Версия // Культура // «Семейная драма» – основа фильмов Дени Вильнёва

«Семейная драма» – основа фильмов Дени Вильнёва

6221

Возрожденный «семьёй»

Дени Вильнёв на съемках «Дюны»
(Фото: dunenewsnet.com)
В разделе

Накануне премьеры «Дюны» вспоминаем творчество Дени Вильнёва, а также смотрим, что лежит в основе самых успешных фильмов одного из самых талантливых режиссеров современного коммерческого кино.

16 сентября в российский прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов, если не последних лет, то этого года точно. Новая экранизация культового романа Фрэнка Герберта, да еще и поставленная одним из ярчайших представителей современного Голливуда. Само собой, после премьеры мы составим собственный обзор на новую инкарнацию «Дюны», а пока поговорим о творческом пути ее создателя. Конкретно – что лежит в основе каждого фильма Дени Вильнёва последних тринадцати лет.

Вильнёва нельзя назвать баловнем судьбы. Свою карьеру в кино тогда еще начинающий никому неизвестный канадский режиссер начал с приходом 90-х. Тогда он победил на конкурсе «Радио-Канада» в 1990–1991 годах, после чего начал работать как артхаусный режиссер. 90-е годы можно назвать первым этапом развития его творчества. Полнометражные работы «канадского» периода творчества – «Космос», «32-е августа на Земле» и «Водоворот» были полуартхаусными неторопливыми драмами-трагикомедиями. На родине фильмы встретили тепло, но за пределами страны о них мало кто знал. После премьеры «Водоворота» Вильнёв настолько разочаровался в собственном творчестве, что решил завязать с кино и удалился в семью на долгие восемь лет. То есть, признал собственную несостоятельность как режиссера, не нашел выхода своей творческой энергии на этом поприще. Истории многих бы закончились на этом моменте, но Вильнёв сумел войти в одну реку дважды.

Далее мы будем пытаться не спойлерить, но предупреждаем, что, если Вы не смотрели тот или иной фильм, то лучше посмотрите, а потом читайте. Картины Вильнёва стоят этого.

Дени Вильнёв
(Фото: Wikimedia Commons/Gage Skidmore)
Дени Вильнёв (Фото: Wikimedia Commons/Gage Skidmore)

«Политех» (2008)

Второй период его творческого пути - именно он нас интересует в данной статье - стартовал в 2009 году с выходом малобюджетного, независимого фильма «Политех». Это было локальное канадское кино, повествующее о трагедии, случившейся в 1989 году в Политехнической школе Монреаля на почве мизогинии. По сюжету один из студентов пришел в Политех с оружием и убил 14 девушек из-за ненависти к слабому полу и радикальному неприятию феминизма. Картина в черно-белых тонах рассказывает кровавую и жестокую историю, подпитывая эмоции зрителей тем, что это было на самом деле. Режиссер беспощаден к зрителям, фильм шокирует реализмом и правдоподобием. Упрекнуть его можно лишь в том, что и до него выходили картины о стрельбе в школах, также основанные на реальных событиях. Без художественных прикрас они все заканчиваются примерно одинаково...

Нельзя сказать, что этот фильм можно полноценно отнести ко второму периоду творчества Вильнёва. «Политех», скорее, переходное звено, глоток свежего воздуха или же электрический разряд, который вывел режиссера из спячки и раскрыл в нем тягу к новому собственному стилю. Стремление к стерильной и по-Кубриковски красивой, выверенной картинке, видится уже в «Политехе». Здесь семья еще не стала основным мотивом фильма. Но уже совсем скоро режиссер возьмёт эту тему на вооружение.

«Пожары» (2010)

Успех пришел к Дени Вильнёву после выхода драматического триллера «Пожары» (2010). Здесь тема семьи, кровного родства лежит в основе фильма, являясь и его завязкой и наиболее «травмирующей» чувства зрителей деталью. Завязка фильма сама по себе является толчком для главных героев, которые весь оставшийся фильм будут пытаться разыскать своего отца и брата. Фильм не пытается прикрыть «семейную тему», она лежит здесь на поверхности и играет настолько мощными красками в финале, что мало кто из зрителей останется нетронутым. Одно но: «Пожары» еще не утратили связь режиссера с артхаусом, поэтому жанр фильма можно отнести к независимым социальным драмам. При этом стиль фильма тяготеет к триллеру – закрутка и развитие сюжета идут медленно, но не отпускают внимание зрителя. Из, казалось бы, не такой сложной сценарной задумки, Вильнёв выжал всё по максимуму. Фоном зрителей вводят в сложную межконфессиональную и межэтническую ситуацию на Ближнем Востоке. Некоторые факты противостояния мусульманского населения и христиан показаны довольно откровенно и жестко. Этот фильм, как и «Политех», не церемонится со зрителем – как в визуальном плане, так и в смысловом. «Пожары» получили высокие оценки критиков всего мира, были выдвинуты от Канады на Оскар, как «Лучший фильм на иностранном языке», но, к сожалению, безуспешно. Тем не менее Вильнёва заметили в Голливуде и предложили поработать над следующим проектом.

«Пленницы» (2013)

Первый крупный проект Вильнёва, привлекший яркий актерский состав - Хью Джекмана, Джейка Джилленхола, Виолу Дэвис, Пола Дано. Этот фильм вышел куда более жанровым, потеряв связь с артхаусным кино, из которого Вильнёв и вышел. Здесь тема семьи вновь не прикрыта – по сюжету, детектив начинает вести дело о пропаже двух маленьких девочек в небольшом провинциальном городке. Первые зацепки ни к чему не приводят, что еще больше усугубляет дело. Обезумевший отец одной из девочек решает взять дело в свои руки, и провести собственное расследование, которое, временами выходит за рамки закона.

Опять в центре сюжета стоит колоссальная проблема воссоединения семьи. Отход от жанра социальной драмы в сторону психологического триллера с нотками детектива и трагедии оказал отличное действие на зрителей и критиков. Вильнёв снял еще более напряженное кино, которое крайне сильно действует на эмоциональном поле, при этом не давит на жалость и не использует слёзовыжимательные приёмы. За высочайшее психологические напряжение фильма отвечает актерское трио – Джилленхол, Джекман и Дано, которые великолепно справляются со своей работой. Это кино, как мы уже отметили, более жанровое – оно прекрасно смотрится и как детективный триллер, и как семейная драма. Причем здесь драма происходит не только в семье протагониста, но и в семье антагониста. Хотя под слоем серой морали в этом кино никто не кажется кристально белым или же беспросветно мрачным.

Фильм трижды окупился в прокате, что дало Вильнёву зелёный свет от голливудских боссов в работе над новыми фильмами.

Также, на съемках «Пленниц» Вильнёв знакомится с Йоханом Йохансоном – перспективным молодым композитором, автором саундтрека к фильму, а также с матёрым оператором Роджером Диккенсом. В дальнейшем они будут совместно работать над рядом проектов Вильнёва.

«Убийца» (2015)

Это уже криминальный триллер с элементами боевика и, конечно же, драмы. Фильм рассказывает о тяжелых буднях агента ФБР Кейт Мэйсер (Эмили Блант), которая борется с наркокартелями на границе США и Мексики. По долгу службы ей приходится вступить в спецподразделение ЦРУ, которым руководит Мэтт Грейвер (Джош Бролин). Вместе им предстоит выйти на след предводителей наркокартеля, чтобы преломить ход наркотической войны. Внештатным консультантом Грейвера работает скрытный и таинственный мексиканец, прошлое которого окутано тайнами. Именно ему предстоит поставить жирную точку в этом противоборстве.

Казалось бы – наркобароны, ЦРУ, ФБР, мексиканские беженцы, американские пограничники, откуда здесь взяться семейной драме? Но нет, Вильнёв делает здесь очередной сюжетный поворот ближе к финалу, который раскрывает личность таинственного мексиканца из спецотряда (в исполнении Бенисио Дель Торо). Далее будут спойлеры! Вот тут вновь перед зрителями открывается сильнейшая трагедия человека, потерявшего самых родных людей в противостоянии с наркокартелем. Измененное сознание героя Дель Торо уже не знает ни добра, ни зла, для него остается только одно предназначение – месть. Весь фильм до самого финала он выступает в качестве второстепенного персонажа, пока зритель следит за главной героиней, сыграла которую Эмили Блант. Это человек со стороны по отношению к спецотряду ЦРУ, ее глазами зритель знакомится с основными персонажами. Но, по своей идейной подоплеке, это кино о герое Дель Торо, на что красноречиво намекает даже название фильма. «Убийца» для Вильнёва стал новым опытом работы в жанре, смежном с классическим боевиком. Фильм получил высокие оценки критиков и очень тёплый приём зрителей. В прокате окупился, но больших прибылей не принёс.

Кстати, продолжение «Убийцы», которое снимал уже не Вильнёв, всё еще сохранило семейную сюжетную подоплёку в качестве двигателя всего действия. Только сместила её на новых персонажей.

«Прибытие» (2016)

На этот раз Дени Вильнёв решил попробовать себя в жанре научно-фантастического триллера - драмы. Конечно же, драмы семейной.

По сюжету на Землю, в самые разные ее страны, необъяснимым образом прибывают несколько космических кораблей странной формы с еще более странными пришельцами на борту. Никаких враждебных действий они не предпринимают. Но возникает проблема – как установить контакт с высшей космической расой? Для этих целей правительство США приглашает профессионального лингвиста Луизу Бэнкс (Эми Адамс) и астрофизика Яна Доннели (Джереми Реннер). Оттого, смогут ли ученые установить контакт с пришельцами, зависит судьба нашего (и не только) мира.

«Прибытие» – экстраполяция семейной драмы на научную фантастику, причем настолько умелая, тонкая и чувственная, что каждый раз при просмотре поражаешься мастерству Вильнёва как постановщика. Здесь совмещены смыслы и посылы о мировом противостоянии и спасении человечества в единстве с темой тяжелейшего выбора главной героини (далее спойлеры!), которая видит своё будущее и будущее своей дочери, но всё равно принимает судьбоносное решение о создании семьи. Луиза осознает, что ждёт ее дочь, благодаря пониманию лингвистики пришельцев, которая приоткрывает завесу времени. И эта тема, которая невидимой нитью пронизывает основной сюжет, является квинтэссенцией всего творчества Вильнёва. Обретение семьи превыше всего, чего бы это ни стоило. Именно на такой шаг отваживается главная героиня, отметая рациональные доводы собственного разума. Конечно, прелесть этой истории заключена в первоисточнике, но нельзя отдать должное режиссеру, который сумел свести воедино научную фантастику о глупых людях и мудрых пришельцах и тяжелую драму человека, стоящего перед решающим выбором. Опять ядром сюжета является пагубное (в конкретном случае) желание создать семью.

Фильм получил отличные отзывы критиков и сдержанно – теплый прием у зрителей, некоторые из которых остались разочарованы (видимо, семейная драма Люка Скайуокера им ближе). Тем не менее картина три раза окупилась в прокате и получила премию Оскар за «Лучший монтаж звука» (хотя, по нашему мнению, «Прибытие» самым наглым образом обделили на церемонии – фильм был достоин большего чем одна техническая номинация).

Для Дени Вильнёва это был первый, но далеко не последний опыт работы в научно-фантастическом жанре.

«Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Сиквел культового киберпанка, определившего облик целого субжанра научной фантастики на годы вперед. Оригинал снял в далеком 1982 году сам тогда еще не сэр Ридли Скотт. Здесь он выступил в качестве продюсера.

Действие фильма происходит в недалеком будущем – параллельной реальности. В центре сюжета репликант Кей (Райан Гослинг), который работает в полицейском управлении и выслеживает таких же, как он репликантов. Во время очередной операции по поимке беглого репликанта, Кей натыкается на странную находку, которая наводит его на след давно пропавшего полицейского Рика Декарта (Харисон Форд).

Подробно мы уже писали про этот фильм в соответствующей статье, поэтому резюмируем коротко. Фильм получился в духе неонуарного киберпанка, с потрясающим визуалом, отличным саундтреком и хорошей актерской игрой. Ожидавшие фантастического боевика остались разочарованы – фильм имеет динамику детектива, но не экшна, хотя пара боевых сцен в нем есть. Критики и поклонники режиссера крайне тепло приняли картину, но массового зрителя это кино привлечь так и не смогло. Как итог – кассовый провал, хотя по итогам проката и выпуска на DVD фильм сумел выйти в ноль или даже принести мизерную прибыль.

Нас здесь интересует тема семьи, которая вновь является двигателем всего сюжета (внимание, спойлеры!). Главный герой – репликант Кей, по определению не может иметь семью, так как создан в лаборатории. Тем не менее это стремление в нем есть, что выражается в его привязанности к голографической девушке Джой, являющейся всего лишь компьютерной программой, изображающей заботливую и преданную возлюбленную. Но сюжет двигает не это, а находка Кея, который обнаруживает чемодан с костями женщины-репликанта, которая, как показало исследование костей, при жизни родила ребенка. Факт, что репликанты не могут иметь детей, оказался развеян. А если репликанты могут иметь детей и создавать семьи, то чем они отличаются от людей? Дальше возникает вопрос о том, что этот факт – рождение первого ребенка-репликанта, может послужить воодушевляющим фактором для всех остальных репликантов. Это могло бы подстегнуть их к восстанию против людей, чего допустить никак нельзя. Но вместо того, чтобы по долгу службы найти рожденное дитя и уничтожить его (Кей, как никак, агент полиции), он принимается помогать Декарту встретиться с его дочкой. Собственно, фильм сводится к тому, что Рик Декарт обретает своё дитя, которое не видел много-много лет. Воссоединением семьи этот фильм и оканчивается.

Конечно, можно привести множество контрпримеров фильмов и режиссеров, в творчестве которых значительное место занимает семья. Но только у Вильнёва тема утраты и обретения семьи является стержнем и двигателем каждой истории его фильмов второго периода творчества. Что любопытно, сценарии он создавал к «Политеху» и «Пожарам», остальные были написаны или адаптированы другими людьми. К слову, над сценарий «Дюны» Дени Вильнёв работал самостоятельно.

Каким получится фильм, мы узнаем совсем скоро, о чем непременно напишем в специальном обзоре. Но, что бы там не вышло, в итоге одно можно уже сказать с уверенностью – семейная драма в «Дюне» обязательно будет, таков первоисточник, от этого Вильнёву не уйти. Да он этого и не собирается делать.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 15.09.2021 11:09
Комментарии 1
Наверх