// // Из-за нехватки оборотных средств российский бизнес всё чаще прибегает к «серым» бартерным схемам

Из-за нехватки оборотных средств российский бизнес всё чаще прибегает к «серым» бартерным схемам

401

Натурой возьмёте?

Конвейер АвтоВАЗа пришлось останавливать из-за «вексельной» оплаты комлектующих
Фото: ИТАР-ТАСС
Конвейер АвтоВАЗа пришлось останавливать из-за «вексельной» оплаты комлектующих Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В связи с недостатком ликвидности на рынке в Россию возвращаются схемы взаиморасчётов начала 90-х. У бизнеса – от гигантов производства до мелких предпринимателей – проблемы схожие: денег нет, а банки предоставляют кредиты с неохотой и под безумные проценты. В этих условиях производители вынуждены идти на натуральный обмен, в надежде хоть как-то решить свои проблемы. Интернет пестрит предложениями по обмену контейнеров с продовольствием на недвижимость, тюков одежды на подержанные машины… В специализированных изданиях даже стали публиковать информацию о том, как отражать эти схемы в налоговой отчётности, а целый ряд посредников пытается на этом заработать, предлагая свои услуги. Можно ли вести бизнес без участия денежных знаков, изучал корреспондент «Нашей Версии».

Расцвет бартерных схем в России пришёлся на середину 90-х. В исследовании американских экспертов Клиффорда Гэдди из Института Брукингса и Барри Айкса из Пенсильванского государственного университета говорится, что доля бартера в сделках между российскими предприятиями достигла 50% в 1997 году, а 40% федеральных налогов было погашено с помощью взаимозачётов. В случае крупных компаний доля натурального обмена достигала 73%. Американские исследователи назвали образовавшуюся на постсоветских просторах модель виртуальной экономикой: активность наблюдается, на бумагах вроде даже фиксируется рост, но реальных денег этот бизнес практически не приносил. Ликвидностью в то время в основном располагали лишь предприятия, ориентированные на экспорт.

Нынешний недостаток ликвидности, вызванный финансовым кризисом, также заставил предпринимателей вспомнить опыт прошлых лет. Сообщения о готовности той или иной компании перейти на безденежные расчёты после Нового года хлынули как лавина. «Торгуют натурой» как крупные компании, так и частные предприниматели.

Строительный рынок пострадал в результате финансового кризиса одним из первых, и потому девелоперы вынуждены проявлять гибкость, чтобы удержаться на плаву. По всей России квартиры, коттеджи и торговые площади готовы менять на внедорожники, стройматериалы и тому подобную продукцию. Так, в Санкт-Петербурге компания заявила о своей готовности обменивать квадратные метры на продукты питания, стройматериалы и автомобили.

«Переходя на товарообмен, мы таким образом стимулируем производство заказчика и позволяем ему сократить издержки по части капитального строительства, а также минимизировать временные затраты, необходимые для расчётов, – говорит генеральный директор «Первой генподрядной» Дмитрий Смородин. — Рассчитываться продукцией проще, чем деньгами. Во-первых, это экономия на кредитах, на процентах и на времени получения кредита. Во-вторых, мы позволяем заказчику сократить затраты на реализацию и увеличить объём продаж. Таким образом, он, действуя по бартерной схеме, дважды экономит, а мы — получаем заказы».

По утверждениям экспертов рынка по рынку недвижимости, О готовности расплачиваться за металлопрокат квадратными метрами заявил и один из крупнейших девелоперов России – Mirax Group. А Союз предприятий стройиндустрии в свете последних событий на рынке решил запустить площадку для обмена стройматериалов на квадратные метры.

К натуральному обмену приходится прибегать и отечественному автопрому. Первым с проблемой взаиморасчётов со смежниками столкнулся АвтоВАЗ: компании даже пришлось останавливать главный конвейер из-за прекращения поставок деталей автозаводу. Партнёрам не понравилась схема оплаты, при которой лишь 30% выплат осуществляется «живыми» деньгами, а всё остальное – векселями со сроком погашения в шесть месяцев. Один из крупнейших партнёров завода ОАО «Балаковорезинотехника» прекратил поставку комплектующих, пока АвтоВАЗ не погасит задолженность в размере 500 млн. рублей.

По теме

Затем о готовности прекратить отгрузку комплектующих объявила Европейская подшипниковая корпорация, которой волжский автозавод не платил уже три месяца. В результате с конвейера компании сходят недоукомплектованные машины, которые планируется дооснастить, когда проблемы с поставщиками будут решены.

Бартерную схему волжский гигант собирается применить и при покупке пакета акций ИжАвто. В обмен на 98% акций комбината АвтоВАЗ собирается предложить 75% акций дочернего дилерского холдинга ОАО «Лада-Сервис», а также отгрузит нынешнему владельцу пакета акций группе «СОК» свои автомобили.

Таганрогский автозавод объявил о готовности менять свою продукцию на облигации и векселя коммерческих банков и предприятий, входящих в «Тор-100», а также в качестве оплаты принимается оборудование, ликвидные товары, в том числе готовая продукция. «У некоторых наших клиентов, которые в своё время брали у нас хорошие партии машин, тоже проблемы с денежной ликвидностью. Именно поэтому по их многочисленным просьбам руководство завода всё-таки разрешило осуществлять операции по бартеру», – говорит директор по маркетингу завода «ТагАЗ» Глеб Коротков. При этом компании пришлось пойти на изменение устава: ранее продажа продукции по бартеру была запрещена основным документом ТагАЗа.

Сейчас сделки «натурой» проникли почти во все сектора рынка. Северо-Западная лесопромышленная компания (СЗЛК), чьи предприятия находятся в процессе банкротства, предлагает своим кредиторам в счёт долгов бумагу, ежедневники, конверты и прочую свою продукцию. Угольная комания «Кузнецкуголь» пообещала погасить своей продукцией часть долга перед производителем и поставщиком весоизмерительной техники «Сибтензоприбор». По имеющимся сведениям, Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) хотел бы расплачиваться с контрагентами сталью. Даже оружейники готовы принимать оплату натурой: директор по особым поручениям Рособоронэкспорта Николай Димидюк сообщил о возможности расчётов с иностранными заказчиками по бартеру.

Старые новые схемы взаиморасчётов в скором времени коснутся не только предприятий, но и их работников. Задолженность по зарплате за январь выросла почти на 50%, и региональные предприниматели пытаются выйти из ситуации путём оплаты «натурой». В 90-е годы это явление было крайне распространено, о чём живо свидетельствовали многочисленные мужики и тётки у дорог и на вокзалах, предлагавшие тазики, стаканы, автомобильные запчасти – словом, продукцию местного предприятия. Таким образом работники предприятия становились невольными распространителями промпродукции, ведь в магазине весь этот хлам в качестве оплаты никто не примет. Представители Государственной инспекции труда, опережая события, предупредили работодателей, что увлекаться подобными схемами не стоит: бартер по закону вполне допустим, однако он не может превышать 20% заработной платы сотрудников.

Бартерные схемы 2000-х используют компьютерные сети для поиска контрагентов. В последнее время как грибы после дождя появляются во Всемирной сети сайты, предлагающие посредничество в обменных схемах. Одним из первых стал омский сайт, на котором все желающие могут оставлять свои предложения по обмену товарами. Заявки можно встретить самые разные: от обмена постельного белья на запчасти к грузовикам и бытовки до охранных услуг в обмен на предоставление офисного помещения.

По словам разработчика сайта генерального директора «Гигант-медиа» Алексея Иванова, интерес омских предпринимателей к бартерным сделкам колоссален: за месяц существования ресурса оставлено более сотни заявок. Идея создания подобного ресурса возникла после того, как им самим начали поступать предложения по оплате «натурой» за рекламные услуги.

Причём объявление может разместить любой желающий совершенно бесплатно. Многие предприниматели увидели в этом неплохую возможность заработать на посредничестве в бартерных сделках. И с каждой неделей их становится всё больше.

По мнению главного экономиста «Тройки Диалог» Евгения Гавриленкова, возврат к бартерным сделкам – явление крайне вредное для российской экономики. Ответственным за возрождение этой практики аналитик считает российское правительство, которое начиная с осени «намекало» о грядущей девальвации. Вследствие этого банки и компании не проводили платежи, а занимались валютными спекуляциями, так как штрафы за неплатежи оказывались ниже, чем доходы, которые они могли получить на курсовой разнице.

«Минусы бартера очевидны. Это достаточно сложная система: целые цепочки контрактов и договоров, вследствие чего появляются возможности для неких недопониманий и хитростей, – говорит главный экономист инвесткомпании «Финнам» Александр Осин. – Не так всё просто, как в банке». В бартерных расчётах между компаниями могут участвовать пять и более контрагентов, ведь зачастую одна компания не может предложить интересующий товар смежнику и приходится строить целые цепочки сделок между различными компаниями.

Очевидно, что бартерные схемы не понравятся и государству, которое не может принимать налоговые выплаты колбасой или металлопрокатом.

Большинство аналитиков не считают возрождение бартера опасным явлением и убеждены, что в ближайшие месяцы, как только нормализуется ситуация с ликвидностью, подобные схемы отомрут сами собой. Другие, напротив, полагают, что бартер пришёл в Россию надолго. «Деньги дешёвыми не будут ещё очень долго, – полагает Осин. – Это в прошлом. Наверное, дешёвые деньги и вовсе не нужны в краткосрочной и среднесрочной перспективе, потому что они порождают спекуляции».

Наиболее реалистичным сценарием, по мнению экономистов, считается расширение ниши бартерных сделок. Ведь и до кризиса примерно 0,5% мирового товарооборота осуществлялось по бартерным схемам. В нынешних условиях этот процент может вырасти, но по-прежнему «натуральный обмен» будет составлять лишь незначительную часть

товарооборота.

Опубликовано:
Отредактировано: 25.02.2009 17:29
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх