Версия // Культура // Чего ждать от церемонии вручения премии «Оскар 2021»?

Чего ждать от церемонии вручения премии «Оскар 2021»?

5836

Мало хорошего


Кадр: к/ф «Девушка, подающая надежды»
В разделе

До ежегодной церемонии вручения наград Американской академии кинематографических искусств и наук осталось меньше суток. За последние годы «Оскар» создал вокруг себя скандальную атмосферу из-за чрезмерного потакания леволиберальным общественным движениям в Штатах. Тем не менее, прошлая церемония, как по уровню номинантов, так и по итогам распределения основных наград, оказалась едва ли не лучшей за последние пять, а то и десять лет. Сильно ли карантин ударил по миру кино?

Нынешние номинанты сильно уступают прошлогоднему составу претендентов, отчего грядущая церемония заведомо обречена на уныние. Да, на мире кино сильно сказалась эпидемия, отчего многие проекты заморозили, перенесли или вовсе отменили. В итоге имеем то, что имеем, и нам есть, что сказать.

Прежде, делая свои прогнозы на церемонию «Оскар», мы старательно разбирали едва ли не каждую номинацию. Обычно наши предположения сбывались на 70-80%. Сегодня мы поговорим более сжато и по факту: целью нашего обзора станет лишь одна номинация – «Лучший фильм года». Здесь мы разберем претендентов, выделим наиболее достойных, кратко пройдемся по их остальным номинациям, познакомим зрителей с основными кандидатами, а также ответим на вопрос, стоит ли ожидать от грядущей церемонии что-то определенно хорошего? Ведь зачастую мнение зрителей не совпадает с мнением академиков. Так, скорее всего, будет и ныне. Чего мы очень и очень не желаем. Мы выделим лучшие фильмы по нашему мнению, и отметим те, которым, скорее всего, отдадут свои статуэтки члены академии. Начнем с фильма, имеющего наименьшее число номинаций из списка претендентов на звание «Фильм года».

«Девушка, подающая надежды»

Не очень логично и приятно начинать обзор с фильма, место которого в списке номинантов вызывает боль и огорчение, подогреваемое недоумением и негодованием. Помимо «Лучшего фильма», лента представлена в еще четырех номинациях: «Лучшая женская роль» (Кэри Маллиган), «Лучший режиссер» (Эмиральд Феннел), «Лучший сценарий» и «Лучший монтаж». Мы ранее делали подробный обзор этого фильма, и уже тогда резюмировали о вторичности содержания и проходном характере картины. У нас и в мыслях не было, что это кино может претендовать на звание лучшего фильма года! Заурядный триллер, который бы так и остался незамеченным киноакадемией, если бы не пресловутое движение #MeToo. Повесточка уже обеспечила фильму несколько наград Британской киноакадемии, и, скорее всего, лента не обойдется без «Оскаров» и здесь. Мы искренне сомневаемся и верим, что «Фильмом года» «Девушка, подающая надежды» не станет. Тем не менее, отпустить без наград такую картину киноакадемики не смогут, и вручат Оскар либо за сценарий, либо за женскую роль, либо за режиссуру – поставила ленту женщина-режиссер Эмиральд Феннел. Правда, и в этих номинациях у «Девушки» есть более тяжеловесный соперник, о котором поговорим немного позже.

«Звук металла»

К/ф «Звук металла», 2019, реж. Дариус Мардер
К/ф «Звук металла», 2019, реж. Дариус Мардер

Музыкальная драма, которая имеет уже шесть номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший сценарий», «Лучший звук», «Лучший монтаж».

Здесь мы точно уверены, что «Звук металла» не станет фильмом года. По своей форме это неторопливое, независимое кино; по содержанию – психологическая драма, в которой сложно вычленить основную мысль – то ли это кино про инвалидов, то ли про любовь, то ли философское размышление на тему экзистенциального кризиса. Как бы то ни было, мы бы точно отдали фильму «Оскар» за звук. Также нельзя не отметить отличную игру Риза Ахмеда – это один из главных претендентов на победу в соответствующей номинации. В остальных «Звук металла» явно проигнорируют.

«Минари»

К/ф «Минари», 2020, реж. Ли Айзек Чун
К/ф «Минари», 2020, реж. Ли Айзек Чун

С первого взгляда корейская – ан нет – драма американского производства, хоть и с корейским колоритом. Подробно – в обзоре. Имеет шесть номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучший саундтрек».

«Лучшим фильмом года» «Минари» точно не станет – прошлогодний триумф «Паразитов» еще свеж в памяти, а допустить двухгодичное доминирование фильмов о корейцах академики не смогут. Но и не очень нужно, потому что «Минари» безусловно уступает как замечательной ленте Пон Чжун-хо, так и некоторым номинантам этого года. Неторопливая светлая драма о возделывании американской «целины» корейцами, кино тихое и приятное, но не впечатляющее, не новаторское и даже не гонящееся за трендами. Если фильму и суждено взять Оскар, то в категории «Лучшая женская роль второго плана» – корейская бабушка в исполнении Юн Ё-джон получилась самым запоминающимся и колоритным персонажем фильма. Правда, в этой номинации борьба также будет упорной…

«Иуда и черный мессия»

К/ф «Иуда и черный мессия», 2021, реж. Шака Кинг
К/ф «Иуда и черный мессия», 2021, реж. Шака Кинг

Критиковать этот фильм сложно. Обзор мы на него не делали и не особо собирались. Хотя, осознавая количество его грядущих номинаций и потенциальную вероятность в них победить, мы бы уделили этому фильму больше внимания.

Это кино рассказывает реальную историю, произошедшую в конце 60-х годов прошлого века. Мелкий мошенник Уильям О’Нил начинает работать на ФБР, которое внедряет его в ряды революционных «Черных пантер». Он сразу старается войти в доверие к региональному лидеру ячейки Фреду Хэмптону, которому на тот момент было всего 20 лет. В планах Хэмптона объединить несколько враждующих между собой организаций, чтобы выступить единым фронтом против американской власти.

«Иуда и черный мессия» – банальный биографический триллер, рассказывающий историю крота в политической организации. В этом фильме нет ничего выдающегося вообще – сценарий, как и монтаж, просто ужасные, нить повествования удержать тяжело, осмыслить причинно-следственные связи событий фильма – практически невозможно. Персонажи – убогие, главные герои совершенно не попадают в образы. Но это фильм про «черных», поэтому здравствуйте, шесть номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана» (здесь фильм представлен сразу двумя актерами – Лакитом Стэнфилдом и Дэнилом Калуей), «Лучший сценарий», «Лучшая работа оператора» и «Лучшая песня».

Мы опасаемся, что ныне может повториться история 2017 года, когда заурядный «Лунный свет» на самом финише украл победу у «Ла-ЛА-Лэнда». Повестка BLM не просто прёт из всех щелей этого фильма – этот фильм и есть повестка. Создатели даже в названии лукавят, упомянув цвет кожи мессии, но забыв отметить, что местный иуда тоже был черным. По-хорошему, этот фильм не заслужил ни одного Оскара – он просто неинтересный, художественной ценности не представляет, а события, которые в нем находятся в первом плане, куда более понятно и доходчивее мимоходом объяснил другой фильм номинант этого года. Но смогут ли академики пойти против мнения толпы и обделить заурядное творение наградами? Хотелось бы верить.

«Суд над чикагской семеркой»

К/ф «Суд над чикагской семеркой», 2020, реж. Аарон Соркин
К/ф «Суд над чикагской семеркой», 2020, реж. Аарон Соркин

Историческая драма, основанная на реальных событиях – один из наших фаворитов на грядущей церемонии. Мы упустили этот фильм из виду в своё время (он вышел, минуя кинотеатры, прямиком на стриминговых сервисах), поэтому сейчас совсем коротко о фильме.

Действие фильма происходит в Чикаго в 1968 году, когда своего пика достигли антивоенные демонстрации. Одна из них объединила нескольких лидеров американской политически-активной молодежи, представителей движения хиппи, «Черных пантер» и просто неравнодушных к вьетнамской войне граждан. Их общее выступление переросло в жестокое столкновение с полицией, что вылилось в судебный процесс над предполагаемыми организаторами и зачинщиками.

Снял фильм Аарон Соркин – прославленный сценарист («Несколько хороших парней», «Социальная сеть», «Человек, который изменил всё» и другие), но в качестве режиссера отметившийся только одной биографической драмой – «Большая игра». «Суд над чикагской семеркой» – его второй и пока что лучший фильм. Соркин сумел доходчиво и понятно показать не самую простую для российского зрителя историю (нам не был знаком ни один участник суда до просмотра, хотя в штатах многие из них весьма популярны поныне). Это содержательная интересная история к тому же не проваливается в болото исторических фактов и сухого пересказа событий – фильму удается держать отличный ритм повествования, переплетать драматизм с комичностью (отдельное спасибо Саше Коэну), а также раскрыть всех основных действующих лиц. Да так, что многие полезут после просмотра в Википедию читать, что стало с ними впоследствии.

