Версия // Культура // «Легенда о волках» – еще одна весомая предпосылка Ренессанса классической анимации?

«Легенда о волках» – еще одна весомая предпосылка Ренессанса классической анимации?

10441

С людьми жить – по-волчьи выть

М/ф «Легенда о волках» (2020), реж. Томм Мур
В разделе

2D анимация последние лет 20 находится в состоянии анабиоза. По крайней мере, так может показаться рядовому зрителю, который с начала нового века успел уже пресытиться крупными и не очень проектами компьютерной 3D анимации. Но стоит ли преждевременно отправлять 2D на покой? Ответ на этот вопрос мы постараемся изложить в обзоре цифровой премьеры этой недели – исландскому семейному фэнтези-мультфильму «Легенда о волках» (родное название – «Wolfwalkers»).

Начнем с козырей – по нашему мнению, «Легенда о волках» – одна из лучших анимационных лент этого года, а в художественном плане – безоговорочно лучшая. Сейчас расскажем, почему.

Томм Мур задумал свою мультипликационную трилогию, основанную на ирландских народных поверьях, еще в середине нулевых. Работая на небольшую, развивающуюся ирландскую студию Cartoon Saloon, Томм Мур запускает свой проект в разработку, и в 2008 году выходит мультфильм «Тайна Келлс». Его с восхищением принимают критики, но зрители относятся с легкой прохладой – странный стиль рисовки и крайне самобытное художественное оформление отпугивают широкую публику, привыкшую смотреть глянцевые многомиллионные анимационные блокбастеры. Спустя четыре года Мур выпускает вторую часть трилогии под названием «Песнь моря». Картины не связаны друг с другом сюжетно, но визуально похожи как двоюродные братья. Почему двоюродные? Потому что, имея в основе своей строго определенную художественную концепцию, стилистика и цветовое наполнение рисовки изменились, чтобы лучше подчеркивать сюжет новой истории. Описывать эти два замечательных мультфильма можно долго, но наша цель – заключительная часть трилогии (в плане визуализации, все три части – восхитительны своей самобытностью, уютной сказочной атмосферой и ощущением полной творческой свободы).

«Легенда о волках» вышла, минуя кинотеатры, прямиком на Apple TV+, поэтому в сети уже полностью доступна. Действие мультфильма происходит в середине XVII века, на территории Ирландии, захваченной англичанами. В отдаленном городке местный лорд-протектор (недвусмысленный намек на Оливера Кромвеля, насолившего в свое время ирландцам) объявляет священную войну всем волкам, обитающем в окрестном лесу. Девочка Робин прибыла в этот город вместе с отцом – профессиональным охотником на волков. С юных лет Робин старалась перенять ремесло папы, старательно упражняясь с арбалетом. Однажды, тайком проследовав за отцом в лес она знакомится со странной девочкой по имени Мэйв, которой суждено навсегда изменить отношение Робин к волкам.

Нехитрый сюжет основан на ирландских поверьях языческих и раннехристианских времен, которые рассказывали об опасных, но благородных хищниках, обитающих в непроходимых лесах. Тем не менее, пути волков и людей часто пересекались, что неминуемо приводило к трагическим последствиям. Именно так и происходит в «Легенде о волках». Люди вторгаются на территорию, где испокон веков обитала волчья стая, во главе которой стояли оборотни. Главная героиня случайно натыкается на них и со временем начинает понимать, почему оборотни предпочли свободную жизнь в лесу душному и вонючему городу. Сюжет прост и банален в своей завязке – на ум приходит полдюжины схожих мультфильмов разных времен и стран. Но то, как эта история рассказана, как четко она следует своей идее, а тем более, то, как она выглядит на экране – всё это не может не вызвать восхищения. И дело тут не столько в сценарии, сколько в исполнении, но об этом чуть ниже.

Герои фильма – не картонные функции, а живые люди, пусть и с налетом некой гротескности. На всем протяжении ленты Робин эволюционирует, за чем интересно наблюдать зрителю. Подобный прием не нов, но его качественная подача – залог интересного сценария. Образы всех основных персонажей (Робин, папа-охотник, Мэйв и ее мама, а также антагонист лорд-протектор) цельные, законченные и прекрасно дополняющие друг друга. Само собой, в центре внимания оказывается Робин, чуть меньше на экране видим Мэйв, а родители и лорд отходят на второй план. Но это не умоляет их роли во всей истории. Все положительные персонажи объединены способностью и, отчасти, тягой к изменениям. Чему упорно противостоит главный злодей, до самого конца оставаясь верным собственным нерушимым догмам... Здесь можно провести уйму аналогий, вспомнить англо-ирландское противостояние, а если копнуть глубже, то и гонения христиан на язычников... Но мы здесь не для разбора исторических подтекстов мультфильма или его якобы скрытых политических посылок. В первую очередь «Легенда о волках» – это семейный мультфильм, мораль которого будет понятна и взрослым, и детям. А хороший сценарий доходчиво передает ее не словами, но образами. Первый акт – наиболее длинный – расставляет все фигуры на доске, показывает место действия, раскрывает характеры героев. Второй – пора изменений, их принятия и борьбы главной героини с самой собой и окружающим старым миром, в котором она стала чужой. Третий – противостояние, кульминация, которая так и просит зрителя пустить его скупую слезу. И это не попрошаечное слезовыжимательство, а настолько выразительное, трогательное и захватывающее повествование, что не проникнуться им удивительно сложно. К тому же, в отличие от двух первых частей трилогии, «Легенда о волках» обладает поразительной динамикой развития сюжета. Действие не останавливается ни на секунду, две основные локации – город и лес, сменяют друг друга с поразительной скоростью, оторваться от происходящего на экране попросту трудно. Если «Песнь моря» и «Тайну Келлс» можно было упрекнуть в нерасторопности, то здесь ритм повествования не уступает ни диснеевским водевилям, ни фантастическому аниме.

Что касается графики, то здесь всё понятно даже не из трейлера, а из постера. Картинка фильма необычайно оригинальная, красивая, нарочито небрежная, и тем очаровательно детская, сказочная. В дотошно прорисованных задниках каждого кадра скрыта любовь создателей к своему детищу, стремление создать что-то прекрасное и необычайно выразительное. «Легенда о волках» разительно отличается от крупнобюджетных представителей современного Голливуда, и чуть меньше, но также ощутимо, от восточного аниме. Работа Томма Мура, которую он срежиссировал совместно с художником Россом Стюартом, показывает, какой красивой, как внешне, так и внутренне, может быть классическая мультипликация, которую крупные киностудии слишком рано отправили на покой.

За последние два десятка лет обычная двухмерная анимация успела резко уйти в подполье. 3D проекты, появившиеся в середине 90-х («История игрушек» – первая), с началом нулевых окончательно отвоевали мировой рынок семейной анимации. Обилие громких 2D премьер свелось к нулю, художники-аниматоры спешно переквалифицировались на работу с компьютерной анимацией, а зрители с упоением продолжали наслаждаться шедеврами таких студий как «Pixar», «Disney», «Dreamworks», «Blue sky», «Illumination» и других. И в этом нет ничего плохого – на несколько посредственных работ выходила одна шедевральная (в случае с «Pixar» статистика обратная – на несколько шедевров, один промах). В то время как классическая, окончательно утратив пальму первенства, ушла в артхаус, где изредка выстреливала любопытными взрослыми мультфильмами на международных фестивалях. (Азиатскую анимацию мы здесь не рассматриваем – аниме было и остается отдельным видом искусства, который развивается по несколько иным законам и в относительно иной среде. Макото Синкай со его феноменальными кассовыми сборами не даст соврать).

Казалось бы, 3D анимация оперирует огромными бюджетами (затраты современного мультфильма от ведущей студии сопоставимы с крупным блокбастером – $120-$150 млн., и это не предел), собирает миллиардные кассовые сборы (с первого по двенадцатое место в списке самых кассовых мультфильмов занимают представители 3D анимации, заработав в среднем по $1 090 млрд. на каждого), имеет в своем распоряжении высочайшие по уровню технологии (фотореализм не роскошь, а средство художественного выражения), а 2D анимация (как и кукольная/пластилиновая, но это другая тема) должна окончательно кануть в прошлое. Но нет. Зачастую движимые лишь безграничным энтузиазмом творческих порывом своих создателей, свет видят ярчайшие примеры классической анимации, рассчитанные не на узкие круги любителей артхауса, а на вполне себе широкую аудиторию взрослых и детей. В прошлом году свет увидел еще один замечательный мультфильм – «Клаус» (премьеру которого мы прозевали сами и, к большому сожалению, не выпустили вовремя подробный обзор). Команда профессиональных аниматоров, собранная энтузиастами Серхио Паблосом и Карлосом Мартинесом Лопесом, смогла создать потрясающий рождественско-новогодний семейный мультфильм в 2D. Но окончательную победу принес стриминговый гигант Netflix, купивший мультфильм для собственной трансляции, тем самым, застраховав создателей от возможности кассового провала при обычном кинотеатральном релизе. То же самое произошло и с «Легендой о волках» – мультфильм появился благодаря Apple TV+. Значит ли это, что стриминговые гиганты помогают мелким независимым студиям дать ответный удар голливудским гигантам компьютерной анимации? Вряд ли. Поддерживают ли возрождение классической анимации, уберегая ее от забвения и помогая создавать новые истории, искать оригинальный образы, давать волю рискованным идеям и пускать творчество уже или еще непризнанных мастеров на волю? Очевидно, да. Но беспокоится за 3D-мультфильмы нет смысла – они прочно заняли свою нишу, и временные финансовые трудности (замечательный «Вперед» от Pixar с треском провалился в прокате на заре пандемии) не смогут заставить вернуться студии к поиску более дешевых, но не менее выразительных способов создания своих творений. Эти слова можно смело отнести не только к рисованной мультипликации, но и созданной с помощью технологии стоп-моушн, так называемой кукольной анимации (подробно про нее мы напишем позже – как только что-то из этого жанра выйдет в прокат).

В завершение хочется порекомендовать читателям, которые скептически настроены по отношению к независимой современной 2D анимации – не бойтесь воспринимать новые формы, какими бы чуждыми они вам не казались. Главное помнить, что всё новое – это хорошо забытое старое.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.12.2020 17:00
Комментарии 0
Наверх