Версия // Культура // «Минари», «Супернова» и «Уроки фарси» – разбор новинок кинопроката этой недели

«Минари», «Супернова» и «Уроки фарси» – разбор новинок кинопроката этой недели

7223

Освоение целины по-корейски


к/ф «Минари» (2020), реж. Ли Айзек Чун
В разделе

В этом выпуске обзоров кинопремьер мы детально рассмотрим: американо-корейскую драму «Минари», британскую гей-драму, успевшую наделать немного шума в нашей стране, «Супернова» и военную драму «Уроки фарси» российско-белорусско-германского производства.

Минари

(12+)

Реж – Ли Айзек Чун

В ролях – Стивен Ян, Хан Е-ри, Юн Ё-джон, Алан С. Ким, Ноэль Чо, Дэррил Кокс, Эстер Мун, Бен Холл, Эрик Старки

Производство – США

Драма американского производства с корейским колоритом, поставленная малоизвестным режиссером Ли Айзек Чуном («День освобождения», «Жизнь удалась»). «Минари» имеет шесть номинаций на грядущую премию «Оскар 2021».

Семья корейских переселенцев из Калифорнии переезжает в Арканзас. Там отец семейства Джейкоб Ли (Стивен Ян) мечтает заняться сельским хозяйством, выращивает корейские овощи на продажу. Ему вместе с женой Моникой Ли (Хан Е-ри) и двумя детьми приходится жить в трейлере. Чтобы обеспечить семью деньгами, Джейкоб и Моника вынуждены трудиться на местной птицефабрике, всё свободное время занимаясь возделыванием будущей плантации. Для присмотра за детьми и помощи по дому из Кореи к ним приезжает бабушка Сун-джа (Юн Ё-джон). Но, даже сплотившись вместе, создать американскую мечту совсем не так просто.

Минари – корейское название растения омежник лежачий, используемого корейцами в пищу. Именно эта трава произрастает поблизости от нового места жительства семьи Ли, что даёт понять выбор такого названия – даже глухая американская глубинка может стать для переселенцев из далекой Кореи домом. И на этом стоится базовая часть фильма. Мистер Ли мечтает в сердце Америки воссоздать свой небольшой Корейский «островок».

До просмотра может сложиться впечатление, что фильм готовит нам серию твистов (подчас меняющих жанр, как гениальные «Паразиты»). Но на деле это совершенно не так. Тихая, буквально невесомая драма, которую можно охарактеризовать и как социальную (рассказывает о проблемах интеграции корейцев в американское общество и приобщения к американской культуре), и как производственную (американские фермеры сталкиваются с такими же проблемами). Но на деле это семейная драма, показывающая, как меняются внутрисемейные отношения под воздействием внешних трудностей. Как одержимость одного из членов семьи может поставить под удар саму семью. И что в таком случае может послужить «лекарством» для треснувшего брака. Темы, поднимаемые Ли Чуном в своем фильме, не раз становились предметом авторского и жанрового кино. Оригинальность этой истории придает поправка на корейский колорит, что, по большому счету, можно считать режиссерской отсылкой к собственной жизни (молодость Ли Чуна также прошла в Арканзасе). Смог бы фильм обойтись без этого? Легко, но в таком случае подобный сюжет утонул бы в массе похожих ему семейных драм.

«Минари» – фильм тихий, наполненный солнечным светом, с неуловимой тонкой собственной атмосферой. Это подчеркивается неспешностью повествования и приятным, матовым визуальным рядом. Картинку фильма можно назвать красивой, хоть она и лишена броских спецэффектов или нарочитой стерильности. Напротив, внешний вид фильма подкупает своей естественностью и близостью рядовому зрителю, наподобие артхаусных лент. Атрибуты показываемой эпохи (а дело происходит в середине 70-х) дополняют ретроспективный образ места и времени действия фильма.

Сюжет, как мы уже отметили, не преподнесет крутых поворотов, двойного дна или чего-то, выходящего за границы жанра. Приятным дополнением этой, в целом драматичной, истории является персонаж Юн Ё-джон – корейская бабушка. Ее персонаж – наиболее комичный, но в то же время наиболее трагичный. Это делает забавную корейскую бабушку едва ли не самым запоминающимся и глубоким персонажем фильма. Только она проделывает путь от веселой комичности до реалистичной трагедии, что в большей степени передается зрителю в кульминации фильма. Нельзя сказать, что на ее фоне остальные персонажи теряются, но Юн Ё-джон точно не зря получила свою номинацию на Оскар, и мы будем рады, если именно ей достанется заветная золотая статуэтка (хотя, конкуренция в этой номинации будет не слабая).

Стивен Ян и Хан Е-ри хорошо показали пару влюбленных людей, которые готовы много без устали работать на благо своей семьи. В их персонажах контрастирует женская консервативность, которая в еще большей степени присуща представителям народов, глубоко чтущих традиции предков, и мужской авантюризм, поиск лучшей доли и полная отдача собственной мечте. С одной стороны – боязнь потерять то, что они имеют, с другой – желание приумножить свое благосостояние, укорениться в этой новой земле, обеспечить своих детей ценой собственного труда. Именно такие проблемы поднимает «Минари».

