Версия // Власть // Экономический кризис изменил порядок цифр в предвыборных кампаниях российских партий

Экономический кризис изменил порядок цифр в предвыборных кампаниях российских партий

1554

Выборы нищих

1 марта в 77 субъектах РФ пройдут более 3 тысяч выборов различного уровня Фото: Сергей Тетерин
В разделе

1 марта в России состоится очередной день выборов. В 77 субъектах РФ пройдут более 3 тыс. выборов различного уровня. Особенный интерес этой избирательной кампании придаёт тот факт, что она проходит в ситуации нарастающего экономического кризиса. Корреспондент «Нашей Версии» попытался найти отличия нынешних выборов от предыдущих и обнаружил парадоксальный факт: с одной стороны, многие партии существенно сократили размер бюджетов своих предвыборных кампаний, с другой – в ряде субъектов РФ финансовые затраты кандидатов на местных выборах увеличились по сравнению с предыдущими годами.

Всеохватность единого дня голосования вполне позволяет перейти к глобальным обобщениям. Ведь к 1 марта будет завершено 28 предвыборных кампаний по выборам депутатов в региональные законодательные органы, 2230 – в органы местного самоуправления, 850 – по выборам глав муниципальных образований, а также 17 референдумов и 90 голосований по изменению границ муниципалитетов. Только в Подмосковье, например, избираются 25 мэров и 21 Совет депутатов.

Самые крупные выборы пройдут в девяти субъектах РФ – Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Хакасии, Татарстане, Архангельской, Брянской, Владимирской, Волгоградской областях и Ненецком автономном округе. Там будут избирать депутатов в областные и краевые парламенты. В этот же день, 1 марта, будут избраны главы 10 административных центров – Читы, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Мурманска, Новосибирска, Смоленска, Томска, Челябинска, Биробиджана, Анадыря. В 12 административных центрах – Улан-Удэ, Чите, Хабаровске, Брянске, Вологде, Мурманске, Пензе, Екатеринбурге, Твери, Челябинске, Биробиджане, Анадыре – состоятся выборы в представительные органы власти.

Основными участниками этих выборов стали, как и минувшей осенью, четыре парламентские партии – «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР. Лишь кое-где, например в Челябинской области, конкуренцию им пытаются составить «Патриоты России». У «Яблока» нет денег на организацию предвыборных кампаний. А недавно созданная новая партия «Правое дело», хоть и имеет «заначку», по юридическим основаниям не может участвовать в мартовских выборах. Дело в том, что по закону, для того чтобы получить такое право, партия должна зарегистрировать в данном субъекте РФ своё региональное отделение. Однако эта партия только недавно была зарегистрирована на федеральном уровне и физически не успевала получить официальную прописку в регионах.

Но вернёмся к действующим участникам кампании. Финансовый кризис не только сократил партийные бюджеты предвыборных кампаний, но и стал, как правило, их лейтмотивом. Даже самая богатая партия – «Единая Россия» – вынуждена экономить средства, отказываясь от наружной рекламы. По словам секретаря карачаево-черкесского отделения «Единой России» Юрия Кривобокова, «мы приняли решение не проводить шумной агиткампании и не покупать места на билбордах и в газетах, а сделать ставку на агитацию по месту жительства граждан силами партактива». По оценкам источника в центральном исполкоме партии, пожелавшего остаться неизвестным, предвыборный бюджет «Единой России» сокращён примерно втрое!

Партия власти экономит средства, делая акцент в своей кампании на уличных акциях с бесплатным «добровольно-обязательным» привлечением «массовки». Главный лозунг этих мероприятий – поддержка антикризисных мер правительства и президента. Первая масштабная акция была проведена в поддержку повышения пошлин на импортные автомобили, что, дескать, должно поддержать отечественную автомобильную промышленность. По словам замсекретаря президиума Генсовета «Единой России» Юрия Шувалова, «нужно вести разъяснительную работу о том, что делает власть для того, чтобы минимизировать те напряжения, которые наступают в результате изменения социально-экономической ситуации». При этом настоятельную рекомендацию явиться на уличную акцию получили сотрудники партийного и думского аппаратов, которых после митинга развезли по домам на служебных автобусах.

По теме

Региональные либерал-демократы будут вести предвыборную кампанию собственными силами. Центральный аппарат лишь окажет им некоторую помощь – в частности, разошлёт по регионам видеоролики с выступлениями Жириновского на всевозможные темы. При этом в отличие от своих конкурентов ЛДПР в предвыборной стратегии решила отказаться от кризисной тематики. По словам руководителя думской фракции ЛДПР Игоря Лебедева, чтобы «не нагнетать обстановку». Бороться за мандаты партия намерена, эксплуатируя лишь любовь своих избирателей к партийному вождю.

КПРФ, напротив, собирается построить всю свою предвыборную кампанию именно на обращении к теме кризиса. Разумеется, в противоположном по сравнению с «Единой Россией» ключе. При этом предвыборный бюджет КПРФ в связи с кризисом сократился вдвое по сравнению с прошлогодней осенней кампанией и составляет лишь чуть больше 1 млн. рублей. Поэтому федеральное руководство партии рекомендовало своим региональным штабам сделать основной акцент на встречах с избирателями и проведении протестных акций. Об этом шла речь на недавнем семинаре во главе с председателем партии Геннадием Зюгановым, организованном для руководителей избирательных штабов и региональных секретарей. По словам депутата Госдумы Вадима Соловьёва, «перед депутатами фракции была поставлена задача: объяснять, какими в действительности будут последствия кризиса», так как, дескать, «региональные СМИ скрывают от людей правду, не готовят людей к тем трудностям, которые их ожидают».

31 января КПРФ провела первую всероссийскую акцию протеста против безработицы и сокращения зарплат. В этот же день «Единая Россия» провела свою очередную всероссийскую акцию в поддержку действий правительства. В самые проблемные для КПРФ регионы – Поволжье и Северный Кавказ – Зюганов планирует нанести визиты лично.

На теме кризиса строит свою кампанию и «Справедливая Россия». Депутаты этой фракции разъезжаются по регионам, где, по словам её зампреда Геннадия Гудкова*, будут «говорить об ошибках власти, которые делают кризис серьёзным испытанием для страны». С аналогичной целью в вояж по всем девяти субъектам РФ, где состоятся выборы в региональные законодательные собрания, отправится и председатель партии Сергей Миронов. В качестве собственных антикризисных мер «справороссы» намерены презентовать общественности предложения о снижении тарифов на энергоносители, возврате льгот для малообеспеченных граждан и уменьшении процентов по кредитным ставкам. По косвенной информации, бюджет предвыборной кампании этой партии также сокращён примерно в полтора раза по сравнению с прошлогодней осенью и не превышает 3 млн. рублей.

Если партийные бюджеты региональных избирательных кампаний повсеместно сокращаются, то затраты на местные выборы, напротив, в этом году существенно возросли. По оценкам лидера челябинского отделения «Справедливой России» Евгения Рогозы, стоимость одного депутатского мандата в городской думе доходит до 3 млн. рублей – столько же, сколько стоит вся региональная кампания целой партии.

Причина этого парадокса – грядущая реформа местного самоуправления. Органы местного самоуправления получат бюджетные полномочия муниципальных образований, то есть тот контроль над бюджетными деньгами и имуществом, который пока находится у региональной власти. По словам эксперта Центра политической конъюнктуры России Оксаны Гончаренко, «в ближайшем будущем полномочия муниципальных чиновников могут значительно возрасти, и эта перспектива очень обостряет предвыборную борьбу за депутатские и мэрские места».

Поэтому именно туда, на уровень местных выборов, сейчас «спустились» маститые политтехнологи, которые доселе работали исключительно на федеральном и региональном уровнях. Так, на ряд предпринимателей, решивших баллотироваться в депутаты городской думы одного из областных центров, работает группа политтехнологов из Санкт-Петербурга. В политических группах эта группа известна как специалисты по «чёрному пиару», которые вели обе губернаторские кампании Владимира Яковлева в Санкт-Петербурге – победную и неудачную, а также триумфальную кампанию Александра Лебедя в Красноярске. СМИ уже обвиняют этих политтехнологов в том, что они, пользуясь проверенными методами, запускают в общественном транспорте слухи о грядущей отставке высокопоставленных областных чиновников, поднимая рейтинг своих протеже.

А на выборах в Тверскую городскую думу работает, по информации местных СМИ, московская команда. Именно она пять лет назад привела к победе предвыборную кампанию кандидата в губернаторы Тверской области. Теперь, как видите, планка снижена до муниципального уровня. Как говорит один знакомый политтехнолог, «так и до мышей докатимся…».

Впрочем, перенос политической борьбы на муниципальный уровень не означает снижения её накала. Напротив, он может даже возрасти. Именно так считает вице-президент Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов: «На выборах депутатов от одномандатных округов и на мэрских выборах кратно обострится конкуренция, кандидатам власти будет куда труднее побеждать. Вновь увеличится роль избирательных технологий, главным образом «чёрных» и «серых», возрастёт количество вбрасываемого через СМИ компромата. На мартовской выборной сессии мы в лучшем случае увидим цветочки. Ягодки будут на октябрьской сессии».

*
Геннадий Гудков внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами. Росфинмониторинг внес Геннадия Гудкова в перечень террористов и экстремистов.
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.02.2009 12:26
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх