Версия // Культура // Трек «Ballroom Blitz» кудесников из Sweet празднует 50-летний юбилей!

Трек «Ballroom Blitz» кудесников из Sweet празднует 50-летний юбилей!

4442

Сладчайшее заговение. Часть 2

Трек «Ballroom Blitz» кудесников из Sweet празднует 50-летний юбилей! (фото: Татьяна Егорова)
В разделе

Представление начинается с классической переклички между музыкантами, когда Коннолли, явно дурачась, игриво вопрошает всех членов команды по очереди: «Are you ready, Steve?» (Ты готов, Стив?) – «Uh-Huh» (Угу) – соглашается тот. «Andy?» (Энди?) – «Yeah» (Да). «Mick?» (Мик?) – «Ok» (Ок) – никоим образом не возражают другие члены команды. «All right, fellas! Let’s goooo!» (Отлично, парни! Начнём!). И понеслась…

Сразу отметим любопытную вещь. Композиция «Ballroom Blitz» не слишком замысловата по своему наполнению, как и многие отменные синглы глэм-рока. С самого начала (с приведённой выше переклички) музыканты явно веселятся, прикалываются, возможно, и не собираясь делать простоватую песенку очередным хитом. Парадоксально, но этот забавный сингл, чье название можно перевести, как «Блиц на танцполе» реально стал со временем классическим.

Как и у многих других хитовых композиций глэм-рока его авторство принадлежит знаменитому композиторско-песенному тандему Майка Чэпмена и Никки Чинна, которые создали немало отличных композиций для блестящих героев нашей статьи Sweet. Но и не только для них, а также для шикарных Suzi Quatro и Blondie, незаслуженно подзабытых Mud, Racey и вальяжных Smokie c их вечнозелёным хитом «Living Next Door To Alice», о чём мы писали в первой части нашего исследования.

Многие из их опусов были похожи и даже по своему имитировали наследие Элвиса Пресли (а также других великих рок-н-ролльщиков и блюзменов) что, впрочем, нисколько не обескураживало Чэпмена/Чинна и потребителей их нетленных творений, а, скорее, наоборот, показывало преемственность и уважение к корням!

В отличие от своих коллег по глэм-сцене Sweet никогда не были довольны своей репутацией поп-группы, о чём говорят би-сайды (то есть песни, размещаемые на второй стороне пластинок) их ранних синглов, исполненные в стиле хард-рок. Они неплохо справлялись с ролью последователей (и в чём-то эпигонов) Марка Болана и Дэвида Боуи, но делали это без особого энтузиазма. Публика чувствовала этот тонкий момент и почему-то впечатлялась именно утяжелёнными по звучанию песнями, чем поп-композициями. Хард-роковые синглы «сладких» действительно звучали более уверенно, что гарантировало музыкантам внимание не только подростковой, но продвинутой и обеспеченной взрослой аудитории!

По теме

Менеджмент группы также обратил внимание на такие нюансы. В связи с чем, Чинн и Чэпмен стали сочинять более тяжёлые вещи, такие как «Little Willy» и «Wig Wam Bam», занимавшие первые места в ряде мировых чартов. На этих записях, уловившие ветер перемен Sweet, сами исполняли инструментальные партии (ранее им приглашали сессионных музыкантов). В 1973 году песня «Block Buster» стала первым и единственным синглом Sweet, занявшим первое место во многих европейских чартах. Последующие синглы, вроде «Hell Raiser», «Teenage Rampage и искомой «Ballroom Blitz», поднялись до № 2 в английских хит-парадах и укрепили хард-роковую репутацию «сладких».

Пол Роланд в «Рок и Поп» обратил внимание на то, что «Ballroom Blitz» вообще выбивается из общего ряда синглов Sweet своим необычным «двойным темпом, шаркающим ритмом на барабанах, оставляющим слишком мало пространства для удалого риффа, стандартного аккомпанемента ритм-гитары или бренчанья на струнах. Гитара играет синкопами в паузах, создавая пыхтящий эффект», словно локомотив разогревает свои пары перед началом движения. «Стихи увязываются с ломкой партией гитары и задыхающимся вокалом Брайана Коннолли», который проговаривает слова куплетов с выразительным придыханием. Когда настаёт черёд хора, то разрядка приходит после умопомрачительного напряжения нарастающих аккордов, создавая впечатление, будто пассажиры ненадолго сошли с ума после поездки на притягательном, но страшном аттракционе «Американских горок» и постепенно приходят в себя после пережитого…

Далее Sweet записали альбом «Sweet Fanny Adams» (1974), сознательно выдержанном в хард-роковых тонах, что позволило сразу перевести их в разряд высшей лиги тяжелой музыки, наряду со Slade, Queen, Uriah Heep и другими колоссами хард-рока. В нём присутствуют мастерски исполненные инструментальные партии и нестандартные аранжировки. Диск вошёл в UK Top 40 и получил хорошие оценки критиков. Последовавший за ним опус «Desolation Boulevard» (где народ впечатлил кавер на знаменитую «My Generation» The Who) не только был тепло принят меломанами, но получил хвалебные отзывы от самих участников The Who, которые пригласили Sweet к совместному выступлению на стадионе одного из футбольных клубов. Перед представлением случилась большая неприятность. На Коннолли напали какие-то гопники и ранили музыканта в район шеи, что не лучшим образом сказалось, в дальнейшем, на его вокальных способностях, так как манера пения Коннолли всегда требовала неслабых мускульных усилий.

В 1975 году Sweet прекратили отношения с Чинном/Чэпменом, чьи последние работы оказались не слишком удачными. Ребята засучили рукава и выдали бронебойный хит под названием «Fox on the Run» («Лис в Бегах») своего же авторства, который стал самым продаваемым их синглом! По моей версии, здесь им вновь удалось повторить фокус, провёрнутый ранее с незабвенным «Ballroom Blitz». Тут речь может идти о жесте, воплощённом в отточенном веками движении. Или, как писал Э.М. Ремарк в знаменитом романе «Черный Обелиск»: «Мне кажется, что я, наконец, почувствовал, что такое любовь! Это – жизнь, только жизнь, высочайший взлёт волны, тянущейся к вечернему небу, к бледнеющим звёздам и к самому себе. Взлёт всегда напрасный, ибо он – порыв смертного начала к бессмертному. Но иногда небо склоняется навстречу такой волне, они на миг встречаются и тогда это уже не закат, с одной стороны и отречение – с другой. Тогда уже нет и речи о недостатке и избытке, о подмене, совершаемой поэтами…».

Композиция «Fox on the Run» заняла второе место в Британии, Нидерландах и Норвегии, пятое в США и первое в Западной Германии и Австралии. Многие знаменитые хард-рок исполнители, включая Def Leppard, Ace Frehley (Kiss) и даже Scorpions, записывали кавер-версии этой песни! Однако следующие синглы, вроде «Action» и «Lies in Your Eyes», занимали уже не слишком высокие места в хит-парадах. Востребованность группы пошла на спад. Далее последовал уход из Sweet некоторых музыкантов, застой, распад «сладких» и последующая (в меру скандальная) череда воссозданий формации её прошлыми участниками, которые, на мой взгляд, могут быть интересны лишь самым горячим поклонникам группы и историкам рок/поп музыки.

Из оставшихся в живых на 2023 год членов первоначального состава Sweet, изредка появляются новости лишь об Энди Скотте, который иногда потряхивает стариной, играя на музыкальных фестивалях. Тем не менее, рекомендую периодически вспоминать о самобытном творчестве Sweet. Оно того, несомненно, заслуживает, ибо всё гениальное оказывается на поверку простым и доходчивым (пусть до поры до времени замаскированным) внося немалую лепту в добротное мироощущение миллионов меломанов при его прослушивании!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.08.2023 11:11
Комментарии 0
Наверх