Эпикриз: картина Ли Айзек Чуна получилась отнюдь неплохой, спокойной драмой, максимально приближенной к реальности. Вряд ли это кино вызовет у вас бурю эмоций – режиссер старательно избегал нарочного давления на слёзы зрителей, обходил перегибы, не впадал в негативный социальный реализм. Всё это делает фильм правдоподобной историей о рядовой семье переселенцев. Сомневаемся, что это кино соберет много Оскаров, но за статуэтки в актерских номинациях оно побороться сможет.

Супернова

(18+)

Реж – Гарри Макквин

В ролях – Колин Фёрт, Стэнли Туччи, Пиппа Хэйвуд, Питер Маккуин, Нина Марлин, Иэн Дрисдейл, Сара Вудворд, Джеймс Дрейфус, Лори Кэмпбелл

Производство – Великобритания

Британская драма от начинающего режиссера Гарри Макквина, отметившегося в кинематографе лишь одним фильмом – артхаусной камерной драмой «Прибрежная зона». В прокат фильм вышел еще месяц назад, но сейчас его полная версия отправляется в прокат повторно.

Фильм расскажет историю гей-пары из Англии. Талантливый писатель-интеллектуал Таскер (Стэнли Туччи) и его возлюбленный профессиональный пианист по имени Сэм (Колин Ферт) отправляются в путешествие по местам своего совместного прошлого. В стареньком доме на колесах они катаются по живописной английской провинции. У Таскера прогрессирующая деменция, что вскоре должно привести к бесповоротному нарушению работы мозга. Он задумал покончить с собой, но не знает, как сказать об этом Сэму...

«Супернова» успела наделать шума у нас в стране еще до ее выхода на большие экраны. Не трудно догадаться, с чем это связано – из первоначальной версии фильма была вырезана постельная сцена двух главных героев. Из-за этого режиссер фильма Гарри Макквин высказался с резкой критикой и осуждением цензуры в кино вообще и вырезанной сцены из его фильма, в частности. Скажем сразу – смысл фильма сцена не меняет, художественной ценности или глубокой смысловой нагрузки не несет. Ее наличие в оригинальной версии фильма служит как средство усиления, акцентом на отношениях главных героев. Они не просто пара приятелей, которым слегка за пятьдесят. Это полноценная пара влюбленных людей с многолетней историей взаимоотношений. Вопреки ожиданиям, режиссер не стал делать акцент на их ориентации и даже максимально отстранился от популярной на западе повестки о борьбе ЛГБТ*К+ сообщества за свои права. Такое кино сейчас смотрится даже непривычно – никто не ущемляет главных героев, они не становятся объектами осуждения и непринятия, не испытывают проблем с законами (например, при оформлении завещания), не страдают из-за непонимания и отчуждения родными и близкими. Этого в картине Макквина нет и в помине.

«Супернова» могла бы легко стать фильмом о традиционной паре – от этого финальный посыл фильма не изменился бы ни на йоту. Ведь в центре истории здесь любовь двух не молодых людей, которые столкнулись с непреодолимым препятствием. Оно должно стать финальной проверкой на прочность их чувств. И вновь можно сказать, что подобная завязка далеко не оригинальна. Очевидно, что именно перенос такой истории на зрелую гей-пару и выделяет фильм из массы ему подобных (дежавю «Минари»). Понять трагедию главных героев легко, независимо от отношения зрителя к сексуальным меньшинствам. Естественно, ни о какой пропаганде здесь нет и речи – фильм не старается углубиться в проблемы гей-пар или их отношений с обществом. Но раскрыть локальную историю любви на пороге неминуемой утраты ленте удается отлично.

Фильм целиком и полностью тянут на себе два великолепных актера – Колин Ферт и Стэнли Туччи. Ферт играет более сдержанного, серьезного, мужественного и, простите, традиционного мужчину. Сэм в его исполнении – невольная жертва обстоятельств с открытым и до конца любящим, преданным сердцем. Он всеми силами старается не дать эмоциям взять над собой верх, но это не всегда удается. Стэли Туччи на его фоне выглядит намного более эмоциональным, раскрепощенным и непосредственным. Оба – представители творческой интеллигенции Англии, с огромным жизненным опытом, заслужившие признание и уважение. Тем не менее их отношения такие же, как и любых возлюбленных, с присущими многим проблемами, переживаниями, страхами и радостями. Боязнь стать обузой для любимого человека превышает чувство страха перед смертью, и только по-настоящему любящий человек сможет это понять и принять как неотвратимую необходимость. Дуэт Фёрт-Туччи – именно то, что уберегло фильм от художественного провала. Будь актеры не столь убедительны в своих ролях, если бы не реалистичность их эмоций, то рядового зрителя такое кино наверняка оставило бы равнодушным.

Эпикриз: если вас не отпугивает тематика нетрадиционных отношений, и вы любите психологические драмы, то можете не бояться и смело идти на это кино (или посмотреть его в интернете).

Уроки фарси

(16+)

Реж. – Вадим Перельман

В ролях – Ларс Айдингер, Науэль Перес Бискаярт, Леони Бенеш, Софья Гершевич, Александр Байер, Нико Эрентайт, Йонас Най, Джузеппе Скиллачи, Давид Шюттер

Производство – Россия, Германия, Беларусь

Российско-белорусско-германская военная драма, режиссером которой стал украинец Вадим Перельман, сделавший себе карьеру как на территории СНГ, так и в Голливуде («Дом из песка и тумана», «Мгновения жизни», «Купи меня»). «Уроки фарси» основан на реальной истории.

Действие фильма начинается в 1942 году. Чтобы избежать неминуемого расстрела, бельгийский еврей Жиль (Науэль Перес Бискаярт) выдает себя за перса. Солдаты СС конвоируют его в концлагерь Бухенвальд, где местный начальник кухни – офицер СС по имени Клаус Кох (Ларс Айдингер) мечтает выучить фарси. После войны Кох планирует перебраться в Тегеран к своему брату и открыть там небольшой немецкий ресторан. Жилю чудом удается убедить Коха в своей принадлежности к персам. Теперь ему надо после ежедневной работы по кухне обучать офицера новым персидским словам. Только беда в том, что Жиль совершенно не владеет фарси...

Год за годом в мировом прокате всплывают военные фильмы и фильмы о холокосте. В нашей стране их количество регулярно растет, выплёскиваясь волной к празднику 9 Мая. Обидно, что качество фильмов оставляет желать лучшего. Последний заметный российский фильм о холокосте – «Собибор» – получился картиной спорной и невнятной. «Уроки фарси» нельзя назвать чисто российским кино – это продукт сотрудничества кинематографистов нескольких стран. Из-за этого ли, или в силу опыта режиссера Вадима Перельмана, либо чего-то еще, но «Уроки фарси» получился гораздо лучше большей части наших фильмов о войне последних лет.

Фильм Перельмана – это, по сути своей, локальная история, в которой сходятся два ярких персонажа. Главный герой – бельгийский еврей Жиль предстает законченной и понятной зрителю личностью с первых минут фильма. Его герой не развивается, не меняется, и не открывает собственных скрытых сторон в жесточайших условиях концентрационного лагеря (за исключением незаурядной смекалки, хитрости и памяти, которую он проявил при обучении Коха выдуманному им языку). Казалось бы, для драмы нужен многослойный образ главного героя, который бы менялся по ходу повествования. Но здесь персонаж Науэля Бискаярта служит катализатором, который служит раскрытию персонажа Ларса Айдингера. Именно его офицер СС становится центральной фигурой фильма. Судьба этого персонажа начинает волновать едва ли не больше, чем судьба Жиля. Но если в случае с последним сюжет предполагает всего два варианта исхода – погибнет в жерновах концлагеря или чудом спасется, то в случае Коха разнообразие предполагаемых концовок вырастает в разы. Ведь он вершит не только свою собственную судьбу, но и судьбу главного героя. Ларсу Айдингеру (знакомому российскому зрителю по роли Николая II в «Матильде», а киноманам по «Работе без авторства») мастерски удалось изобразить неоднозначного, многогранного персонажа. Это не дьявол в людском обличии, и не жертва обстоятельств, которая попала в СС вопреки своей воле. Кох получился живым человеком, со своими слабостями и сильными чертами характера, за ним интересно наблюдать, его поступки понятны и логичны. Айтингер здесь в очередной раз показывает свои незаурядные способности драматического актера.

Кино «Уроки фарси», помимо того, что является военной драмой, с первых минут фильма создает напряженную атмосферу хорошего триллера. Ведь, каждое неверное действие Жиля может привести к трагическим последствиям. Это служит мотивом к разнообразным ухищрениям, на которые приходится ему идти ради выживания. Ужасам концлагерей здесь уделено не так много времени, история концентрируется вокруг двух персонажей, плюс несколько небольших побочных линий, дабы зрителю не стало скучно. И это неплохо работает – фильм идет более двух часов, но смотреть его не надоедает, напряжения он не теряет до самого финала, а развязка смотрится совсем незаурядной.

Эпикриз: «Уроки фарси» – отличная военная драма, которая не теряет зрительского интереса и атмосферы нервного напряжения на всем своем продолжении. Немного обидно, что фильм не получил свою номинацию на Оскар, хотя был отправлен туда от Белоруссии.

Коротко о самом главном. Первое место продолжает удерживать голливудский блокбастер «Годзилла против Конга», кассовый успех которого подкреплен параллельным релизом на стриминговом сервисе, что подталкивает руководство студии впредь выпускать вообще все фильмы по этой модели. Лишь со второй строчки стартует российский супергеройский блокбастер «Майор Гром: Чумной Доктор». Третье место продолжает оставаться за анимационным фильмом студии «Disney» «Райя и последний дракон», мировые сборы которого говорят о полнейшем кассовом провале картины.

Хороших выходных и приятного просмотра!

*
ЛГБТ-движение признано Верховным судом РФ экстремистским
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.04.2021 17:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх