Версия // Общество // Конфликт, зародившийся на религиозной основе в прошлом веке, сегодня перерос в экономический

Конфликт, зародившийся на религиозной основе в прошлом веке, сегодня перерос в экономический

3851

Хроника одного конфликта. XXI век


Фото: wikipedia/User:Gustavobw
В разделе

После окончания конфликта на Кипре 1974 года Европа пребывала в состоянии шока. Впервые после Второй мировой войны на территории Европы (а с точки зрения европейцев, Кипр был её частью), из-за этнического и религиозного конфликта погибли тысячи людей, и первый раз в истории НАТО две страны альянса участвовали в вооруженном конфликте друг против друга.

С этим надо было срочно что-то делать. Как минимум, греко-турецкий конфликт нужно было заморозить. В этой статье мы расскажем о последствии греко-турецкого конфликта на острове и о его развитии в XXI веке.

Итоги конфликта

Оценки потерь у сторон разнятся. Наиболее достоверные цифры говорят о том, что потери турок составили 498 солдат турецкой армии, 70 солдат армии турок-киприотов и 270 мирных жителей. Потери греков были несравнимо больше – около 4 000 солдат и офицеров. Опять появились беженцы внутри острова. В 1974 году на юг острова бежали от 140 000 до 200 000 греков, а на север от 42 000 до 65 000 турок.

Правительство «чёрных полковников» пало, его вожди (Пападопулос, Иоаннидис, Макарезос и Паттакос) были арестованы и приговорены к пожизненному заключению. Поразительно, но Апелляционный суд Греции, после рассмотрении дела «чёрных полковников», 21 марта 1979 года вынес еще одно решение - № 2558/79 – о признании законным вмешательства Турции в конфликт. Основными виновными были названы греческие офицеры, готовившие переворот в Никосии.

На севере Кипра было создано непризнанное ООН кипрское Турецкое федеративное государство. С 15 ноября 1983 года называется Турецкая республика Северного Кипра. В мире страну признала только Турция.

Уже в XXI веке, в 2001 году, в Европейский суд по правам человека – ЕСПЧ - был подан иск «Кипр против Турции». Решение было вынесено через 14 лет - 12 мая 2014 года: Турцию обязали выплатить 30 миллионов евро в качестве компенсации морального ущерба родственникам пропавших без вести людей и 60 миллионов евро в качестве компенсации морального ущерба, понесённого греками-киприотами, проживающими на полуострове Карпас.

Город-призрак

В 1974 году градус ненависти был столь велик, что возникла потребность кроме миротворцев ООН иметь и некие пустые зоны без населения, такой своеобразный буфер. Буфер действительно получился своеобразный. Забегая вперед, скажем, что турецкая армия захватила город Фамагуста и его пригород - Варошу. Если в Фамагусте живут турки-киприоты, то Вароша – это пустой город, который не является частью Турецкой Республики Северного Кипра. Это нейтральная территория, но турки категорически не согласны передать её миротворцам ООН.

Город-призрак Вароша (фото: wikipedia/Vikimach)
Город-призрак Вароша (фото: wikipedia/Vikimach)

Вароша – город-курорт-призрак. Вароша является частью Фамагусты – города порта на восточном берегу Кипра. На 1998 год население Фамагусты составляло около 50 000 человек. Сегодня Фамагуста находится на территории Турецкой Республики Северного Кипра. Как мы говорили ранее, во время второй фазы конфликта 1974 года турецкие танки захватили Фамагусту. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В 60-е – 70-е годы ХХ века Вароша была одним из самых фешенебельных курортов на Средиземном море, соперничая даже с Ниццей. Многие обитатели Голливуда имели в нем свои апартаменты. Это было по настоящему престижное место. В 1974 году во всей Фамагусте было 109 отелей на 11 000 номеров. Последний отель был введен в строй за три дня до турецкого танкового прорыва.

По теме

Греки-киприоты рассказывают, что английские и немецкие туристы бронировали номера в отелях Вароши на годы вперед. До сих пор часть гостиниц Вароши юридически является собственностью граждан из 20 стран мира. Так получилось, что основными жителями Вароши были греки. Квартал Вароша был немедленно изолирован турецкими войсками. Местным жителям были даны сутки на эвакуацию и разрешение взять с собой только то, что можно унести на себе. За один день город покинули 16 000 греков. После этого Вароша была ограблена дважды – сначала турецкой армией, а потом турками-киприотами. Из части домов вынесли все, даже оконные рамы. Этот город объявлен запретной зоной. Так Вароша стал городом призраком. В течение нескольких лет в домах горел свет. На улицах стоят автомобили 70-х годов ХХ века, в части не разграбленных домов полностью сохранилась домашняя обстановка, в шкафах вещи и продукты из прошлого века. Турецкие власти жёстко следят за тем, чтобы никто не посещал Варошу. Если поймают туриста – штраф 500 евро. До 90-х годов город был закрыт полностью. Потом режим немного смягчили. Сначала в Варошу разрешили приезжать журналистам, потом даже открыли один отель у моря. Правда, отдых в нем специфический. Кругом абсолютно пустой город, отходить от отеля нельзя. Согласно резолюции Совбеза ООН от 1984 года Вароша может быть заселена только её коренными жителями или их потомками.

Остальная Фамагуста – это обычный портовой город, заселенный турками-киприотами. В городе есть даже Восточно-Средиземноморский университет. Фактически руководит Фамагустой мэр-турок, хотя есть и мэр-грек в изгнании. Республика Кипр выступила с предложением вернуть беженцев под эгидой ООН и сделать город и порт открытыми. Но турецкая община выступила категорически против этого. Греки-киприоты могут посмотреть на Варошу только в сильный бинокль или в подзорную трубу. Прибрежные кварталы города хорошо видны с территории Республики Кипр.

В феврале 1997 года обсуждалась возможность покупки Республикой Кипр российских ЗРК С-300. Правительство Турецкой Республики Северного Кипра заявило, что если сделка состоится, то Вароша будет заселена турками из материковой Турции. Покупка С-300 не состоялась. Турки-киприоты на словах сделали предложение вернуть Варошу в обмен на ведение торговли со странами Евросоюза, но получили ожидаемый отказ.

Заброшенный международный аэропорт Никосии. Этот аэропорт пустует уже почти 40 лет. Проработал он всего 6 лет. Аэропорт был открыт 27 марта 1968 года. Спроектирован он был немецкой компанией, деньги на строительство выделила Великобритания. На момент введения его в строй аэропорт мог одновременно обслуживать 800 пассажиров и 11 воздушных лайнеров, что очень неплохо для конца 60-х годов ХХ века. Ему не повезло. В ходе конфликта 1974 года в аэропорту разгорелись серьезные бои. Греки были вынуждены отступить, турецкие войска оккупировали эту часть острова, но потом, в отличие от Вароши, передали аэропорт миротворцам ООН. Последние самолеты взлетели в 1977 году. Это были три кипрских авиалайнера, которые простояли на взлетном поле три года. До сих пор на взлетном поле находятся два самолета Пассажирский. Hawker Siddeley HS 121 Trident был поврежден. Специалисты сняли с него всё ценное оборудование, и с тех пор остов лайнера стоит на стоянке летного поля. Второй самолет – английский базовый противолодочный Avro Shackleton MR.3. Еще в 1962 году он совершил аварийную посадку, и с тех порт находится на территории летного поля.

С 1974 года аэродром находится под контролем войск UNFICYP и служит их штаб-квартирой.

XXI век

Часто получается, что конфликты, появившиеся в прошлом веке, в веке нынешнем обретают новые грани. В 10-х годах XXI века, в водах, омывающих Кипр, обнаружили промышленные запасы нефти и газа. Географическое и юридическое положение этой акватории совершенно не определено. С одной стороны, от берегов Кипра до Турции всего 70 км. Формально – это экономическая зона Турции. С другой – до сих пор не урегулирован конфликт на острове Кипр. Республика Кипр стала членом Евросоюза. Несмотря на этот клубок противоречий, Турция направила в воды между Турецкой Республикой Северного Кипра и Турцией сейсморазведывательное судно «Oruc Reis» и буровое судно «Yavuz».

Немного отвлекаясь от темы, скажем, что буровое судно «Deepsea Metro I» длиной 230 метров было приобретено турецкой компанией ТРАО за 262 500 000 долларов США и по инициативе Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана было переименовано в «Yavuz». Такое же название носил линейный крейсер – флагман турецкого ВМФ в течении почти 40 лет. «Явуз» может вести бурение на глубине до 3 300 метров. Это вызвало бурный протест в странах Евросоюза, а ВМФ Греции даже пытался помешать работать турецким судам. Турецкий флот ответил вооруженным сопровождением своих исследовательских судов. Назревал очередной конфликт между странами НАТО. Неизвестно, почему турки убрали эти два судна. Возможно, они закончили свою работу и предоставили Эрдогану карту месторождения Афродита. Возможно так же, что Президент Турции решил взять паузу и не доводить конфликт с ЕС до «горячей» фазы. Но то, что конфликт разгорается, подтверждает тот факт, что во время визита в Турецкую Республику Северного Кипра в июле 2021 года Эрдоган сделал три важных заявления. Во-первых, он выступил против объединения двух общин острова, Во-вторых, он заявил, что Республика Кипр не имеет права принимать решения по месторождению Афродита от имени всего острова. А, в-третьих, было анонсировано открытие и заселение Вароши турецкими гражданами. Самая мягкая из озвученных реакций Евросоюза была – «Турция переступает через ООН». Но в одном Эрдоган прав – ситуация с разграничением этой части Средиземного моря необходима.

Все это позволяет уверенно предположить, что конфликт на Кипре далек от своего разрешения.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 26.08.2021 18:17
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх