Версия // Культура // В прокат выходит один из главных блокбастеров этого года – фантастический боевик от Кристофера Нолана «Довод»

В прокат выходит один из главных блокбастеров этого года – фантастический боевик от Кристофера Нолана «Довод»

3945

Мозговая инверсия Нолана

11
В разделе

О культовости и режиссерском гении Кристофера Нолана мы писали в отдельной статье, где обозревали ретроспективу его творчества. «Довод» должен был стать следующей ступенью мастера на его профессиональном пути. Этот фильм ждали миллионы киноманов по всему миру, и мы в том числе. Наконец-таки, премьера «Довода состоялась» и мы можем поделиться с Вами нашим мнением.

Довод

(16+)

Реж – Кристофер Нолан

В ролях – Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Паттинсон, Элизабет Дебики, Аарон Тейлор-Джонсон, Кеннет Брана, Клеманс Поэзи, Фиона Дуриф, Майкл Кейн, Химеш Патель, Эндрю Ховард

Производство – Великобритания, США

Сперва коротко, о чем этот фильм. Секретный спецагент – убийца (Джон Дэвид Вашингтон), работающий на ЦРУ, чудом спасается при операции по устранению террористов, захвативших заложников в киевской опере. Его отправляют на новое, куда более сложное задание – разузнать подробную информацию про русского олигарха – Андрея Сатора (Кеннет Брана), который имеет в своем распоряжении крайне опасную для всего мира технологию, в основе которой лежит инверсия времени.

Первое, что надо знать тем, кто собрался в кино на этот фильм – «Довод» поймут далеко не все. По сценарной сложности и многослойности это кино не уступает лучшим творениям мастера – «Начало» и «Помни». Причем с последним у фильма много общего – и тут и там режиссер играет со временем, его демонстрацией зрителю и поворотами вспять.

Кино о манипуляциях со временем всегда оставляют после себя массу вопросов, на которые либо быстро находятся глупые ответы, либо приходится долго ломать голову, чтобы свести воедино все временные линии и связи. С одной стороны, если смотреть на сюжет «Довода» издалека, то в своей основе это довольно простое кино – о спасении мира спецагентом – подобное можно видеть в большинстве шпионских фильмов. Но если приблизиться и всмотреться в сцены, то голова может распухнуть от того, как Нолан смог в одном кадре изобразить два разнонаправленных временных потока. Целый ряд подобных сцен вызывают немое восхищение увиденным – на таком уровне подобного не снимал еще никто. Именно инверсия времени является главной, центральной и единовластной фишкой этого фильма.

Большую часть времени зритель будет ломать голову в попытках свести воедино всё, что он лицезреет сию минуту. Динамика у фильма, наполовину состоящего из разговоров, может дать фору большинству тупых боевиков, поэтому соображать придется быстро. В противном случае – примерно с середины нить повествования может потеряться и кино начнет попросту наскучивать. Нолан здесь совершенно не заботится о своем зрителе. Сюжетная подоплека – двигатель повествования, несколько раз сухо проговаривается с экрана без повторов и разъяснений. Кто успел, тот и съел. Конечно, можно любоваться на потрясающий экшн, но без понимания сцен, фильм сильно теряет, становясь лишь очередным шпионским боевиком. Поэтому резюмируем еще раз по поводу сценария фильма – если вы не привыкли, что режиссер старается своим фильмом изнасиловать ваш мозг, если не можете провести более двух часов, напрягая и скукоживая серое вещество, если ваша любознательность пасует перед вашей тягой расслабиться у экрана, а также если вы ярый поклонник драм – можете смело пропустить это кино, вы ничего не потеряете. Заядлым киноманам «Довод» тоже может прийтись не по вкусу – примерно так же, как в свое время прохладно был принят критиками «Дюнкерк». В плане новаторства, Нолан продолжил здесь традиции этого фильма. Режиссер постарался снять нечто новое, доселе невиданное, во второй раз подряд отойдя от классической голливудской традиции. Только в отличии от «Дюнкерка», «Довод» играет не с инстинктами зрителя, а наоборот – с его мышлением. Это как решать сложное уравнение – некоторые сдадутся и получат лишь дозу раздражения, другие кинут его не начав, чтоб не тратить время, но кто-то сумеет найти ключ и удовлетворит свое эго маленькой победой над чем-то новым и сложным. Именно так работает «Довод». Игра Нолана со зрителем здесь переходит в разряд логических задач, которыми режиссер подкармливает аудиторию, выдавая все больше и больше порций. Самые пытливые смогут после первой трети предсказать последнюю, а также построить свои догадки (на грани спойлера) насчет личностей главных героев и их взаимосвязей.

Что касается всего остального, подробно останавливаться мы не видим смысла – в техническом плане Нолан здесь верен себе, о чем мы подробно писали в обзоре на его фильмографию. Кратко резюмируя, отметим высочайший уровень постановки экшн-сцен с применением максимального количества живых декораций, спецэффектов и трюков. Кристофер Нолан снимает на натуре столько, сколько можно, никогда не отдавая предпочтение компьютерной графике. Но и там, где она есть, эффекты очень сложно отличить от настоящих. Натуральность и реализм постановки не вызывают ни малейших сомнений. Картинка фильма немного теряет в красоте, если сравнивать с творчеством Нолана из «нулевых». Но это дает дополнительные плюсы реализму.

Из актеров особой похвалы заслуживает исполнитель главной роли (Джон Дэвид Вашингтон); именно глазами его персонажа и вместе с ним, зритель проходит все повествование фильма. Джон – сын того самого Дэнзела Вашингтона, и можно с уверенностью сказать, что он пошел в отца. Актер смотрелся отлично и в боевых сценах, и в разговорных. Особой драмы за его персонажем в этом фильме нет, но такова специфика сценария – почти все герои не получают собственных арок, поэтому по ходу действия изменения личности происходят лишь с героиней Элизабет Дебики. Поднаторевший в артхаусном кино, Роберт Паттинсон здесь играет налегке – его образ не центральный, но на контрасте служит колоритным дополнением главному герою. Порадовал Кеннет Брана, который крайне натурально (как внешне, так и повадками) смотрелся в образе русского олигарха. Поначалу его персонаж казался донельзя банальным и клишированным, но к финалу все точки над i встали сами собой, когда зрителю раскрыли его мотивы и общее мировоззрение. И приятным дополнением стало появление на экране российского актера – Юрия Колокольникова. При этом роль хоть малословная и не положительная, но далеко не эпизодическая и достаточно запоминающаяся.

Оператор заслуживает Оскар. Хойте Ван Хойтема, известный по работе над лентами «Боец», «Она», «007:Спектр», «Дюнкерк», «К звездам», здесь, кажется, сумел изобразить всё, что от него требовал режиссер. Изобразить в одной экшн-сцене сражение с двумя противоположными временными потоками, да еще с разных временных ракурсов... Уже немного давит, согласитесь? А Хойте Ван Хойтема сумел реализовать эту задумку, затмевая большинство современных боевиков-блокбастеров.

Последним отметим саундтрек. Композиции отдаленно напоминают Циммера, но композитором «Довода» стал не он, а довольно молодой, но уже получивший свой Оскар (за «Черную пантеру») Людвиг Йоранссон. Саундтрек здесь выполняет ту же функцию, что и в «Дюнкерке» – не скрасить картинку, а глубже погрузить зрителя в происходящее, попутно пытаясь обозначить ход времени вперед и вспять. О да, временная инверсия...

Вообще, про это кино можно сказать много противоречивого – новаторское, гениальное, сложное, непонятное, качественное, дорогое, бездушное, утомляющее, утоляющее... Зависит от зрителя, его вкусов и областей мозга, которые он напрягает в кинотеатре. Некоторые назовут «Довод» фильмом для умных, но это не так. Не совсем так. Этот фильм хорошо подойдет именно любознательным зрителям; тем, которым интересно вникать подолгу в суть происходящего, следить за каждой сценой, наблюдать и замечать новые вещи, действия, приемы, черты, постоянно строить в своей голове догадки. Так работало «Начало». Но здесь Нолан построил еще более запутанный и сложный сценарий. Поистине гениальный в силу своей сложности и специфичности.

Предсказываем Оскары за звук, операторскую работу, монтаж, визуальных эффекты, режиссуру. Возможны номинации в главной актерской роли, сценарии и саундтреке.

Говоря простым языком, можно сказать, что это кино при всей плеяде технических достоинств грузит, да так сильно, что, выйдя с сеанса, вы вряд ли вспомните, как зовут главного героя.

Приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.09.2020 17:00
Комментарии 1
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх