Версия // Культура // Исполнился 51 год альбому «Imagine» Джона Леннона

Исполнился 51 год альбому «Imagine» Джона Леннона

7496

Бесприцепный гений

Исполнился 51 год альбому «Imagine» Джона Леннона
(фото: Jack Mitchell)
В разделе

Многими подмечено, что сольные диски Леннона полны мелодичных и поэтически насыщенных поп и рок-хитов. Но его песенный материал привлекателен не только этим. Меломаны и любящие творчество гениального битла (а таковым его назвал сам великолепный Фредди Меркьюри – «Lennon Is A Genious» в знаменитой песне «Life Is Real» (Song for Lennon) знают, что в нем можно расслышать не только наполненный авангардным постмодерном джаз, но щебетание птиц, шум листвы, другие звуки природы и даже первородный крик.

Вообще-то, Джон Леннон начал ходить «налево» еще задолго до «развода» с The Beatles. Существует весьма увесистая версия, что его разносторонне одаренная возлюбленная Йоко Оно была тому основной причиной. И правда, если посмотреть на развитие событий, то мы увидим, что уже весной 1968 года «сладкая парочка» выпустила свой дебютный, весьма неожиданный для всех, импровизационный опус под названием «Unfinished Music No.1: Two Virgins» (в пер. с англ. «Незавершенная Музыка Номер 1: Двое Девственников») за несколько недель до выхода битловского шедеврального «White Album» («Белого Альбома»).

Такой шаг вряд ли был сделан случайно. Причем ему наследовали еще два подобных авангардных выкрутаса – один дичее другого. Я имею в виду наполненный визгами «Unfinished Music No. 2: Life With The Loins» (1969) и «Wedding Album» (1969) с «постельной» акции Джона и Йоко в Амстердаме. Конечно, они не могли пройти незамеченными со стороны коллег по сцене. В первую очередь, Пола Маккартни, который бурчал что-то неодобрительное в адрес Джона. Впрочем, Леннону такое отношение было «до лампочки», хотя обиды на Пола накапливались, что дало о себе знать впоследствии на таких песнях, как «How Do You Sleep?». Само фото обнаженных Джона и Йоко, украсившее собой обложку пластинки, также говорило о многом, в том числе о большой внутренней работе музыканта, его тяге к открытости, простоте, невинности и много чему еще (о чем читатели могут порассуждать на досуге сами).

После громкого распада легендарной ливерпульской четверки Леннон продолжил коллаборировать с Оно. Итогом чего стала менее авангардная, но столь же самобытная пластинка «John Lennon/Plastic Ono Band» (1970), о чем мы писали.

Рассматриваемый нами диск «Imagine» (1971) стал более богатым по насыщенности звучания продолжением «John Lennon/Plastic Ono Band».По мере его прослушивания мы можем увидеть безжалостный самоанализ и пересмотр творческих сил Леннона, который вылился в волшебство «Imagine». И дополнительной «виной» тому послужило привлечение к работе над музыкой пластинки целого созвездия талантливейших музыкантов (включая самого Джорджа Харрисона) некоторые из которых плодотворно музицировали с Джоном и Йоко во время работы еще над «John Lennon/Plastic Ono Band».

Все песни альбома «Imagine» написаны Джоном Ленноном. Йоко Оно стала соавтором в «Oh My Love».

В записи приняли участие: сыгравший на гитаре и спевший на вокале Джон Леннон. Клаус Форман и Стив Бренделл сыграли на бас-гитарах, Джордж Харрисон сыграл на гитаре и добро на нескольких треках, Ники Хопкинс «помучал» фортепиано. Джон Бархэм выступил на фисгармонии, Мики Пайндер – на тамбурине, Кинг Кёртис – на саксофоне. Джоуи Бэдфингер, Томми Бэдфингер, Тед Тёрнер, Род Линтон, Энди и Джон Таут подыграли на акустических гитарах, а мастеровитые Джим Кельтнер и Алан Уайт показали класс игры на перкуссии и барабанах. К продюсированию альбома приложил руку незабвенный Фил Спектор, конечно, под чутким руководством Джона и Йоко.

Символика неба превалирует в оформлении пластинки, что подчеркнуто светло-голубыми тонами. Переднюю сторону обложки украшает фотография Джона Леннона, сделанная Энди Уорхолом. На задней также размещена фотография Леннона, смотрящего в небо (намёк на строчку из заглавной песни: «Above Us Only Sky» – пер. с англ. «Над Нами Только Небо»). Также в обложку была вмонтирована фотография Джона, держащего за уши свинью, что по одной из версий, означало насмешку над обложкой сольного альбома Пола Маккартни «Ram», где тот держал за рога барана похожим образом.

Интересно, что на фоне того, что выпускали тогда The Rolling Stones,The Who, The Kinks или Эрик Клэптон, не говоря о работах таких грандов, как Deep Purple и Led Zeppelin, работы Джона Леннона выглядели классическими в роковом смысле, музыкально зрелыми и местами просто сногсшибательными, особенно благодаря заглавной мечтательной «Imagine» (ставшей самым продаваемым синглом Джона), романтическим «Jealous Guy» и «Oh My Love».

Джон Леннон
(фото: Wikimedia Commons/Joost Evers)
Джон Леннон (фото: Wikimedia Commons/Joost Evers)

Диск, как мы уже отметили, начинается с блистательного перебора клавиш неповторимой «Imagine». В песне повествуется о недостижимой мечте, прекрасной утопии, в которой (как в «Городе Солнца» Кампанеллы, «Острове» Хаксли, Уолден, Или Жизнь в Лесу» Торо и прочих волнующих фантазию произведениях) за внешней патокой красивых формул и слов, тем не менее, ощущается несбыточность пропетых иллюзий, необратимость жестокого времени и повсеместная горечь той самой «реальной» жизни, о которой пел Меркьюри в песне-посвящении Леннону (о чем мы сказали выше). Следующий трек «Crippled Inside» я бы перевел, как «Уязвленный внутри». Известно, что мелодия «бриджа песни была заимствована из песни «Black Dog» (1964) от блюзовой группы Kerner, Ray and Glover». Мечтательную тему, заданную «Imagine», продолжает тема отношений мужчины и женщины трека «Jealous Guy» (кстати, стоит отметить, что после ленноновских посещений Индии песня изначально называлась «Child Of Nature» – «Дитя Природы» и была переименована лишь ближе к изданию на «Imagine»).

«Gimme Some Truth» также берет свое начало из легендарных сессий времен битловского альбома «Let It Be» и даже ранее. Целокупность треку придает нота протеста, где в центре мишени стоят ушлые политиканы времен Никсона и Киссенджера. Эта и другие политически окрашенные композиции будут впоследствии стоить Леннону немало нервов, угрозе депортации, слежки агентами ФБР и сложностей для получения американского гражданства, которое он обретет лишь в 1976 году. «Oh My Love» может приглянуться своим романтичным посылом. В едкой «How Do You Sleep?» Леннон выплескивает накопившееся раздражение на Пола Маккартни. «It’s So Hard» наполнена блюзовыми аккордами. «I Don’t Want To Be A Soldier» впрямую говорит о нежелании Джона быть солдатом и неприятии войны, как способа исчезновения проблем, которая их вовсе не решает, а лишь загоняет внутрь. Завершается диск треками «How?» и «Oh Yoko», чьи мелодические «корни» ведут нас снова к историческим сессиям «Белого альбома».

В завершение отмечу, что «Imagine» занимает 223 позицию в списке 500 Величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone и поделюсь наблюдением. Мне кажется, что для интересующихся темой людей и большего понимания раннего сольного творчества Джона Леннона, мог бы быть весьма полезен вышедший в конце 2021 года сериал режиссера Питера Джексона (известного своей работой над «Властелином Колец») посвященный последним студийным записям легендарной ливерпульской четверки. Собранный буквально посекундно, этот восьмичасовой байопик под названием «The Beatles: Get Back» кропотливо воссоздает уникальную атмосферу и на глазах улетучивающуюся (все-таки дело идет к окончательному разрыву) но такую притягательную «магию» битлов. «War Is Over If You Want It» – «Война окончена, если Вы хотите этого», как поется в песне «Happy Xmas (War Is Over)» и где главными, на мой взгляд, являются слова «если Вы хотите этого»!

С Новым Годом и Рождеством, Дорогие читатели «Нашей Версии»! Крепкого здоровья и мира нам всем в наступающем 2022 году!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.01.2022 14:19
Комментарии 0
Наверх