готовой продукции.

Министерство финансов также предложило увеличить акцизы на бензин в РФ – на 1 рубль за 1 литр в 2011, 2012 и 2013 годах. При этом ведомство предлагает с 2011 года сократить в два раза базовую ставку транспортного налога. По словам министра финансов Алексея Кудрина, потенциал акцизов примерно в три раза превышает потенциал транспортного налога, поэтому было принято решение повышать их ставку. Кудрин отметил, что данное повышение адекватно: «кто больше ездит, тот больше и платит».

Однако, когда Минфин только предложил идею создания дорожного фонда, который будет пополняться сборами от повышенных акцизов на бензин, он заявлял о полной отмене транспортного налога. Многие эту идею поддерживали: транспортный налог несправедлив, так как не отражает пробег того или иного автомобиля, а значит, и ущерб, который он нанёс дорогам России. В результате автомобилист платит его даже в том случае, если он не пользуется автомобилем. Перенос налога в стоимость бензина – справедливое решение, если отменить при этом транспортный налог. Но не тут-то было.

Дело в том, что в Налоговом кодексе устанавливается только базовая ставка, которую снизил Минфин. Далее регионы имеют право увеличивать или уменьшать её в установленных пределах. До 1 января 2010 года можно было менять ставку в ту или иную сторону не более чем в пять раз. В этом году появилась возможность варьировать значения в большем объёме – до 10 раз, в соответствии с поправками в Налоговый кодекс от 28 ноября 2009 года. Однако в случае уменьшения базовой ставки вдвое максимально возможная ставка транспортного налога просто вернётся к уровню 2009 года. То есть ничего не изменится.

По теме

При принятии поправок в Налоговый кодекс в 2009 году, дающих право регионам изменять базовые ставки транспортного налога не в пять, а в 10 раз, правительство делало упор на то, что действующие ставки не менялись с 2003 года. Тогда был кризисный год, и так как упали доходы не только федерального, но и региональных бюджетов, правительство решило помочь регионам, ведь транспортный налог зачисляется в региональные бюджеты. Но перспективу увеличения налогового давления на себя граждане России приняли плохо. В Калининградской области закон о заметном увеличении ставок был сначала принят местным парламентом, а затем пересмотрен им же в сторону снижения после волны народного возмущения и обращения областной прокуратуры в суд. Новыми возможностями воспользовались только в Архангельской и Белгородской областях. Значит, только там транспортный налог автоматически снизится после внесения поправок в Налоговый кодекс о снижении базовой ставки в два раза.

Для остальных регионов ничего не изменится, кроме ставок акциза на бензин, которые резко увеличат налоговую нагрузку на автомобилистов. Москва, в частности, повысила ставки транспортного налога ещё в 2008 году и оставила их неизменными в 2010-м. Для автомобилей с двигателями мощностью от 225 л.с. и выше были установлены максимально возможные значения – 75 и 150 рублей за 1 л.с. соответственно.

В ноябре 2009 года, когда принимались правительственные поправки в Налоговый кодекс, дающие возможность регионам увеличивать транспортный налог не в пять, а в 10 раз, мэр столицы Юрий Лужков объявил о том, что ставки транспортного налога для московских автолюбителей в 2010 году сохранятся на прежнем уровне. Благодаря тому что ставки тогда в Москве не повысились, сейчас не будет необходимости принимать новый закон и их понижать. Новые пределы, установленные законом, будут в точности соответствовать тем, которые уже сейчас действуют в Москве.

В результате получится, что с 2011 года придётся по-прежнему платить транспортный налог, но и стоимость бензина при этом будет повышаться. И существенно.

Только за 2009 год цены на бензин выросли на 3 рубля за литр по причине того, что нефть стала дорожать после резкого падения цены в кризис. А с начала 2010 года цены на топливо выросли ещё на 2 рубля. По данным Росстата, литр 92-го в Москве стоит 23,2 рубля, 95-го – 25 рублей. Прекратились и рассуждения чиновников Федеральной антимонопольной службы о том, что литр 92-го должен стоить не больше 20 рублей. А выведение формулы цены на нефтепродукты, применение которой помогло бы снизить цену на бензин, по расчётам ФАС, на 15%, также зашло в тупик, и материалы уже давно зависли где-то в анналах Дома правительства.

В этих условиях вряд ли можно рассчитывать на то, что переработчики и продавцы нефтепродуктов уменьшат свою прибыль и не перенесут свои затраты на конечных потребителей. Поэтому стоимость 95-го бензина за 3 года увеличится минимум на 3 рубля за литр и достигнет 28 рублей. Правда, повышение может составить ещё больше.

C 2011 года будет введена в действие отложенная на год норма техрегламента на моторное топливо, согласно которой в стране поощряется продажа бензина стандарта Евро-3 и выше. Начиная с 2011 года ставка акциза будет определяться не в зависимости от октанового числа топлива, а исходя из его экологического класса. Таким образом, акциз на бензин третьего класса с 2011 года поднимется с 4 002 рублей за тонну до 5 672 рублей за тонну. В Москве, в свою очередь, на АЗС с 2011 года можно будет продавать только топливо стандарта Евро-4. Акциз на бензин ниже класса Евро-3 поднимется ещё сильнее – примерно на 30% выше, чем на Евро-3.

При этом, согласно статистике, в России до сих пор около 70% производимого бензина стандарта Евро-2. Поэтому акциз на этот бензин повысится ещё больше. Сейчас в цене одного литра бензина акциз составляет 3–3,5 рубля, его повышение значительно усилит нагрузку. Если не продавать бензин ниже Евро-3, надо много средств тратить на модернизацию производств, а на приведение всей нефтеперерабатывающей отрасли к современным стандартам необходимы инвестиции не менее 25 млрд долларов, которые тоже закладываются в цену бензина.

По словам президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, в США налоги в стоимости топлива составляют 23%, в то время как в России этот показатель равен 55–58%. По его мнению, только снижение налогового бремени в сочетании с жёстким пресечением проявлений монополизма может оказать существенное влияние на цены. А налоги, наоборот, повышаются.

Опубликовано:
Отредактировано: 02.09.2010 12:20
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх