Версия // Культура // «Земля кочевников», «День курка», «Скайлайн 3» – новинки отечественного кинопроката в нашем обзоре

«Земля кочевников», «День курка», «Скайлайн 3» – новинки отечественного кинопроката в нашем обзоре

17539

Фургонная Америка


Кадр: к/ф «Земля кочевников» (2020), реж. Хлоя Чжао
В разделе

Целями сегодняшнего обзора премьер российского кинопроката стали: фестивальная драма с Френсис МакДорманд «Земля кочевников», фантастический боевик для фанатов восьмибитных игр «День курка» и продолжение фантастического боевика «Скайлайн 3».

Земля кочевников

(16+)

Реж – Хлоя Чжао

В ролях – Фрэнсис МакДорманд, Гэй ДеФорест, Патриша Грайр, Линда Мэй, Анджела Рэйс, Карл Р. Хьюз, Дуглас Дж. Соул, Райан Аквино, Тереза Бьюкэнэн

Производство – США, Германия

Независимая драма от малоизвестной постановщицы китайского происхождения Хлои Чжао («Песни, которым меня научили братья», «Наездник»). Фильм уже успел стать победителем на Венецианском кинофестивале в прошлом году.

Действие фильма происходит в 2011 году на территории штата Невада в США. Фрэнсис (Фрэнсис МакДорманд) большую часть жизни провела в небольшом рабочем городке Эмпайр, где вместе с мужем трудилась на заводе по производству гипсокартона. Финансовый экономический кризис 2008 года не оставил в стороне и это градообразующее предприятие. Завод закрылся, город опустел – жители были вынуждены покинуть свои дома в поисках более подходящего для жилья места и новой работы. Фрэнсис путешествует по штатам в собственном небольшом фургоне, перебивается случайными заработками и становится одной из целой армии современных американских кочевников.

«Земля кочевников» – фильм остросоциальный, поднимающий целый пласт как общественных проблем, так и психологических. Главная героиня буквально бомжует в своем фургончике, периодически встречая таких же «кочевников», как и она. Соль фильма, его главная интрига и цель – это не показать злоключения, тяжесть такого положения, или даже свести всё к банальной чернухе. Здесь дело обстоит немного по-другому. Хлоя Чжао берет социальную проблему автомобильного бродяжничества (уж простите за этот новый термин) и через его призму раскрывает перед зрителями образ главной героини, которая на первый взгляд кажется совершенно обыкновенной женщиной предпенсионного возраста. С виду Фрэнсис мало отличается от ей подобных – такими их привыкло видеть общество. Но проведя среди «кочевников» некоторое время, героиня становится более понятной зрителю, хотя режиссер и не спешит раскрывать ее прошлое или ее мотивы. Крючок кроется в том, как и почему она дошла до жизни такой и почему не хочет вернуться к оседлому, привычному образу жизни? В попытках найти ответ на это, фильм поднимает главный вопрос – а так ли уж плоха ее нынешняя жизнь, которая лишь со стороны кажется беспечной? Ответов это кино, как и лучшие представители высокого киноискусства, зрителю не дает – одни вопросы. Не самый опытный и матерый режиссер Хлоя Чжао сумела в своем фильме пройти по тонкой незримой границе от социального высказывания к философским вопросам, почти не трогая любимую некоторыми современными голливудскими творцами тему критики капиталистического общества. Подобные мотивы в ленте присутствуют, но больше для фона, и уж точно не являются целью. Это кино о другом, о жизни и ее многообразии, выходе за принятые социальные рамки, поиске собственного счастья и просто свободе.

С самого начала просмотра фильм вызывает яркие аналогии с замечательной драмой 2007 года «В диких условиях» (все любители драм – обязательно к просмотру). Поставленная Шоном Пенном драма, красиво и вдохновляюще рассказывала более трагическую историю, но куда менее меланхолическим языком. Фильм Чжао намного больше пропитан меланхолией, грустью и одиночеством, которое способно передаваться даже зрителям. Не каждый сможет прочувствовать прелесть данного настроения и соответствие его главной героини, которая здесь является безоговорочным эмоциональным центром картины.

