// // Жильцы многоэтажек столицы заработают на размещении рекламы

Жильцы многоэтажек столицы заработают на размещении рекламы

339

Обнаружились

Фото: Сергей Тетерин
Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Размещение рекламных конструкций на многоквартирных домах может стать прибыльным делом для жильцов. Недавно в Госдуму был внесён законопроект, согласно которому размещение наружной рекламы на жилых зданиях может осуществляться только с разрешения собственников дома. Соответствующие поправки в Жилищный кодекс и закон «О рекламе» предложил глава думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

Если данный законопроект будет принят, то жители многоквартирных домов смогут выдвигать определённые условия для размещения наружной рекламы. Кроме того, доходы, полученные от рекламодателей, могут быть направлены на текущие нужды жителей, например на ремонт фасада. Впрочем, столь радужно перспективы будущего закона выглядят лишь в теории. Эксперты опасаются, что на практике правила размещения наружки на жилых домах едва ли претерпят существенные изменения: договариваться по-прежнему будут с муниципальными властями, а соответственно, и средства, полученные от рекламы, будут доставаться не жителям, а чиновникам.

«Законопроект направлен на устранение встречающихся в правоприменительной практике нарушений прав и законных интересов собственников жилья в многоквартирных домах», – пояснил Павел Крашенинников. Формально норма о том, что решение о размещении рекламных конструкций должно приниматься на общем собрании собственников, и сегодня присутствует в Жилищном кодексе. Однако, по словам Крашенинникова, сегодня во многих городах решения о размещении рекламы принимаются органами местного самоуправления.

«В результате нарушаются права собственников общего имущества многоквартирных домов на получение дохода от размещения наружной рекламы, поскольку эти доходы поступают в бюджет муниципального образования, а не владельцам квартир», – сокрушается Крашенинников. Теперь, по словам инициатора поправок, в законодательстве будет содержаться прямое указание на то, что решение о размещении рекламы должно приниматься исключительно собственниками квартир. Документом, подтверждающим согласие собственников, будет являться протокол общего собрания, в котором может быть определено лицо или лица, полномочные заключать от имени собственников соответствующий договор.

Примечательно, что для того, чтобы новая норма закона начала работать на практике, жителям вовсе не обязательно создавать товарищество собственников жилья (ТСЖ). По словам ведущего юрисконсульта фонда «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева, даже если в доме есть только одна приватизированная квартира, а все остальные – муниципальные, то дом уже является общим. А значит, и стены дома, и крыша являются общим имуществом и решение о размещении рекламы может быть принято только с участием всех собственников помещения. Впрочем, по словам эксперта, не исключено, что муниципалитеты будут попросту игнорировать новое законодательство. «Не удивлюсь, если после принятия новой нормы отдельные муниципалитеты будут её обходить. Хотя вектор, по которому действует законодательство, пытаясь прекратить нарушения, очень правильный», – отмечает Гордеев.

Наплевательское отношение муниципалитетов в основе своей имеет вполне прочные экономические обоснования. По оценкам «Эспар аналитик», например, .

На установку рекламных конструкций на жилых зданиях в регионах тратится порядка 1,2 млрд. рублей в год. По оценкам гендиректора «Эспар аналитик» Андрея Березкина, владельцы зданий, на которых размещается наружная реклама, могут рассчитывать на 25–30% комиссионных. Таким образом, в столице, по итогам прошлого года, жители многоквартирных домов могли бы заработать на рекламе около 1 млрд. рублей.

По теме

Интересно заметить, что столичные власти отнеслись к готовящемуся законопроекту очень положительно. По словам пресс-секретаря заместителя мэра Москвы Сергея Байдакова Екатерины Золотарёвой, в 2008 году городской бюджет за счёт наружной рекламы получил 3,2 млрд. рублей, однако доходы от размещения рекламы на жилых домах составили лишь незначительную часть этой суммы. Так что, по словам Екатерины Золотарёвой, мэрия едва ли будет возражать против предложенных поправок.

Впрочем, отсутствие возражений против готовящегося законодательства ещё не означает, что чиновники будут беспокоиться о его соблюдении. «Беда в том, что муниципалитеты очень часто плюют с высокой колокольни на федеральное законодательство, а правоохранительные органы не всегда реагируют», – отмечает Дмитрий Гордеев. По его словам, в обход законодательства муниципалитеты нередко даже сдают в аренду подвальные помещения, которые согласно Жилищному кодексу также являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Не стоит забывать и о том, что муниципальные власти частенько размещают на жилых домах и собственную рекламу: огромные транспаранты с названием того или иного административного округа столицы не заметить просто невозможно. При этом, как отмечает Дмитрий Гордеев, за размещение данных щитов муниципальные власти вообще никому ни копейки не платят, хотя согласно действующему законодательству обязаны платить так же, как и обыкновенные рекламодатели.

Очевидно, что поправки вызовут недовольство и самих рекламодателей. Сегодня им не составляет труда заключить договор с дирекцией по эксплуатации зданий (ДЭЗ), на балансе которой находится тот или иной дом. Пока что рекламодателям лишь изредка приходится общаться напрямую с жильцами – только лишь в том случае, если в доме создано ТСЖ. «Жильцы, с которыми мы сейчас сталкиваемся, ведут себя как рэкетиры, выставляют несуразные цены. У ДЭЗов хоть есть план, спущенный мэрией, они быстрее идут на компромисс», – не скрывает своего недовольства заместитель гендиректора рекламной компании «Террапроект» Иван Гуляев.

Впрочем, говоря о несуразных ценах, рекламщики несколько преувеличивают. Несмотря на то, что о конкретных суммах сделок предпочитают не распространяться ни в рекламных компаниях, ни в ТСЖ, кое-какая информация всё-таки просачивается. Например, ТСЖ 10-этажного дома в районе Волоколамского шоссе зарабатывает на двух настенных щитах – 8х5 метров и 15х6 метров – 300 тыс. и 450 тыс. рублей в год соответственно. «Рекламу привыкли ругать, но вот собственники жилья только за: висит, не мешает, а деньги приносит. Муниципалитеты обычно берут деньги за рекламу и расходуют их на какие-то свои нужды. А ТСЖ по закону обязаны вкладывать их в дом», – поясняет представитель ТСЖ «Рождественский бульвар, 10/7» Лариса Шульман. К примеру, жители высотки на Садовом кольце согласились повесить небольшую растяжку и получили за лето 30 тыс. долларов и отремонтированный фасад.

Если новое законодательство будет работать, то оно сможет помочь не только заработать на рекламе, но и избавиться от уродливых, а подчас и весьма опасных конструкций. «У нас на доме уже четыре года стоит надпись «Жулебино – цифровой район», составленная из пятиметровых букв. Она занимает всю крышу четырёхподъездного дома, – рассказывает управляющая ТСЖ «Привольное» Валентина Гомон. – Наше ТСЖ существует с 1994 года, но управа не спрашивала нашего мнения, просто поставила перед фактом. Мы не получаем за это ни копейки, более того, нам приходится за свой счёт ремонтировать испорченную от такой тяжести кровлю. При этом за надписью никто не следит, все крепления там находятся в ужасном состоянии. Мы писали письма во все инстанции, но никакой реакции не последовало. Если законопроект будет принят, мы будем добиваться её демонтажа».

Но подобные примеры народной активности – пока что лишь единичные случаи. Так что ожидать, что простые граждане смогут ощутить действие нового законодательства, похоже, не стоит. И причина тут – в инертности самих граждан. Достаточно сказать, что даже само создание ТСЖ пока что проходит с большим скрипом, а уж представить себе, что жильцы какого-нибудь дома вдруг объединятся, дабы решить вопрос о размещении рекламной конструкции, сегодня можно с большим трудом. «В Перове из 530 домов ТСЖ существуют только в семи, – досадует председатель правления ТСЖ «Перовская, 22, корпус 2» Сергей Шиянов. – Хотя в непростых экономических условиях доходы от рекламы будут не лишними. Например, они позволят снизить квартплату».

Опубликовано:
Отредактировано: 12.03.2009 12:06
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх