Версия // Культура // «Злое», «Петровы в гриппе» и «Дом на другой стороне» – разбираем кинопремьеры этой недели

«Злое», «Петровы в гриппе» и «Дом на другой стороне» – разбираем кинопремьеры этой недели

4079

Джеймс Ван вернулся к пугающим истокам

10
В разделе

Мир кино затаил дыхание в преддверие выхода «Дюны» Дени Вильнёва. Но это не помешало отправиться на большие экраны: новому фильму ужасов культового хоррор-мейкера Джеймса Вана «Злое», российской фантастической драме от Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» и фильму ужасов «Дом на другой стороне».

Злое

(18+)

Реж – Джеймс Ван

В ролях – Аннабелль Уоллис, Мэдди Хассон, Джордж Янг, Жаклин Маккензи, Ингрид Бису, Миколь Уайт, Пола Маршалл, Джейк Эйбел, Патрик Кокс

Производство – США, Китай, Румыния

Фильм ужасов, снял который «отец» таких хоррор-франшиз как «Пила», «Заклятье» и «Астрал», австралийский режиссер Джеймс Ван.

Мэдисон (Аннабелль Уоллис) живёт в большом частном доме со своим мужем, который иногда не сдерживает проявления собственной агрессии. Однажды он сильно ударяет Мэдисон головой, после чего девушку начинают мучить странные видения. В них некто, облаченный в черные одежды, жестоко убивает людей. Когда к Мэдисон приезжает полиция, она понимает, что видения были не просто видениями…

Творческий путь Джеймса Вана мог бы сам по себе стать сюжетом для отличного документального фильма. Двадцать лет назад без денег и связей молодой Ван вместе с Ли Уоннеллом сумели найти финансирование и снять свой первый фильм – «Пила», который стал отправной точкой в самой успешной франшизе фильмов ужасов в истории. После он заложил еще две успешные франшизы – «Астрал» и «Заклятие», снискав себе славу культового хоррор-мейкера. Помимо режиссуры, Ван является продюсером многих фильмов. Голливудские боссы почувствовали потенциал молодого режиссера и доверили ему более крупные проекты, как «Форсаж 7» и «Аквамен», которые Ван также сделал коммерчески успешными («Форсаж 7» до сих пор является наиболее прибыльной частью во всей франшизе, а «Аквамен» самым кассовым фильмом расширенной киновселенной «DC»). Не имея в своём резюме наград крупных кинофестивалей или премий Оскар, Джеймс Ван продолжает создавать успешные в кассовом плане фильмы, многие из которых заслуженно получают тёплый прием у критиков. Так что же он приготовил нам на этот раз?

Синопсис «Злого» может сбить с толку, потому что сходу направляет потенциального зрителя на сюжет о доме с привидениями. Но Джеймс Ван уже давно перерос подобные фильмы. Чтобы не раскрывать финальные спойлеры, вдаваться в сюжетные перипетии мы не станем, но отметим лишь, что режиссер мастерски будет водить зрителя вокруг пальца, подкидывая то одну, то другую идею. Но догадаться, в чем же суть «Злого» до того, как это сделают главные герои фильма, будет не очень непросто.

Кто-то может упрекнуть фильм в излишней сюжетной закрученности, но, как нам кажется, лучше так, чем в сотый раз смотреть на приключения глупых жильцов в доме с привидениями. При этом назвать сюжет оригинальным нельзя, чувство вторичности того или иного компонента фильма будет периодически накатывать вновь и вновь. Это касается не только самой истории, но и стилистики, о которой поговорим чуть ниже. Но дело в том, что Ван не старается грубо копировать, а лишь использует части и концепции разного рода фильма ужасов, чтобы создать своё собственное творение.

Причём как нам показалось, вдохновлялся он фильмами из 80-х – 90-х годов, перечислять которые мы не станем, иначе раскроем сюжет. Можно сказать, что это у него получилось, потому что фильм производит впечатление.

Что касается визуальной и аудиальной стилистики, то здесь Ван полностью ударился в 80-е. Манера съемки, высокая динамика происходящего, минимум компьютерной графики и максимум упора на натуральные грим, костюмы и декорации, атрибутика того времени (VHS-кассеты, старые ламповые телевизоры, минимум современных гаджетов) – всё это невольно отсылает нас к творчеству золотой эпохи фильмов ужасов. «Злое» – это совсем не статичное кино, которое пугает зрителя внезапными скримерами. Здесь повествование развивается стремительно, как в боевиках, а сцена в полицейском участке и вовсе напоминает первого «Терминатора», а своей кровавостью и жестокостью отдает дань трэш-кинематографу.

При всём при этом кино не забывает о самом главном – оно старается напугать зрителя и делает это успешно. Если начало может показаться банальным и задать ложное настроение и ложные ожидания, то следующие сюжетные твисты успешно нагоняют жути и отвращения. Забыть это кино сразу после просмотра вряд ли получится, поэтому приготовьтесь вынести с сеанса не самые позитивные эмоции.

Ругать это кино не хочется, да особо и не за что. «Злое» выглядит стильно, отдает дань фильмам 80-х, киноманы найдут множество небольших заимствований, и самое главное оно справляется со своей основной задачей – пугает зрителя. Можно упрекнуть фильм во вторичности, плохом раскрытии персонажей, паразитировании на культуре 80-х, но это будут уже придирки. Вопросы может вызвать лишь сама концовка, в которой события развивались чересчур стремительно и беспрепятственно.

Преданные фанаты режиссера могут быть разочарованы сменой тональности – вместо тёмного тягучего мистического хоррора здесь динамичный и резкий фильм ужасов, местами плавно перетекающий в трэш. Как бы то ни было, лента непохожа на предыдущие хорроры Джймса Вана, что красноречиво говорит о росте и творческом развитии режиссера.

Эпикриз: если вы поклонник фильмов ужасов, то это кино сможет вас и развлечь, и пощекотать нервы. В фильме хватает сцен жестокости и насилия, а также отвратительных моментов, поэтому будьте готовы.

Для иллюстраций использовались кадры из трейлера кинофильма «Злое» (2021), реж. – Джеймс Ван.

Петровы в гриппе

(18+)

Реж – Кирилл Серебренников

В ролях – Семён Серзин, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Юра Борисов, Иван Дорн, Александр Ильин мл., Сергей Дрейден, Тимофей Трибунцев

Производство – Россия, Франция, Швейцария, Германия

Фантастическая российско-европейская драма, снял которую известный отечественный режиссер Кирилл Серебренников («Изображая жертву», «Юрьев день», «Ученик», «Лето» и другие). Фильм был удостоен Приза «Vulcain Prize» («Золотая камера») на кинофестивале в Каннах в этом году. В основе сценария лежит роман «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова.

Сюжет фильма расскажет об обычной российской семье Петровых из Екатеринбурга начала «нулевых». Петров-старший (Семён Серзин), его жена (Чулпан Хаматова) и их восьмилетний сын (Владислав Семилетков) оказываются в квартире, подхватив грипп. Петровы уже успели развестись, но продолжают жить вместе. Болезненная лихорадка в замкнутом пространстве приводит к тому, что реальность смешивается с воспоминаниями, с нами и фантасмагорическими галлюцинациями Петровых.

Имя Кирилла Серебренникова, как минимум, на слуху и многих россиян. И дело не в его популярности как режиссера – фильмы Серебренников снимает не для интеллектуального большинства. Своей популярностью в России он «обязан» уголовному преследованию по делу «Седьмой студии». Об этом мы уже писали, поэтому сосредоточимся на обзоре его нового фильма.

Мы не удивлены, почему «Петровых в гриппе» снял именно Серебренников. Режиссера никогда не обходила стороной тяга к экспериментам при работе с материалом. Его предыдущий фильм «Лето» получился грустно-весёлой историей любви, дико ностальгической для тех, кому за сорок. Для остальных – просто приятной и уютной. Здесь же Серебренников берет за основу весьма сложный источник – роман Алексея Сальникова, который в 2018 году стал литературным бестселлером в нашей стране. Сравнивать книгу с фильмом мы не станем, потому что с первой еще не успели познакомиться. Да так оно и лучше – кино воспринимается без постоянных оглядок в духе «а что там было в книге?».

Фильм получился менее приятным и душевным, чем «Лето», но более изобретательным в плане визуального повествования. Цельного сюжета у «Петровых» нет – лента состоит из отдельных мини-историй, связывает которые беспросветная российская реальность, помноженная на социальный реализм в кино. Серебренников и не пытается рассказать конкретную историю об определенном герое. Вместо этого он проходится по проявлениям жизни обычных (и не очень обычных) россиян. Здесь нашлось место и чернухе с черным юмором, и фантастике, и ностальгии по «светлому советскому прошлому», и социальной драме сурового настоящего. Фильм совсем не старается понравится зрителю, но развлекает он умело. С натяжкой его можно назвать аттракционом – погружением в некое российское Зазеркалье. Хотя, на самом деле, Зазеркальем оно кажется лишь при беглом первом взгляде, а на деле, когда болезненная горячка спадает, всё оказывается куда более реальным, прозаичным и беспощадным.

Актерский состав пестрит именами, которые в любом другом проекте сложно было бы представить вместе. Сергей Дрейден и рэпер Хаски, Чулпан Хамаова и Иван Дорн, Юрий Колокольников и Тимофей Трибунцов. Все они воплощают собой конкретных людей, но современные русские архетипы, образы, модели поведения. Недаром в фильме почти не звучат имена собственные – герои максимально обезличены, чтобы рядовой зритель смог сильнее почувствовать близость с ними, отождествить с самим собой.

Эпикриз: «Петровы в гриппе» не соберут большую кассу в кинотеатрах. Это кино нацелено на узкую аудиторию, которая всё равно его посмотрит. Рекомендовать стоит тем, кто следит за развитием русского киноавангарда.

Дом на другой стороне

(18+)

Реж – Дэвид Брукнер

В ролях – Ребекка Холл, Сара Голдберг, Вонди Куртис-Холл, Эван Йоникит, Стэйси Мартин, Дэвид Эбельс, Кристина Джексон, Патрик Клейн, Кристал Сванн

Производство – Великобритания, США

Фильм ужасов от малоизвестного режиссера Дэвида Брукнера, который ранее ставил похожие по жанру картины – «З/Л/О», «Монстры Юга», «Ритуал». Оригинальное название фильма – «Ночной дом».

По сюжету школьная учительница по имени Бет (Ребекка Холл) переживает трагическую гибель своего мужа по имени Оуэн (Эван Йоникит). Без каких-либо видимых причин, неделю тому назад он отплыл на лодке от их дома и пустил себе пулю в голову. Оставшись одна в большом доме, Бет начинает замечать странные явления, ощущать чье-то присутствие дома, а также получать сообщения на телефон от покойного супруга. К этому прибавляются еще проблемы со сном. В поисках ответов Бет решает разобраться в документах и вещах своего мужа, который, как оказалось, скрывал от жены кое-какие секреты…

«Дом на другой стороне» пытается рассказать в сотый раз одну и ту же историю о доме с привидениями. Надо отдать создателям должное – они сумели снять начало фильма, которое способно заинтересовать зрителя. Лента в своей первой трети больше походит не на рядовой ужастик, а на психологический триллер с нотками драмы. Зритель понимает, как сильно произошедшее ударяет по главной героине, вместе с ней пытается разобраться в причинах и последствиях самоубийства Оуэна. Только минус в том, что зритель идет на ужас, а ничего пугающего (даже попыток напугать) в первой части фильма вы не увидите. Скажем прямо – и во второй части особо страшных моментов тоже нет. С одной стороны, хорошо, что авторы не стали опускаться до самых ленивых, дешевых и неизобретательных скримеров. С другой, помимо легкого саспенса и едва ощутимого налета псевдопсиходелики более в этом фильме на чувства не воздействует ничто. Финал картины до самой кульминации всё еще оставляет надежды на сюжетный твист, который перевернет представление о фильме в целом. Но этого не происходит, и следом за неплохой кульминацией следует банальный финал, намекающий на продолжение.

Ребекка Холл в главной роли смотрелась более чем убедительно. Актриса уже имеет за плечами солидный набор ролей в куда более серьезных картинах, поэтому роль сильной снаружи, но слабой внутри вдовы ей удалась легко. Из остальных персонажей нашему взгляду больше не приглянулся никто.

Эпикриз: в качестве фильма на вечер «Дом на другой стороне» неплохо подойдет для зрителей, желающих посмотреть неплохой одноразовый мистический триллер. Если же выбирать для преданных поклонников фильмов ужасов, то упомянутое выше «Злое» куда более предпочтительный вариант.

В заключении посмотрим на тройку лидеров по кассовым сборам у нас в стране: первое место на прошлой неделе ожидаемо занял новый сольник от «Marvel» с азиатским колоритом «Шан-Чи и легенда десяти колец». Сразу за ним расположилась подростковая ванильная мелодрама «После. Глава 3». «Босс-молокосос 2» наконец-таки утратил лидерство и опустился на третью строчку кассового ТОП-3.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.09.2021 17:30
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх