Версия // Культура // «Отец» и «Мортал Комбат» – наш обзор новинок кино

«Отец» и «Мортал Комбат» – наш обзор новинок кино

14778

Деменция от первого лица

к/ф «Отец» (2020), реж. Флориан Зеллер
В разделе

На этот раз в наш кинообзорческий прицел попали: европейская психологическая драма с Энтони Хопкинсом «Отец» и приключенческий фэнтези-боевик – экранизация одноименной серии игр «Мортал Комбат».

Отец

(16+)

Реж – Флориан Зеллер

В ролях – Энтони Хопкинс, Оливия Колман, Марк Гэтисс, Оливия Уильямс, Имоджен Путс, Руфус Сьюэлл, Айеша Дхаркер, Роман Зеллер, Скотт Маллинз

Производство – Великобритания, Франция

Англо-французская психологическая драма, снятая Флорианом Зеллером, ранее занимавшимся написанием сценариев и больше проявившим себя в театральных постановках. Это первый фильм в карьере Зеллера. «Отец» имеет шесть номинаций на грядущую премию «Оскар» и уже успел отхватить две премии Британской академии в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучший адаптированный сценарий». В основу сценария легла одноименная пьеса, написанная самим Флорианом Зеллером.

Энтони (Энтони Хопкинс) – пожилой человек, который коротает дни в собственной уютной квартире в Лондоне. У него непростой характер, что мешает его дочери Эн (Оливия Колман) нанять отцу новую сиделку. Пока Эн самостоятельно присматривает за отцом, но когда на горизонте вырисовывается переезд в Париж, необходимость поиска новой сиделки становится главной и наиболее сложной задачей.

О том, какие шансы у фильма Флориана Зеллера получить золотую статуэтку, мы более подробно опишем в специальной статье-прогнозе грядущей церемонии. Тем не менее «Отца» мы можем смело назвать одной из лучших драм уходящего года по целому комплексу достоинств этого фильма.

Первое, за что можно похвалить фильм (еще до просмотра), – сильный актерский состав. Костяком этой истории является старик Энтони, страдающий старческим слабоумием, т.е. деменцией. Это выражается в глубочайших провалах в памяти и спутанности сознания. При этом Энтони сохраняет энергичность, он не утрачивает общительность, но по каждому поводу и без способен проявить необоснованную агрессию. Как пассивную, так и активную. Единственный человек в этом мире, кому не безразлична его судьба, – старшая дочь Эн, которая заботится о старике, несмотря на то, что ее собственная личная жизнь рушится безвозвратно. Экранный дуэт Оливии Колман и Энтони Хопкинса – несомненное украшение этого фильма и наиболее сильный актерский дуэт прошлого года. Сильные, живые эмоции, настолько правдоподобные и понятные, что невозможно не проникнуться ими, обрушиваются на зрителя с каждой следующей сценой. И эмоции эти – далеко не самые приятные, но знакомые многим. Картина не ограничивается парой Хопкинс-Колман, но в центре истории именно отношения отца-дочери на пороге неминуемого выбора. На кону стоят ее дочерние чувства против необходимости обустраивать свою собственную личную жизнь. Теряющий память и рассудок отец – серьезная обуза для взрослой женщины, которая к тому же старается наладить свои отношения с мужем. Героиню Колман буквально разрывает изнутри, ее страдания куда глубже и ощутимее, чем агрессивное неведение отца. Отдать родного папу в дом престарелых или тянуть этот крест еще несколько долгих и мучительных лет?

Второе, что совершенно неочевидно до просмотра, – это стиль повествования. Сперва кажется, что фильм рассказывает полностью камерную историю, ограниченную как местом действия, так и временем. Но это не так, особенно в части, касающейся времени. Чтобы избежать спойлеров, не будем раскрывать отличный режиссерский прием, которым Флориан Зеллер мастерски сумел показать, как воспринимают мир люди, страдающие старческой деменцией. Отчасти это даже можно назвать фильмом-аттракционом – видеть мир глазами почти что беспомощного старика, пытаться понять образ его мыслей, ощущать реальность так, как ее ощущает он. Вместе с режиссером зритель проникает в голову страдающего деменцией человека, и это производит сильное впечатление. Детали истории поднимаются фрагментарно, повествование теряет привычную линейность, и в какой-то момент зритель начинает сбиваться с толку, что вообще перед ним происходит. Именно это и цепляет, так как подобного не ждешь от рядовой драмы, рассказывающей далеко не самую оригинальную историю. Фильмов о стариках с тяжелым характером и их сложных отношениях с детьми снято множество. Но так хитроумно и замысловато показать рядовую историю до этого мало кому было по силам.

Третье – исполнение. Наполненные солнцем матовые интерьеры просторной, но уютной квартиры придают этой истории своеобразное очарование, свой стиль. В противовес буре эмоций, которой суждено разразиться на экране, внешний вид ленты наполнен безмятежностью и спокойствием. Это играет в плюс, особенно в тех моментах, когда краски на экране сгущаются, пусть на короткое время. Таким образом режиссер подчеркивает наиболее негативные моменты.

Финал фильма грустный, трогательный и неизбежно предсказуемый. Он одновременно способен вызывать сострадание и страх. Энтони Хопкинс выжимает всё из своего незаурядного таланта, чтобы тронуть каждого зрителя. История получает логическую концовку, оставляя после себя привкус горечи и легкой боязни, а также легкое послевкусие восхищения столь оригинальным взглядом на вполне рядовую проблему.

Эпикриз: «Отец» – одна из лучших драм 2020 года, которая заставит своего зрителя по-другому, буквально изнутри взглянуть на проблему старческой деменции. Ленту можно упрекнуть в бессодержательности, и это будет справедливо – сам сюжет прост и банален. Но тот способ и сила той актерской игры, которые воплотили на экране эту историю, однозначно заслуживают внимания киноманов.

Мортал Комбат

(18+)

Реж – Саймон Маккуойд

В ролях – Льюис Тан, Джо Таслим, Джессика МакНэми, Джош Лоусон, Мехкад Брукс, Матильда Кимбер, Лаура Брент, Таданобу Асано, Хироюки Санада

Производство – Австралия, США

Приключенческое боевое фэнтези – экранизация одноименной серии компьютерных игр. Снял фильм начинающий, никому не известный режиссер Саймон Маккуойд.

Могущественный колдун Шан Цзун (Чинь Хань), который служит Императору Внешнего Мира, в преддверии турнира, на котором решится судьба Земного Царства, решает устранить самых опытных избранных защитников Земли. Для этой цели он посылает на Землю из Внешнего Мира своего наиболее опасного воина – Саб Зиро (Джо Таслим), который владеет искусством управлять льдом. Саб Зиро должен убить нескольких избранных, среди которых оказывается молодой, ничего не подозревающий боец смешанных единоборств по имени Коул Янг (Льюис Тан). Его далекий предок – Ханза Хасаши (Хироюки Санада) был убит Би-Ханем, впоследствии ставшим Саб Зиро. Теперь Коулу Янгу нужно не только выжить и спасти свою семью, но и сплотить других защитников Земного Царства, чтобы впоследствии отстоять независимость Земли от императора Внешнего Мира.

Если синопсис этого фильма показался вам бредом сумасшедшего, то в этом нет ничего странного. Просто вы либо не смотрели оригинальные фильмы 1995 и 1997 годов, либо совершенно далеки от мира компьютерных и консольных игр, а точнее, файтингов. Одной из наиболее популярных (уже почти 30 лет) игр этого жанра и является «Мортал Комбат». Про Лор игры мы говорить не будем – это тема не то что отдельной статьи, а целой диссертации. На пике популярности в 1995 году вышла первая экранизация Мортал Комбата, снял которую Пол У. С. Андерсон. Тот фильм и по сей день входит в список наиболее удачных попыток экранизации компьютерных игр вообще (для нашего времени нужно сделать скидку на компьютерные эффекты в том фильме), о чем мы писали в соответствующем ТОПе. Спустя 2 года после премьеры вышла вторая часть, с усеченным бюджетом, другим режиссером и заменой центральных актеров. Фильм уже куда больше походил на трэш, провалился в прокате и славы себе не снискал. С тех пор по вселенной Мортал Комбата вышли мультипликационный и телевизионный сериалы, параллельно выпускались игры. Взлет популярности пришелся на 2019 год, когда свет увидела очередная, одиннадцатая часть игровой серии. Тогда создатели решили быстренько выпустить фильм, который обеспечил бы себе солидные сборы за счет популярности игры. Но коронавирус спутал все карты, поэтому вместо 2020 года, фильм добрался до кинотеатров лишь сейчас.

Итак, как мы уже выяснили, фильм стоит смотреть лишь знакомым со вселенной Мортал Комбата. Именно на такого зрителя кино будет оказывать необходимый эффект. В отрыве от игровой серии это кино можно сразу назвать провальным почти по всем направлениям (кроме освоения бюджета – создатели выжали из более чем скромных средств всё, что можно). Поклонники же игровой серии уже успели разделиться надвое. Первым фильм не понравился, ибо не отвечает ожиданиям – вместо турнира здесь показывают еще подготовку к нему, в ходе которой выбывают некоторые ключевые бойцы. Это открывает истинные мотивы создателей, для которых этот фильм стал, если так можно выразиться, трейлером ко второй части, судьба которой еще не определена (сборы покажут). Именно во второй части зрителей ждет тот самый турнир, исход которого должен решить судьбу Земного Царства. Тех, кто ожидал полноценного блокбастера, рассказывающего знакомую историю, фильм разочаровал. Вторые же (возрастная группа от 25 до 40) при просмотре испытали радость от нахлынувших воспоминаний по годам давно минувшей молодости. Увидеть знакомых персонажей на большом экране уже приятно само по себе. Сказать, что в фильме масса отсылок – ничего не сказать. Это кино – одна большая отсылка к игровой серии. И здесь режиссер поступил правильно, немного сместив акценты в повествовании, а также раскрыв некоторых основных персонажей немного с другого ракурса. Мы же объективно отметим, что фильм близок к кино-трэшу, и художественная ценность его стремится к нулю. В то же время, как поклонников игровой серии, нас порадовал подход создателей к фильму, а также плану по развитию кинематографической вселенной МК. Ниже расскажем подробнее о плюсах и минусах фильма с точки зрения поклонников (кто не в курсе лора «Мортал Комбата», могут дальше не читать).

Сюжет. Появление нового персонажа, да еще и попытка сделать из него центрального героя отчасти оправдана. Это позволяет не копировать фильм Пола У. С. Андерсона, рассказать предысторию и раскрыть некоторых персонажей заранее до турнира, выстроить иерархию их взаимоотношений, поведать о происхождении суперспособностей героев и злодеев, объяснить мотивы. Идея такого решения хороша, но на деле имеет ряд промахов. Коул Янг топорно вписывается в историю, его суперспособность меркнет на фоне других персонажей (по сути является имбалансной), он никак не преображается и не развивается по ходу повествования, за исключением обнаружения у себя той самой сверхспособности. Остальные персонажи кардинальных преображений или отступлений от каноничного лора не претерпели, хотя некоторые корректировки видны. Большим плюсом для создателей стал Кейно (или Кано, как его называли дети 90-х). Этот персонаж получил солидную долю экранного времени, являясь генератором юмора. Если в фильме 1995 года ироничные шутки изредка отпускал Рейден, то здесь весь второй акт (путешествие героев к таинственному храму) отдан Кейно. В какой-то момент у зрителей может появиться надежда, что он окончательно встанет на сторону света – настолько крепким и юморным вышел этот герой (черный юмор, постоянные сексистские подколы Сони, пренебрежение всеми правилами этикета, подтрунивание и отсылки к боевой тактике оригинальной игры и прочие забавные моменты). Но создатели решили не отходить от канонов. А было бы неплохо посмотреть на поведение Кейно в стане защитников, создать романтическую линию между ним и Соней, показать перевоплощение беспринципного контрабандиста и головореза в справедливого и самоотверженного воина... Но это уже наши фантазии.

Пара Скорпион – Саб Зиро вышла достойной противостояния. Хироюки Санада, сыгравший Скорпиона, вообще является наиболее матерым представителем актерского состава в этом фильме. Остальные актеры широкому зрители будут малознакомы. Мискастом, на наш взгляд, является Таданобу Асано в роли Рейдена. На фоне предыдущего воплощения бога грома и грозы в исполнении Кристофера Ламберта Асано проигрывает в одну калитку. Внешне он больше похож на героя мема про заминированный тапок, хотя даже отыгрывает не так выразительно.

Плюсом фильму становится еще и его возрастной рейтинг 18+. Кровь, фаталити, комбы, разрубленные тела и конечности – в этом недостатка фильм не испытывает. Глаз радуют многочисленные отсылки к игре. Драки поставлены старательно, хотя и старомодно – изобретательных пролетов камеры, грамотного использования слоу-мо, а также более затяжных кадров без монтажных склеек ощутимо не хватает.

В общем и целом, фильм производит впечатление недорогого, но тщательно проработанного в технической части боевика. Компьютерная графика не блещет детализацией, но глаз не режет и на общем плане смотрится приемлемо. Костюмы и декорации не блещут разнообразием и пущей оригинальностью, но смотрится всё добротно и со вкусом. Доля реализма сочетается с высоким уровнем фэнтезийности (хотя момент с приделыванием железных кибернетических рук Джаксу в пещере – без комментариев).

Эпикриз: это наша немного запоздалая рецензия на «Мортал Комбат», который в наш прокат вышел на прошлой неделе, и уже успел собрать неплохую кассу. В мировой прокат кино выходит с запозданием на неделю, но если и там у него дела пойдут как в нашей стране, то сиквел станет лишь делом времени. Всем поклонникам игры советуем сходить в кино, но ожидания лучше занизить – примерно на уровень боевика категории «B».

Перед информацией о сборах одно небольшое примечание: на этих выходных в российский прокат выходит технически обновленная версия культового детища Питера Джексона «Властелин колец: Братство кольца», приуроченная к десятилетней годовщине премьеры фильма. Вновь лицезреть на большом экране фильм, ставший классикой мирового кино, весьма щедрый подарок всем любителям эпика и фэнтези. На следующей неделе в прокат выйдет вторая, а еще через неделю – третья часть легендарной фэнтези саги.

А теперь можно и про деньги. Лидером прошедшей недели российского кинопроката стала «Смертельная битва», которая слёту на старте взяла полмиллиарда рублей! Всё еще на второй позиции держится российский супергеройский блокбастер «Майор Гром: Чумной Доктор». Сразу на третью строчку падает лидер предыдущей недели – титанический блокбастер «Годзилла против Конга», который тем не менее всё еще собирает хорошую кассу в мире.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.04.2021 17:00
Комментарии 0
Наверх