Версия // Культура // Биографическая драма «Манк» культового режиссера Дэвида Финчера вышла на Netflix

Биографическая драма «Манк» культового режиссера Дэвида Финчера вышла на Netflix

6563

Гражданин Манкевич

к/ф «Манк» (2020), реж. Дэвид Финчер
В разделе

Вместо разбора малозаметных кинопремьер этой недели мы решили сделать обзор на крайне заманчивую биографическую драму «Манк» от режиссера «Бойцовского клуба», «Семь» и «Исчезнувшей» Дэвида Финчера. В обзоре мы постараемся ответить на вопрос, почему «Манк» – один из фаворитов грядущей церемонии вручения наград Американской киноакадемии. Фильм вышел на стриминговом сервисе Netflix и уже есть в свободном доступе в сети.

Названием фильма служит прозвище талантливого голливудского сценариста и продюсера Германа Джейкоба Манкевича, потомка еврейских иммигрантов из Германии. Наиболее значимой заслугой Манкевича стало написание сценария в соавторстве с тогда еще совсем юным, но крайне амбициозным гением от мира кино Орсоном Уэлссом. Этому, в основном, и посвящена завязка картины Финчера.

Манк был заметной и относительно влиятельной фигурой в Голливуде 30-40-х годов, благодаря своему остроумию, эрудиции и умению вести красноречивые дискуссии, отстаивая собственную позицию. Также не осталась незамеченным его губительная страсть к спиртному и вечеринкам. Его младший брат – Джозеф Лео Манкевич обрел большую известность на том же поприще, став обладателем четырех статуэток Оскар, как сценарист и режиссер («Письма трём женам», «Всё о Еве»). В общем, это пара слов о биографии главного героя.

Прежде чем смотреть это кино крайне рекомендуем посмотреть того самого «Гражданина Кейна», фильм, который по версии American Film Institute является первым в списке лучших фильмов всех времен (мы также в своё время не обошли стороной классический киношедевр, о нем несколько слов здесь). С этим заявлением можно согласиться или долго спорить, но, чтобы понять основу сюжета «Манка», «Гражданин Кейн» жизненно необходим к просмотру!

Фильм стартует в 1940-м году с того, что Германа Манкевича с переломом бедренной кости после автоаварии доставляют на уединенное ранчо посреди пустыни Мохаве. Там под присмотром опытной медсестры и в компании юной стенографистки Манк должен написать сценарий для фильма молодого режиссера Орсона Уэлсса. На это у него есть три месяца, которые продюсер Джон Хаусмен ловко сократил до двух. Перебарывая боль и алкогольную зависимость, жаркими летними ночами Манк создавал сценарий фильма, который потомки нарекут одним из выдающихся шедевров мирового кино.

Мало кто из современных киноманов и рядовых зрителей не знаком с творчеством Дэвида Финчера. Проверенный мастер драматичного триллера, обласканный критиками и любимый зрителями, Финчер имеет лишь одну значимую кинонаграду – «Золотой глобус» за режиссуру байопика «Социальная сеть». Оскаровское жюри с утомительным постоянством игнорировало его заслуги. Но на этот раз Финчер отошел от привычного ему стиля и создал нечто со стороны простое и бессодержательное, но на деле столь объемное и многослойное, что мы пророчим несколько золотых статуэток в копилку «Манка». Но сперва о поверхностном.

Визуально «Манк» выдержан в строгой стилистике фильмов 30-40- годов – черно-белый, с обилием крупных планов, местами экспрессивная актерская игра, устаревшие наезды камеры идут бок о бок с ее статичным положением. О современности напоминает лишь беглый монтаж, дабы зритель не заскучал. Кадры сменяют друг друга с поразительной быстротой, что для фильмов того времени было нехарактерно.

Визуальная оболочка «Манка» всеми силами заставляет зрителя думать, что фильм будто бы сам рожден в то время, а последние 80 лет просто пылился на задних полках какой-то разорившийся студии и каким-то чудом попал на суд зрителей. Отдельно хочется выделить саундтрек, в котором нет ни капли современного, но скрыто целое море отсылок к мотивам нуарных криминальных и драматических фильмов того времени. Финчер не старается что-то переиначить, взглянуть по-другому на постмодернистский манер. Совсем нет. Дэвид Финчер решил снять своего собственного «Гражданина Кейна» и ему это удалось.

Время развития сюжета фильма – эпоха бурного развития Фабрики грёз, эволюции немого кино в звуковое и интуитивное предчувствие революции в цветопередаче. Именно этот период носит гордое название Золотая эра Голливуда. То время являлось расцветом студий, которым принадлежали не только павильоны, оборудование и персонал для непосредственных съемок фильмов, но и сети кинотеатров по всей Америке. Студийные боссы обладали огромным влиянием, а их прибыль была поистине баснословной, особенно на фоне последствий Великой депрессии и ухудшения жизни обычных рабочих.

Орсон Уэллс в то время своим «Гражданином Кейном» произвел своего рода революцию. Вымышленный Чарльз Кейн был собирательным образом крупных «олигархов» того времени. Наиболее очевидным является сходство Кейна с Уильямом Хёрстом – влиятельным медиамагнатом. Именно Хёрста Финчер делает главным антагонистом картины – хладнокровный, надменный, с королевскими замашками и неприлично богатый. Он был близко знаком с Манкевичем, в котором ему нравилась искренность, цинизм и откровенность. Именно это легло в основу «Манка» – показать предпосылки реальных персонажей, окружавших Германа Манкевича, которых он кропотливо бессонными ночами переносил на страницы двух первых версий сценария «Гражданина Кейна». Сценарий «Манка» написал отец Дэвида Финчера – Джек Финчер.

Это первый и единственный сценарий уже далеко не молодого Финчера-старшего, но эта часть фильма заслуживает большего внимания. Сценарий мастерски сплетает воедино события биографии Германа Манкевича, Голливудскую кухню 30-х годов, политическую предвыборную гонку, создание «Гражданина Кейна», который по своей сути является отражением всего вышесказанного только с упором на издательскую деятельность, а не кинематографию. Но и здесь Джек Финчер не останавливается и дает пунктиром третью параллель – с нашим временем. Как в свое время «Гражданин Кейн» стал гротескным отражением духа своего времени, так «Манк» намекает, что сейчас ничего конкретно не изменилось. Политический посыл является наиболее проработанным в фильме, причем, как сценарист, так и режиссер четко обозначили политическую ориентацию главного героя, но воздержались от собственных политических манифестов. Конечно, уклон и аллегории на современность намекают недвусмысленно, но подается это мастерски, без приторного пережимания в ту или иную сторону. Мы постарались говорить максимально расплывчато, чтобы вы относились к фильму наименее предвзято – вдруг, вам покажется посыл «Манка» кардинально иным.

Именно отражение настоящего является главным аргументом в пользу того, что «Манк» станет фаворитом на предстоящей оскаровской гонке. Фильм о том, какой шорох наделал Манкевич своим сценарием 80 лет назад замечательно вписывается в нынешние реалии. Выйди он чуть раньше американских выборов, был бы еще более актуальным.

Режиссура фильма не отстает от сценария – Финчер-младший крайне грамотно скомпоновал своё детище, одновременно сев на все стулья – «Манк» получился максимально винтажным, с привкусом нуара, ретро-приемами (будто это снял сам Орсон Уэллс спустя лет пять после «Гражданина Кейна»). Но в то же время режиссер избавил фильм от провисаний, затянутости, монотонности, неумолимой статичности, чем часто грешили фильмы того времени, и что так мучительно сильно заставляет засыпать неподготовленного зрителя. Не обошел стороной Финчер и свой любимый саспенс – нервное напряжение начинает ощущаться к середине, а ближе к кульминации достигает своего апогея. Да, головокружительных сценарных поворотов здесь не будет (для знающего подоплеку человека), но претензии на реалистичность происходящего подогревают интерес к просмотру. Поэтому, как минимум номинация на режиссерский Оскар здесь будет (мы верим, что номинация перерастет в награду).

к/ф «Манк» (2020), реж. Дэвид Финчер
к/ф «Манк» (2020), реж. Дэвид Финчер

Гэри Олдман. После триумфа на церемонии награждения киноакадемии прошлой весной Олдман не расслабился. Герман Манкевич в его исполнении не так сильно похож внешне на своего прототипа (как тот же Черчиль в «Тёмных временах»), но личность скандального сценариста, его цинизм, любовь к выпивке, острый ум, образованность, а главное, врожденное чувство справедливости и добрую по натуре душу – всё это актер передал с блеском. Номинация обязательна, возможна победа. Остальной актерский состав представлен многими известными именами (Аманда Сайфред, Лили Коллинз, Чарльз Дэнс), которые могли бы побороться в номинациях, но только игра Олдмана здесь вызывает восхищение.

Пока что наше распределение Оскаров в пользу «Манка» можно назвать условным – из-за специфики 2020 года у фильма вряд ли будут достойные конкуренты, а пока что, ничего более впечатляющего, мастерски склеенного, отточенного и многослойного (Нолан и его «Довод» возьмут своё в технических номинациях) мы не встретили.

Подводя итоги, можно сказать, что «Манк» пока что легко претендует на звание лучшего фильма этого далеко не самого лучшего года. Увы, для широкой публики он покажется совершенно скучным, непонятным и малозанятным. «Манка» и правда сложно смотреть и понимать всё происходящее на экране, а воспетая визуальная эстетика 40-х годов еще больше сбивает с толку неподготовленного зрителя. Но для каждого киномана Финчер приготовил поистине изысканное блюдо! «Манк» – это не паразитирование на шедевре классики мирового кино, как некоторым может показаться. Это уверенная заявка на то, чтобы самому стать классикой.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.12.2020 17:00
Комментарии 0
Наверх