Нам кино понравилось настолько, что мы бы с чистой совестью дали ему звание «Фильм года». Только вот актуальность этого фильма подходит больше нашей стране, чем Штатам, хотя и там на полицейский и судебный беспредел последнее время особо активно обращены взоры общественности. Но это не умаляет остальных достоинств картины – отличного сценария и монтажа, великолепного актерского состава, крепкой постановки и приятного саундтрека. Из всех его номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший сценарий», «Лучшая работа оператора», «Лучший монтаж» и «Лучшая песня» можно было бы отдать фильму большую часть. Но академики вряд ли пойдут на такое. И, тем не менее, мы считаем, что «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучший сценарий» - определенно должны быть у этой картины. Как и, возможно, «Лучший фильм года», но здесь ему будет очень непросто вырвать победу.

«Земля кочевников»

К/ф «Земля кочевников», 2020, реж. Хлоя Чжао
К/ф «Земля кочевников», 2020, реж. Хлоя Чжао

Независимая драма, о бездомной женщине, путешествующей по Штатам в своем небольшом фургончике. Фильм удостоился шести номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая работа оператора» и «Лучший монтаж».

Картину уже обласкали всевозможные критики, Британская киноакадемия и «Золотой глобус» отдали ей звание лучшего фильма года, а на Венецианском кинофестивале лента заполучила «Золотого льва». Весьма амбициозная заявка на получение главного Оскара. Но мы не считаем, что довольно простая и неизобретательная артхаусная драма является лучшим фильмом ушедшего года. Да, она получилась выразительной, режиссер не стала опускаться до оголтелой критики капитализма и не поспешила вкрутить в свою картину популярную повестку. Но при всем при этом «Земля кочевников» не восхищает, не вдохновляет и вообще довольно слабо действует на эмоциональном плане. То ли нам с позиции обычных российских граждан не очень хочется сопереживать главной героине, и фильм рассчитан на представителей американской творческой элиты, далекой от проблем обычных граждан, то ли что-то еще, но это кино нас не тронуло, хотя драмы мы любим. Если мы бы и дали фильму Оскар – то только Фрэнсис Макдорманд – свою роль актриса буквально прожила, что показывает каждая морщинка на ее лице. В остальном – мимо. Но, боимся, что академики на этом не остановятся и дадут фильму в придачу награду за «Лучшую режиссуру» (режиссер-то – женщина) и «Лучшую операторскую работу» (здесь мы бы дали победу «Доводу», но он даже номинации не получил, что странно). И, конечно же, «Земля кочевников» за ее любовь критиками и солидный багаж иных наград, имеет высокие шансы стать «Фильмом года». Хотя в драматическом плане были куда более сильные работы.

«Отец»

К/ф «Отец», 2020, реж. Флориан Зеллер
К/ф «Отец», 2020, реж. Флориан Зеллер

Психологическая драма британо-французского производства. В своем жанре, по нашему мнению, лучшая картина прошлого года (хвалили мы ее здесь). Повторять наши похвалы мы не станем, лишь отметим, что при всех достоинствах у фильма немного шансов стать фильмом года – это камерное кино, с небольшим бюджетом, еще и не голливудское, да и повестку не отрабатывает, актерский состав – белый, режиссер – мужчина и тоже белый, у всех героев – традиционная ориентация, нет политической критики. Это мы прошлись по предпочтениям академиков. Но и по нашему мнению, «Отец» вряд ли достоин стать фильмом года – по крайней мере, он немного уступает двум другим фильмам – «Суду над чикагской семеркой» и ленте, о которой чуть ниже.

Из остальных пяти номинаций мы бы с радостью отдали картине Флориана Зеллера награду за «Лучшую мужскую роль» Энтони Хопкинсу, «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший монтаж». В номинации «Лучшая женская роль второго плана» Оливия Колман имеет высокие шансы на победу, но здесь мы всё же отдаём предпочтение Юн Ё-джон.

«Манк»

К/ф «Манк», 2020, реж. Дэвид Финчер
К/ф «Манк», 2020, реж. Дэвид Финчер

Байопик Дэвида Финчера, посвященный колоритной фигуре Золотого века американского кино – сценаристу Герману Манкевичу. Наш разбор фильма можете почитать здесь. Фильм претендует сразу на 10 Оскаров: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший режиссер», «Лучшая работа оператора», «Лучшая работа художника-постановщика», «Лучшие костюмы», «Лучший звук», «Лучший грим и прически» и «Лучший саундтрек».

Мы понимаем, что наше восприятие этого фильма сильно подогрето любовью к американской классике – шедеврам черно-белого нуара. Именно в этом стиле снял свой фильм Дэвид Финчер, культовый режиссер, работы которого академики совсем не жалуют золотыми болванчиками. «Манк» вышел впечатляющим полотном, работа режиссера и всей съемочной команды проделана титаническая. Для нас «Манк» – основной конкурент «Чикагской семерки» на звание лучшего фильма прошедшего года. По сочетаниям достоинств и отстраненности от хайпа на трендах. Эти фильмы прекрасно выполняют свою миссию – интересно, качественно и доходчиво рассказывают свою историю. В них нет откровенных недостатков, кроме относительной ограниченности целевой аудитории – расслабиться под их просмотр не выйдет, нужно включить голову.

Из остальных «Манк» достоин взять Оскары за «Лучшую мужскую роль» (хотя здесь, мы всё же на стороне Энтони Хопкинса), «Лучшего режиссера» – любовь Финчера к своему проекту буквально осязаема, «Лучшую работу художника-постановщика», которому удалось создать Голливуд 40-х годов и «Лучшую работу оператора». В остальных номинациях, скорее всего, картина не преуспеет.

Подводя итог, скажем, что с радостью отдали звание фильма года «Манку» или «Суду над чикагской семеркой». Не расстроились бы, если бы награду взял «Отец». Но вряд ли академики согласятся с этим. С их точки зрения наиболее вероятные претенденты это «Земля кочевников» и «Иуда и черный мессия». И если в первом случае это будет еще хоть как-то оправдано, то у «Иуды» нет ни одного весомого художественного достоинства.

Хотелось бы уже попрощаться и приготовиться смотреть грядущую церемонию, но на десерт еще пара слов о самой сильной в этом году номинации (и нашей любимой номинации вообще): «Лучший анимационный фильм». На это звание претендуют «Вперед», «Путешествие на Луну», «Душа», «Легенда о волках», «Барашек Шон: Фермагеддон».

М/ф «Вперед», 2020, реж. Дэн Скэнлон
М/ф «Вперед», 2020, реж. Дэн Скэнлон

М/ф «Душа», 2020, реж. Пит Доктер, Кемп Пауэрс
М/ф «Душа», 2020, реж. Пит Доктер, Кемп Пауэрс

Здесь основная борьба пройдет между двумя проектами от одной студии «Душа» и «Вперед» от «Pixar». Мы выделяем здесь еще одного фаворита – «Легенду о волках», но у нее очень мало шансов против двух реальных тяжеловесов. «Путешествие на Луну» и «Барашек Шон» смотрятся аутсайдерами на их фоне. При всем колоссальном труде «Pixar» над своими работами, мы бы отдали Оскар «Легенде о волках». Не столько в знак ее абсолютного доминирования над конкурентами, сколько отдавая дань уважения независимой мультипликации, которая переживает не самые лучшие времена. Тем более, что академики упорно игнорируют независимые маленькие студии, раздавая Оскары в основном голливудским мастодонтам вроде «Disney» и ее дочки «Pixar». Конечно, шансов у «Легенды» не много, да и мы особо не огорчимся, если ее не наградят – что «Душа», что «Вперед» – отличные работы, достойные похвал. Но хотелось бы разнообразия.

М/ф «Легенда о волках», 2020, реж. Томм Мур, Росс Стюарт
М/ф «Легенда о волках», 2020, реж. Томм Мур, Росс Стюарт

Как видите по списку основных номинантов на фильм года, год был трудным. «Оскар 2021» полностью уступает «Оскару 2020» по уровню претендентов. Но и здесь есть, на что посмотреть. Надеемся, что вам было интересно почитать наши размышления о насущном.

Приятного просмотра, и пусть победит сильнейший!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.04.2021 20:00
Комментарии 0
Наверх