Фрэнсис МакДорманд сыграла фантастически натурально, на вид просто и легко примерив на себя образ героини. Насколько близка реальная актриса ее персонажу сказать сложно, но в роль она вписалась безоговорочно точно. Тем более, что авторы даже не стали выдумывать героине имя – ее также зовут Фрэнсис МакДорманд. Возможно, МакДорманд и не играла вовсе – следуя системе Станиславского просто вела себя максимально естественно в той или иной сцене фильма. Как бы то ни было, Фрэнсис МакДорманд одна из основных кандидатов на Оскар (который может стать третьим в ее карьере) в этом году.

Визуально фильм снят в стиле независимого кино, коим он и является. Цветовая гамма блеклая, но сама атмосфера по ходу хронометража меняет тон с холодного на более теплый. Ощущение безысходности и отчаяния сменяется радостной грустью и внутренним уютом. Затяжные кадры природы, окружающего героиню мира и людей отсылают к работам позднего Терренса Малика, только без его характерной «невесомой камеры».

Эпикриз: «Земля кочевников» вряд ли станет прорывом и громким артхаусным хитом – постулаты фильма не новы, его мораль в той или иной мере была воспета ранее. За что можно похвалить режиссера – грамотно выбранная тональность и переход от обозрения социальных проблем к проблемам личностным, которые в итоге и проблемами назвать не получается. Хорошее, но не выдающееся времяпрепровождение для киноманов.

День курка

(18+)

Реж. – Джо Карнахан

В ролях – Фрэнк Грилло, Мэл Гибсон, Наоми Уоттс, Рио Грилло, Кен Жонг, Шон МакКинни, Аннабелль Уоллис, Мишель Йео, Уилл Сассо

Производство – США

Фантастический боевик от Джо Карнахана, известного по режиссуре крепких криминальных триллеров и боевиков: «Козырные тузы», «Команда «А», «Схватка» (2011), «Драйвер на ночь». Оригинальное название фильма можно перевести как «Последний уровень».

Бывший американский спецназовец Рой (Фрэнк Грилло) попадает во временную петлю. Каждый день он просыпается у себя в квартире от нападения на него убийцы с мачете. И на всем протяжении дня, несколько разношерстных наёмников всеми силами пытаются убить Роя. Опытному спецназовцу предстоит не только понять, как он смог оказаться в такой ситуации, но и спасти собственную жену и ребенка.

Мы частенько ругаем отечественных локализаторов, которые адаптируют названия того или иного фильма максимально нелепо и неуместно. Но на этот раз даже хочется их похвалить – «День курка» подходит фильму едва ли не лучше оригинального названия. Оно сразу дает понять, что нас ждет очередная вариация на тему культовой драмы «День сурка» (которые выходят в последнее время с завидным постоянством), только на этот раз с уклоном в сторону боевика. Сразу на ум приходит «Грань будущего», с которой у фильма Карнахана общая сюжетная основа. Но если «Грань будущего» была полноценным блокбастером с хорошим бюджетом и соответствующим размахом, то в этом «День курка» уступает.

Главным и наиболее ощутимым минусом этого фильма является небольшой бюджет в $ 45 млн. Подобные средства выделяются Голливудом на мелодрамы и романтические комедии, в то время как боевики (особенно фантастические) легко перепрыгивают планку в $ 100 млн. Тем более, наличие в актерском составе звезд первой величины – Мэла Гибсона и Наоми Уоттс является ощутимым ударом и по без этого скромной смете. В первую очередь недостаток финансирования заметен по компьютерным спецэффектам – уж очень устаревшими и топорными смотрятся почти все сцены с их использованием. Особенно глаз режут взрывы – дешевизна уровня боевиков категории «Б». При этом на экшн создатели не поскупились, и рядом с халтурной графикой соседствуют неплохие съемки натуральных погонь, перестрелок и драк. То есть, вспомогательная вещь портит впечатление от большинства экшн-сцен. Не знаем, почему создатели не убрали излишние спецэффекты, но фильму это бы точно пошло на пользу. Боевику можно простить многое, но не дефекты экшн-сцен.

Сценарий также хромает – банальная псевдонаучная подоплека, мотивация антагониста, ряд роялей в кустах, крайнее посредственный юмор и диалоги (последнее можно списать на подражание старым играм), провисающая середина, слитый непонятно куда финал – всё это играет ленте не на пользу. Очевидно, что создатели пытались сделать своё кино максимально похожим на видеоигру. И если бы это была экранизация конкретной игры, то ее можно было бы сходу записать в список удачных. Но здесь мы видим лишь заимствования и характерные игровые черты, а не полноценную киноадаптацию.

Сюжетная основа фильма проста – солдат воскресает каждый раз в один и тот же день, где его неминуемо убивают. Чтобы петля закончилась, ему надо «пройти уровень». Причем, количество попыток неограниченно – как в старых добрых восьмибитных компьютерных играх. Здесь это не является заимствованием, а референсом или даже оммажем. Любовь создателей к теме ретро-гейминга послужила толчком к созданию этого фильма. К чести Джо Карнахана, в подобный видеоигровой формат ему удалось впихнуть не только экшн, но и драматическую часть – герой фильма осознает, что был плохим мужем и отцом и решает исправиться. Конечно, это не двигает сюжет и не распутывает временную петлю (как было в оригинальном «Дне сурка»), но придает некую глубину весьма поверхностному боевику. Поверхностному настолько, что он будто бы является экранизацией восьмибитного консольного шутера с охапкой второстепенных боссов, разбивкой по уровням и главным злодеем.

Кстати, о злодее – здесь его сыграл Мэл Гибсон, который ну очень редко играет антагонистов. Нужен ли он был для этой роли? Нет, скорее для громкого имя на плакате. Наоми Уоттс также появляется в общей сложности минут на десять, но является двигателем сюжета и одной из главных целей героя. Сцена диалога героев Гибсона и Уоттс стоит отдельного упоминания. Главная роль здесь принадлежит Фрэнку Грилло, актеру не молодому, но находящемуся в отличной физической форме. Некогда этот актер играл в хороших боевичках и триллерах, но последнее время всё чаще появляется в разного рода малобюджетном трэше. Сюда он вписался отлично, хотя в пристрастие его героя к алкоголю верится с трудом, учитывая физическую форму Грилло.

Эпикриз: если не строить перед просмотром завышенных ожиданий, то «День курка» может стать неплохим развлечением для любителей жанра, в особенности поклонникам консольных ретро-игр. Будь у создателей соизмеримый современными мерками бюджет и желание чуть сильнее проработать сценарий, фильм мог бы составить конкуренцию лучшим представителям жанра последних лет. Но так, это неплохое, разовое зрелище на любителя шутеров, сочетающее в себе немного драмы, немного положительных смыслов, неплохой экшн (кроме спецэффектов) и общую атмосферу видеоигрового трэша.

Скайлайн 3

(16+)

Реж – Лайам О’Доннелл

В ролях – Линдси Морган, Джонатан Ховард, Дэниэл Бернхард, Рона Митра, Наоми Танкел, Чарли Юн, Джереми Фицджералд, Иева Андреевайте, Джеймс Космо

Производство – Великобритания

Фантастический боевик – третья часть франшизы, стартовавшей в далеком 2010 году. Снял фильм малоизвестный продюсер и режиссер Лайам О'Доннелл, ставивший вторую часть «Скайлайна» и провальный научно-фантастический триллер «Порталы времени».

Спустя пятнадцать лет после первого инопланетного вторжения на Землю, странный вирус грозит большой опасностью оставшимся на планете гибридам инопланетян и людей. Капитан Роуз Корли (Линдси Морган), которая также является инопланетным гибридом, наделенным сверхспособностями, несколько лет скрывается от военных после финальной битвы против Армады инопланетян. Когда её всё-таки находят бойцы Сопротивления, они предлагают девушке отправиться на опасную миссию в составе спецотряда. Их целью является поиск и добыча средства, с помощью которого можно остановить опасный вирус. Для этого отряду нужно отправиться в сердце инопланетного мира...

Вышедший в 2010 году «Скайлайн» был дешевым научно-фантастическим триллером с элементами хоррора. Разгромные рейтинги кинокритиков и спорные отзывы зрителей не помешали фильму собрать почти в семь раз больше своего бюджета. Сиквел был запланирован на 2012 год, но из-за работы над новым сюжетом его производство перенесли на 2016. И уже в 2017 году в свет вышел «Скайлайн 2», который от оригинального фильма взял лишь предысторию и сеттинг, сдвинул жанр в сторону боевика с упором на единоборства и уже намеренно оставил открытый финал для продолжения. Сомнительно, что у подобной франшизы могла появиться армия поклонников, но тем не менее, создатели решили сделать триквел.

«Скайлайн 3» развивает сюжет второй части, выводя на первый план стремительно повзрослевшую Роуз и ее брата Трента, ставшего инопланетным биомеханическим солдатом. Обилие не самых оригинальных идей и совмещение двух сюжетных линий (операция спецотряда на планете инопланетян и сопротивление оставшихся на Земле бойцов) сильно перегрузили повествование. По ощущениям, создатели впихнули в полнометражный фильм целый сезон плохого сериала. Плохого, потому что глупого – логические дыры в поведении героев, отсутствие мотивации и притянутость за уши сюжетных ходов режут глаз. А потоки выливаемой на зрителя информации сбивают с толку. О правдоподобии здесь не идет и речи, а приставка «научно» к жанру «фантастический боевик» кажется излишней. К тому же, третья часть не ставит точку в этой истории – финал открыто намекает на продолжение, которое, скорее всего, увидит свет через пару-тройку лет.

Сюжет-сюжетом, но в боевиках должен быть экшн. Им «Скайлайн 3» может похвастаться количественно – перестрелки, погони, драки, полеты на космических кораблях и прочее сменяют сцены диалогов с завидной периодичностью. Если сделать скидку на бюджет – а фильм Лайама О'Доннелла это дешевая, почти что независимая лента, то в целом экшн здесь выглядит сносно. Компьютерная графика даст фору «Дню курка», у которого бюджет не велик, но явно больше здешнего. Также в плюс хочется отметить обилие натуральных костюмов гибридов и пришельцев, вместо уродливых 3D моделей – это отсылает к далеким временам конца 70-х начала 80-х годов, когда научная фантастика пережила своё возрождение и одну из лучших эпох. Конечно, не «Скайлайну» соперничать с классиками жанра, но резиновые рожи пришельцев в наше время смотрятся приятнее, чем набившие бельмо на глазу CJI модели. Сами экшн-сцены смотрятся немного устаревшими, соответствуют проходной фантастике категории «Б».

Каст уже не пестрит именами даже второстепенных актеров – герои Ико Ювайса и Фрэнка Грилло (да, его мы только что видели в «День курка») почили во второй части. Звезда азиатских боевиков Яян Рухьян в бессловесной роли мастеровито разносит врагов в рукопашную. Линдси Морган играет шаблонную роль сильной женщины, но к чести создателей, феминистическую повестку здесь не стали приплетать. Героиня Морган тяготеет к героиням фантастических фильмов 80-х годов, в которых женщины проявляли свои сильные качества не вопреки похабным и грязным мужчинам, а ради спасения себя и окружающих (Эллен Рипли и Сара Коннор соврать не дадут). Конечно, персонаж Морган получился шаблонным, но девушка сыграла с высоким уровнем самоотдачи.

Эпикриз: «Скайлайн 3» можно долго и много ругать за те или иные недостатки, коих у фильма навалом. Но в одном отказать ленте нельзя – при всей своей наивности, банальности, топорности и дешевизне, видно, что создавали ее люди с высоким энтузиазмом и любовью к своему детищу. Продюсеры явно хотят создать свою научно-фантастическую франшизу, и пока это у них получается, пускай и крайне скверно. Рекомендовать можно лишь преданным и верным фанатам саги. А еще там есть наша российская буханка, мирно стоящая в окрестностях разрушенного Лондона.

В заключении сжато о кассовых сборах. Наибольшую кассу за прошедшую неделю в нашей стране собрал анимационный фильм студии «Disney» «Райя и последний дракон». На втором месте с небольшим отрывом расположилась отечественная комедия с Сергеем Буруновым «Пара из будущего». Третье место заняла семейная приключенческая комедия «Том и Джерри».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.03.2021 17:00
Комментарии 0
Наверх