Версия // Общество // Владельцы и продавцы праворульных машин не верят, что ихоставят в покое, и готовятся к самым решительным действиям

Владельцы и продавцы праворульных машин не верят, что ихоставят в покое, и готовятся к самым решительным действиям

2081

Восстание праворуких

Владивостокский авторынок «Зелёный угол» считается крупнейшим в России
В разделе

Российские дороги превращаются в главную арену для выражения протеста. Их перекрывают, устраивают несанкционированные шествия и автопробеги. Последняя «горячая точка» на дорожной карте страны — Транскавказская магистраль, которую заблокировали водители более чем 60 грузовиков, не согласные с запретом на вывоз мандаринов с территории Грузии. Движение на этом участке было полностью парализовано. Блокада была снята лишь на прошлой неделе. А ранее масштабные дорожные беспорядки вспыхнули в Приморье. 6 декабря 2006 года колонна более чем из 1,5 тыс. автомобилей заблокировала движение по центру Владивостока. Участники акции протестовали против грядущего запрета на эксплуатацию автомобилей с правым рулём. Автомобилистов поддержали депутаты Законодательного собрания Приморского края, которые направили обращение в Государственную думу. «Запрет на эксплуатацию автомобилей с правым рулём будет означать для дальневосточников фактическое лишение их собственности, а также приведёт к разрушению сложившегося автобизнеса, его инфраструктуры и обернётся для многих тысяч наших земляков потерей рабочих мест, стабильного заработка», — говорится в документе. Госдума прислушалась к мнению младших коллег. Рассмотрение проекта специального технического регламента «О безопасности автотранспортных средств», в котором содержатся пункты, способные поставить крест на ввозе в страну «праворулек», перенесены на неопределённый срок. Дальневосточников попробовали успокоить и официальные представители Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, которые заявили, что не имеют к машинам с правым рулём никаких претензий. Правда, в самом Приморье к таким увещеваниям относятся скептически. Наш корреспондент во Владивостоке решила выяснить, с какими настроениями владельцы и продавцы праворульных автомобилей встретили новый, 2007 год, а также что может ожидать Приморье в случае, если ввоз подержанных японских автомобилей всё-таки будет запрещён. Выводы получились неутешительными.

Праворульные иномарки впервые стали появляться в Приморском крае в 80-х годах прошлого столетия. Моду на них завели моряки, ходившие в заграничные рейсы и привозившие из Японии подержанные автомобили. Иметь в своём гараже старенький «Ниссан», «Тойоту» или «Хонду» было очень престижно, и это говорило о достатке семьи. Но, главное, оказалось, что эти машины отлично выдерживают приморский климат с его резкими перепадами температур и почти максимальной влажностью, плохой бензин и местные дороги.

Спустя некоторое время в Приморье стали появляться первые автомобильные рынки. Поначалу стихийные, они постепенно разрастались и становились всё более цивилизованными. Один из них — «Зелёный угол», расположенный на окраине Владивостока, — сегодня является крупнейшим в России. Японские машины с правым рулём очень быстро завоевали популярность у автолюбителей, и скоро их тихая экспансия вышла за границы Приморского края. За недорогими и качественными иномарками начали приезжать из других районов страны.

В результате к концу 90-х годов прошлого столетия Владивосток по праву стал одним из автомобильных центров России и по числу машин на тысячу человек вплотную приблизился к Москве и Тольятти. Быстро развивающийся бизнес по ввозу и продаже иномарок спровоцировал всплеск преступности.

У перегонщиков вымогают деньги под видом пожертвований на строительство храма

Сильнее всего рискуют рядовые перегонщики. В начале 90-х на них была объявлена настоящая охота. Сценарий отъёма денег не отличался оригинальностью: на трассе появлялось несколько машин, которые брали водителя иномарки в «коробочку» и прижимали к обочине дороги. Шофёру предлагали заплатить за проезд по «их территории» сумму от 100 до 300 долларов. В противном случае автомобиль с помощью бейсбольных бит могли превратить в груду железа, а его хозяина — покалечить или убить. Нередко случалось, что за время пути перегонщикам приходилось несколько раз платить «налог за проезд», чтобы сохранить своё здоровье и автомобиль.

Строптивым смельчакам, которые на свой страх и риск пытались проскочить владения местных ОПГ, устраивали грамотное «случайное столкновение». Например, когда перед едущим автомобилем неожиданно появлялся новенький джип. Из него вылезали крепкие бритоголовые ребята в кожаных куртках и требовали возместить нанесённый внедорожнику ущерб. Если наличных не хватало, чтобы расплатиться, перегонщику приходилось расставаться с купленной иномаркой.

Сегодня первая, самая мощная волна автомобильного рэкета схлынула, но на трассах по-прежнему небезопасно. В Приморье самыми неблагополучными городами у перегонщиков считаются Уссурийск и Находка. Нынешние грабители пытаются подстраховаться, и вымогания денег проводят под предлогом дорожного сбора, пожертвования на постройку церкви и т.д. Суммы разнятся и, как правило, зависят от стоимости перегоняемой машины. У рэкетиров глаз намётан: с хозяина дешёвой иномарки они могут взять долларов 50—100, а если человек купил дорогой джип или машину представительского класса, то его заставят раскошелиться на сумму до 1 тыс. долларов. Несговорчивых, как и 15 лет назад, ждут проблемы: их могут избить, а машину отнять.

По теме

Покупка автомобиля и его последующий перегон в другой регион страны являются одновременно и самым простым способом заработать на перепродаже, и самым опасным. Маршрут перегонщика выглядит следующим образом: покупатель отправляется во Владивосток на поезде или самолёте, а весь обратный путь — несколько тысяч километров — проделывает уже на приобретённом автомобиле. При перепродаже, например, в Новосибирске или Красноярске цена машины сразу поднимается на 500—1000 долларов. Но чтобы получить эти деньги, перегонщикам нужно немало потрудиться. Опытные водители, занимающиеся этим видом бизнеса, получают лицензии и приобретают оружие, чтобы им при случае можно было отпугнуть грабителей или защитить свою жизнь.

Бывалые перегонщики рассказывают, что с бандитами, промышляющими на дорогах, нередко связаны и сотрудники правоохранительных органов. Например, весной нынешнего года в Черниговском районе Приморья арестовали группировку, которую организовали два капитана милиции, работавших в РОВД. Приятели останавливали только дорогие машины, в основном джипы. Своих «клиентов» они поджидали на просёлочной дороге, куда сворачивали водители, по какой-либо причине стремившиеся объехать расположенный неподалёку пост ГАИ. С перегонщиков преступники брали от 20 до 30 тыс. рублей. Бандиты были задержаны только после спецоперации ФСБ. В ходе следствия выяснилось, что в группировку входили сотрудники милиции и граждане, плотно связанные с криминальным миром.

Автомобилисты готовы перекрыть трассу Владивосток — Хабаровск

Впрочем, по словам знакомых продавцов, сегодня они опасаются не столько преступников, сколько непродуманных решений родных властей. Приморские автомобилисты впервые заявили о себе как о силе, с которой необходимо считаться, осенью минувшего года. Бурю их протеста вызвало введение мини-каталога на праворульные машины, по которому должна была рассчитываться стоимость иномарок. По мнению автопродавцов, введение «сырого», недоработанного каталога могло привести к резкому скачку цен на иномарки и как следствие к падению покупательского спроса.

Колонны из сотен машин, шедших на маленькой скорости, несколько раз создавали в центре города огромные пробки. Этим дилеры и рядовые автолюбители, участвовавшие в акциях протеста, давали понять Дальневосточному таможенному управлению (ДВТУ), что если их интересы не будут учтены, то они пойдут на крайние меры вроде перекрытия самых оживлённых транспортных магистралей краевого центра и федеральной трассы Владивосток — Хабаровск.

«Мы, автопродавцы, столкнулись с тем, что Дальневосточное таможенное управление необоснованно попыталось поднять таможенную стоимость машин, — рассказал корреспонденту «Нашей версии» руководитель Общества защиты автопродавцов Приморского края Дмитрий Пенязь. — Это соответственно увеличивало стоимость автомобилей и снижало конкурентоспособность иномарок, потому что японские машины традиционно являются более дешёвыми, чем европейские, и более комфортабельными. В первую очередь это ударило по нашим покупателям и, конечно, по обороту продавцов. Наша организация тогда создавалась стихийно. Было образовано общественное движение, которое мы пытались зарегистрировать, но нам четыре раза отказывали под надуманными предлогами и возвращали документы. За год наши полномочия существенно расширились, мы занимались и «Евро-2», и защищали интересы отдельных людей. Недавно было проведено собрание, на котором было принято решение о преобразовании Общества защиты автопродавцов в Общество защиты прав автомобилистов.

Организация, объединяющая автопродавцов, подготовила и провела несколько акций протеста. Результаты не заставили себя ждать. Её представителей пригласили для обсуждения мини-каталога. Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) представили начальнику ДВТУ собственную методику определения таможенной стоимости иномарок, в основу которой легли данные японских автомобильных аукционов. Она предусматривала снижение пошлин на недорогие модели, пользующиеся спросом, и незначительное повышение стоимости оформления автомобилей представительского класса.

По теме

С 1 февраля 2006 года начал действовать Справочник ценовой информации на подержанные автомобили, в который вошли данные по 142 моделям праворульных машин. После вступления документа в силу цены на большинство ввозимых иномарок выросли на 200—500 долларов, а на некоторые модели — на 1000 долларов.

В следующий раз приморских автомобилистов всколыхнуло известие о введении экологического стандарта «Евро-2». В перечень Ростехрегулирования попали и были признаны соответствующими нормам европейские машины. «В него не вошло около 90% автомобилей, традиционно ввозимых через порты Дальнего Востока», — заявил первый заместитель начальника Владивостокской таможни Павел Демичев.

Праворульные иномарки сегодня подлежат обязательной сертификации. Для этого владельцам «японок» теперь необходимо обращаться в специальные центры, которых на Дальнем Востоке всего пять: во Владивостоке, Находке, Хабаровске, Магадане и Южно-Сахалинске. Стоимость процедуры составляет 3,5 тыс. рублей плюс ещё 100 рублей госпошлины. Особое возмущение автолюбителей вызвало то обстоятельство, что абсолютно все японские легковые машины, выпущенные после 1997 года, полностью соответствуют всем нужным экологическим стандартам.

Тогда же в среде автолюбителей стали ходить упорные слухи о том, что «праворукие» японские машины хотят запретить совсем.

«По нашим оценкам, за прошлый и нынешний год через таможенные службы Дальневосточного таможенного управления прошло более 500 тыс. автомобилей с правым рулём, сборы государства составили около 20 млрд. рублей. Последствия запретительного решения могли бы лишить федеральный бюджет значительных средств, возместить которые в короткий срок было бы трудно. Я думаю, что этот бизнес будет существовать и в дальнейшем», — прокомментировал ситуацию председатель Законодательного собрания Приморья Виктор Горчаков.

За год на «японках» федеральный бюджет зарабатывает 20 млрд. рублей

6 декабря во Владивостоке состоялась крупномасштабная акция протеста, которую инициировали Общество защиты автопродавцов Приморского края и правозащитная организация «Свобода выбора». Днём на проспекте Красоты сформировалась колонна из 1,5 тыс. машин. Организаторы раздавали автолюбителям листовки с лозунгами: «Правый руль имеет право», «Хватит грабить народ!», «Я — за правый руль!», «Прекратите геноцид дальневосточников». К антеннам своих авто участники привязывали жёлтые атласные ленточки.

«Когда я вижу русскую машину, — мне плохо становится, — мрачно пошутил моряк Владимир Лазарев, который вместе со своим другом — автопродавцом решил поддержать акцию протеста. — Я не занимаюсь ввозом иномарок. Я самый обычный пользователь. И не могу ремонтировать наши машины или те, что собраны на российских заводах. Мне нужен только наш рынок, наш сервис. Если запретят правый руль, это обернётся огромной политической и социальной ошибкой. Деньги от продажи иномарок идут на налоги, на социалку. Приходит теплоход с машинами в порт — это уже сотни тысяч, если не миллионы долларов. Я вам как моряк говорю: весь дальневосточный флот работает на ввозе машин, и при запрете «праворулек» он просто встанет».

Колонна, растянувшись на несколько километров, проехала от центра Владивостока до его окраины — остановки «Фабрика «Заря». Иномарки истошно гудели, привлекая внимание жителей. Из окошка одной из машин кто-то выставил японский флаг...

«Проще отправить весь АвтоВАЗ на пенсию, чем внедрять его продукцию на Дальнем Востоке, — смеялись участники акции протеста. — А что? Мы готовы даже приплатить, только чтобы рынок японских машин оставили прежним».

Весь автосервис во Владивостоке на сегодняшний день ориентирован исключительно на праворульные машины. При необходимости можно купить или заказать в Стране восходящего солнца автомобильные детали для модели любой марки и года выпуска.

«Если запретят правый руль, то это обернётся очень большой безработицей. Во Владивостоке сейчас 60% населения так или иначе связаны с автомобильным бизнесом, — рассказал «Нашей версии» автопродавец с почти 20-летним стажем Николай Мельников. — У нас в крае предприятия не развиваются. Чем будут заниматься люди?

По теме

И так сейчас больших прибылей мы не получаем, только на пропитание и хватает. Потому что высокие пошлины. Автомобили дорожают, спрос падает. По сравнению с 2000 годом стоимость машин увеличилась в два раза».

На обратном пути участники акции сбросили скорость своих автомобилей. Подъехавшие сотрудники ГАИ попытались оштрафовать нескольких автомобилистов за «неправомерное использование звуковых сигналов», но в ответ водители проезжавших иномарок ещё сильнее давили на клаксоны. В результате движению колонны дали «зелёную улицу». Она свободно прошла по одной из самых оживлённых транспортных развязок Владивостока, расположенной на улице Некрасовской, и вернулась к месту старта.

Запрет на праворульные машины оставит без работы 70 тыс. человек

Сегодня на автомобильных рынках Приморья любой желающий может подобрать иномарку под свой вкус и кошелёк. Даже несмотря на рост цен, которые за последние шесть лет поднялись вдвое, приобрести японскую машину по-прежнему могут позволить себе многие.

На рынке «Зелёный угол» ежедневно выставляются на продажу 15 тыс. машин. Таких показателей нет больше нигде в стране. Самые популярные модели иномарок здесь стоят от 6 тыс. долларов и выше. Неплохую малолитражку можно присмотреть за 5 тыс. долларов. «Для дальневосточников автомобиль является средством передвижения, — уверены автодилеры. — Так зачем его снова делать роскошью?»

Ни один из опрошенных корреспондентом «Нашей версии» продавцов не высказался в пользу продукции отечественного автопрома. Все сходились во мнении, что японские иномарки — лучший вариант для российских дорог и климата. Дешёвые, экономичные и безопасные, они дадут фору любой из европейских или американских машин.

«Сравните: новый Ford Focus стоит 24 тыс. долларов. За эту же цену на «Зелёном углу» можно купить шикарную машину — неплохой джип или нулевую легковушку», — рассказала «Нашей версии» автопродавец Татьяна Беляева. Она уверена, что японские машины по своему качеству лучшие в мире. Одним из доказательств этого является тот факт, что с каждым годом иномаркам отдаёт предпочтение всё больше россиян. «В случае запрета правого руля Приморский край ждёт небывалый социальный взрыв, — считает Татьяна Беляева. — Сначала подняли пошлины, потом появился «Евро-2», теперь и вовсе хотят запретить «праворукие» машины».

Автолюбители категорически не согласны с тем, что японские иномарки опаснее леворульных машин. Переход с левого руля на правый для водителя практически незаметен. Чтобы привыкнуть и освоиться с новым управлением, хватает получаса.

«Посудите сами, из машины с правым рулём водитель выходит на тротуар, а не на проезжую часть. «Японка» безопаснее при лобовом столкновении. А сколько было ситуаций, когда водитель оставался жив даже после столкновения на встречной полосе!» — рассказал «Нашей версии» автолюбитель Игорь Егоров. Кроме того, ГАИ ведёт статистику, согласно которой автомобили из Страны восходящего солнца попадают в аварии реже, чем их «собратья» с привычным левым рулём.

90% всех автомобилей в Дальневосточном регионе — праворульные. От состояния рынка иномарок, например, напрямую зависит бюджет Приморского края. По оценке Общества защиты автопродавцов, сегодня только во Владивостоке автомобильным бизнесом занимаются 70 тыс. человек. А это примерно каждый десятый житель столицы Приморья.

По мнению перегонщиков, борьба с правым рулём связана с коррупцией

«На мой взгляд, нужно запретить ввоз машин с правым рулём, по крайней мере на 2007—2008 годы, но разрешить к эксплуатации уже ввезённые машины до того момента, пока они сами физически не сойдут со сцены», — заявил в эфире радио «Маяк» бывший глава ГИБДД РФ, а ныне заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Совета Федерации Владимир Фёдоров. В своём выступлении он обмолвился, что на российский рынок готовы в скором времени прийти китайские и южнокорейские автомобильные концерны.

Речь Владимира Фёдорова вызвала настоящую панику среди автопродавцов, приготовившихся встретить в штыки любые постановления и законы, которые посягнут на машины с правым рулём.

«То, что слушания по вопросу правого руля перенесли, может говорить о том, что власти не хотят будоражить народ перед новогодними праздниками, — рассказал «Нашей версии» президент приморской правозащитной организации «Свобода выбора» Владимир Литвинов. — Если раньше люди не понимали, к чему приведёт запрет праворульных машин, то сейчас они это осознали. А это приведёт к обрушению экономики Приморья, оттоку людей и бескровному занятию китайцами региона. Они попросту займут опустевший край. Мне очень интересно, почему наши спецслужбы не занялись теми, кто лоббирует китайские интересы?».

По мнению правозащитника, нарисованная им мрачная перспектива весьма реальна. Он считает, что из-за отдельных коррумпированных чиновников Россия может потерять миллиарды долларов. «Никто не верил, что за попыткой запрета правого руля стоят китайцы. Но 6 декабря в эфире радиостанции Фёдоров открытым текстом заявил, чьи интересы он лоббирует. То, что он упомянул ещё и южнокорейских производителей, — всего лишь попытка человека скрыть то, о чём он проговорился. Что касается китайцев, то они вполне способны разработать многоходовую комбинацию, чтобы продвинуть свои машины на наш рынок и через какое-то время освободить для себя Приморский край. Для этого всего лишь нужно проплатить действия нескольких чиновников», — уверен он.

«В самом лоббировании не было бы ничего плохого, если бы оно проводилось цивилизованно и не опиралось на административные решения, позволяющие власти влиять на рынок. Нормальная ситуация в экономике подразумевает процесс конкуренции, чтобы люди имели возможность выбирать, — заявил «Нашей версии» лидер «Антикоррупционной коалиции Приморского края» Виталий Береговский. — На самом деле вся борьба сторонников правого руля состоит в том, чтобы дать гражданам возможность самим выбирать, на какой машине ездить. Пусть делают хорошие и доступные «леворукие» автомобили, чтобы население пересаживалось на них». По словам Виталия Береговского, сейчас в ситуации с праворульными иномарками наступила пауза. Но это временное явление. «Свидетельством этого является то, как Госдума отреагировала на прошедшие акции протеста автомобилистов. Да, депутаты перенесли слушания по вопросу эксплуатации японских машин. Но они их именно перенесли. А намерение запретить или ограничить ввоз конкурентоспособных и качественных японских автомобилей осталось».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.11.2016 00:39
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх