Предполагалось, что в минувший четверг российское правительство окончательно утвердит скорректированный из-за кризиса бюджет на 2009 год. Но Минэкономразвития ещё не закончило «уточнение» макропрогноза. А Минфин, в свою очередь, не может представить полный перечень расходных статей, поскольку не определена окончательная цифра расходов на антикризисные меры. По разным оценкам, они могут обойтись казне в 1–2 трлн. рублей. Однако общей картины это уже не изменит – впервые за последние годы бюджет будет сведён с дефицитом, и немаленьким. А расходы по многим статьям будут сокращены.
Федеральная власть пока старательно избегает зловещего слова «секвестр» (пропорциональное сокращение расходных статей бюджета. – Ред.), заменяя его термином «перераспределение расходов». «Перераспределять» действительно придётся немало – .
Если сохранить расходы на прежнем уровне, то дефицит бюджета составит 10% ВВП (последний раз такой уровень «недостачи» имел место в середине 90-х годов прошлого века). И, что не менее существенно, на покрытие его уйдёт практически весь Резервный фонд (4,9 трлн. рублей), сформированный в тучные нефтяные годы. Правительство сочло это неразумным: сколько времени продлится кризис, сказать не может никто. И тем не менее дефицит бюджета составит не менее 6,1% ВВП. Об этом на минувшей неделе заявили и министр финансов Алексей Кудрин, и помощник президента Аркадий Дворкович. «Меньше точно не будет, может, будет больше», – говорит Дворкович. Цифра, мягко говоря, немаленькая, также «родом из 90-х».
Иными словами, федеральная власть, вначале долгое время не замечавшая наступления кризиса, а затем оптимистично называвшая его «временными трудностями», заговорила в гораздо более реалистичных выражениях. Как выразился первый вице-премьер Игорь Шувалов, «с экономики слетел гламурный налёт». Эта печальная констатация критического состояния российской экономики прозвучала из уст высокопоставленного чиновника на открытии форума «Россия-2009», где представители отечественной бизнес-элиты, высокопоставленные чиновники и экономисты обсуждали ситуацию в российской экономике.
«За последние годы не удалось исправить ситуацию по зависимости от экспорта нефти, газа и металлов», – продолжает Шувалов. Проще говоря, государство не старалось развивать наукоёмкие технологии и производство, преспокойно наблюдая за тем, как взлетевшие до небес мировые цены на сырьё пополняли казну. А когда эти цены рухнули в четыре раза, то Россия попала в ту же ловушку, как и в конце 80-х, когда после сытого «застоя» цены на углеводороды упали, а следом за ними рухнул и колосс на глиняных ногах – СССР. Схожая ситуация была и в дефолтном 1998 году.
Сейчас положение не столь плачевно. У нас есть уже упоминавшийся Резервный фонд, платёжный баланс благодаря плавной девальвации рубля также в порядке. Не стоит – по крайней мере на сегодняшний день – перед Россией и проблема внешнего долга. Однако, по признанию главы Сбербанка Германа Грефа, потери финансовой системы России уже «составили 1 трлн. (!) рублей». Как известно, уже утверждённый бюджет-2009 был рассчитан из мировых нефтяных цен на уровне 95 долларов за баррель. В то же время сейчас они едва превышают 40 долларов и расти в ближайшее время, похоже, не собираются.
Итак, на чём может сэкономить правительство? Как озвучил Шувалов, в первую очередь будут «урезаны» инвестиционные программы. По его словам, надо завершить существующие проекты, а «не начинать новых строек, пока не улучшится ситуация». Правительство собирается сконцентрироваться на поддержке ВПК, инфраструктурных монополий и энергетики. Массового строительства дорог в духе того, как Рузвельт выводил США в 1930-х из Великой депрессии, или масштабных инвестиций в инфраструктуру, как в современном Китае, судя по всему, не планируется, хотя совсем недавно эксперты называли такую политику одной из вероятных антикризисных мер.
Сборная России опустилась на третье место в медальном зачете Олимпийских игр-2022 в Пекине. В ее активе две золотые медали, а также три серебра и две бронзы.
По словам главного экономиста Центра развития Валерия Миронова, Китай может позволить себе увеличивать расходы на инфраструктуру, так как у него и резервы больше, и зависимость от цен на нефть меньше. А в России, дескать, до трети предприятий неэффективны и могут быть отбракованы в результате кризиса. С этим согласен и директор Института макроэкономических исследований и прогнозирования Евгений Гавриленков, который считает, что сравнительно безболезненно можно сократить расходы по статье «Национальная экономика», которые предполагалось увеличивать ежегодно на 40%. Ведь и в лучшие годы рост экономики составлял не более 7–8% в год, а теперь его, вероятно, вообще не будет. Так зачем же тратить, если это заведомо не принесёт эффекта?
Минфин, по некоторым сведениям, прорабатывал и вариант сокращения социальных расходов. Однако на этот шаг правительство идти пока не намерено. В худшем случае часть расходов по «социалке» (к примеру, строительство новых школ и т.п.) будет перенесена на следующий год.