Версия // Культура // Россия может лишиться американских блокбастеров

Россия может лишиться американских блокбастеров

1894

Голливуд прокатили

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

На Каннском фестивале в этом году случился громкий скандал: крупнейшие российские прокатные компании в ультимативной форме потребовали от своих американских партнёров снизить цены на картины, в том числе и по заключённым ещё до кризиса сделкам. Если этого не произойдёт, отечественные дистрибьюторы намерены приостановить закупки. Насколько серьёзна угроза, что российский зритель останется без западного кино, и что вообще происходит на отечественном рынке проката, выяснял корреспондент газеты «Наша Версия».

Покупать иностранное кино принято на кинорынках. Наиболее важные из них – каннские MIP TV и MIPCOM и лос-анджелесский L. A. Screening. MIP TV проходит аккурат во время фестиваля. Именно на нём все мейджоры выставляют на продажу пакеты своих фильмов, а в октябре, на втором, считают цыплят и делают прикидки на будущее.

У L. A. Screening своё преимущество: его участники посещают Голливуд, а там можно присмотреть какой-нибудь фильм ещё в полуготовом состоянии. Конечно, есть риск, что лента не оправдает ожиданий, но ведь бывает и наоборот: чем больше картина соберёт кассу в прокате, тем дороже её потом придётся покупать.

В этом году на каннском кинорынке было куплено гораздо меньше фильмов, чем обычно. Даже картины, которые давно ожидались, вызывают у прокатчиков сомнения. К примеру, долгожданный фильм Терри Гиллиама «Имаджинариум доктора Парнаса» котировался совсем не так, как можно было ожидать от ленты известного режиссёра. Дистрибьюторы большинства стран в условиях кризиса предпочли придерживаться тактики «подождём – увидим». Тем не менее ультиматум российских прокатчиков удивил многих.

Среди тех, кто выдвинул требования пересмотреть прошлогодние договоры, представители крупнейших дистрибьюторских компаний России: «Централ партнершип», West, «Парадиз». Западные партнёры ответили достаточно резко. В частности, представитель компании Lightning Entertainment Ричард Гардиан заявил, что аналогичные проблемы есть не только у российских компаний. «Российские партнёры игнорируют ситуацию или пытаются полностью отступить от уже заключённых контрактов. Я думаю, что такая позиция не служит ничьим интересам», – сказал Гардиан.

Представители отечественного кинобизнеса, в свою очередь, мотивировали требования тем, что в стране сегодня на 60% упали продажи DVD, сократились телепродажи. В таких условиях прокат голливудского кино становится слишком дорогим удовольствием.

Правда, в компании «Централ партнершип» признали, что проблемы с прокатом существуют уже давно: за последние пять лет цены выросли в пять раз. При этом сейчас российские дистрибьюторы независимого европейского и американского кино могут рассчитывать в основном на прокат: доходы от продажи теле- и DVD-прав сократились. Поэтому дистрибьюторам имеет смысл закупать только потенциальные хиты.

По принципу «лучше меньше, да лучше» уже начали работать и сами американские мейджоры, урезавшие в последнее время число выпускаемых фильмов. В общей сложности за первые пять месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года число релизов в России уменьшилось почти на 30%.

В компании «Парадиз» заявили, что американцы пока не понимают, насколько серьёзна сложившаяся ситуация. По словам дистрибьютора, может быть остановлено до 60% контрактов. По версии российских прокатных организаций, их могут поддержать и в других восточноевропейских странах.

По теме

Так что, если американцы не пойдут на компромисс, продукцию Голливуда на отечественных киноэкранах будут пытаться заменить продукцией «независимых» студий США. Последние более сговорчивы. Правда, и доходы российских дистрибьюторов в этом случае упадут.

На Западе у каждой картины очень длинная карьера. Сначала новая лента попадает в национальный прокат, потом её продают на платное телевидение, затем на эфирное. Далее следует выход на DVD, и в завершение – экспорт. В России у премьерного фильма жизнь куда короче: кинопрокат и, если повезёт, местное телевидение. А такой потенциально мощный источник дохода, как выпуск картины на видео и DVD, почти полностью перекрывается фактически легализованным пиратством. Так что денег наши дистрибьюторы собирают в разы меньше, чем зарубежные коллеги. А вот проблем у них гораздо больше.

Ещё несколько лет назад российские кинопрокатчики делились на две категории: на тех, кто был связан эксклюзивными договорами с западными мейджорами, и на независимые дистрибьюторские компании, которые закупали фильмы время от времени. Теперь практически все крупные западные мейджоры открыли в России собственные представительства и обходятся без посредников. В такой ситуации местные игроки вынуждены работать по голливудскому принципу, то есть заниматься одновременно производством, прокатом и кинопоказом. А тут ещё грянул финансовый кризис, который сильно повлиял на весь кинобизнес.

Несколько дистрибьюторских компаний уже покинули кинорынок. Так, в конце прошлого года о приостановке прокатной деятельности сообщила компания «Пирамида». Решение это было объяснено «сложной ситуацией на рынке кинопродукции». С февраля 2009 года свой дистрибьюторский бизнес свернула компания Lizard Cinema Trade, вышедшая на рынок в 2003 году. Официальные представители компании подтвердили, что она больше не планирует заниматься распространением фильмов и закрыла соответствующее подразделение. В Lizard Cinema Trade также сообщили, что планируют сконцентрироваться на дистрибуции кинофильмов на DVD. Тяжёлые времена переживает и компания Top Film Distribution. Сейчас она планирует сменить юридическое лицо и будет пытаться выжить. Правда, пакет фильмов на 2009 год компания сохранила, и ленты продолжают выходить.

Генеральный директор компании Movie Research Олег Иванов считает, что «Западные ленты составляют три четверти нашего проката, и среди них много таких, которые покупаются на кинорынках прицепом, в пакете с сильными картинами, – считает Олег Иванов. – Зритель не пострадает, если сократится число таких фильмов». По его мнению, жанровое многообразие кинопроката сохранится за счёт картин крупных компаний, которые «открывают в России собственное производство и продвигают фильмы гарантированного качества».

«Число кинопрокатчиков действительно существенно сокращается», – говорит президент компании «Кино без границ» Сэм Клебанов. Несколько игроков рынка уже в начале года вели переговоры о продаже своих пакетов для дистрибуции на 2009 год. Так, фильм «Рестлер», например, перешёл от компании CP Classic к другой дистрибьюторской компании.

Число участников рынка кинопроката в 2009 году сократится за счёт укрупнения, но это не помешает появляться новым мелким игрокам, уверен Сэм Клебанов. «В кинопрокате станет меньше авантюрности. Побеждать будут те, у кого есть крупные хиты, но ниша арт-хауса при этом сохранится», – считает он.

Раиса Фомина, директор российской дистрибьюторской фирмы «Интерсинема», которая также занимается арт-кино, рассказала, что её компания пересматривать условия договоров не собирается, но проблемы своих коллег понимает. «Я им сочувствую, – говорит она, – но цены были нереалистичными с самого начала». Фомина считает, что кризис может положительно отразиться на российской киноиндустрии. «Некоторые компании выйдут из бизнеса, а другие начнут думать реалистично. Кризис очищает рынок», – уверена она.

Ну а пока исследовательская компания Movie Research подсчитала посещаемость российских кинотеатров и объёмы кассовых сборов за первый квартал этого года. Итог таков: люди стали ходить в кино реже, но кинотеатры при этом собирают кассу больше, чем в прошлом году. Посещаемость кинотеатров по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократилась на 11,4%. Всего за три месяца было продано 36,3 млн. билетов – на 4,7 млн. меньше, чем в начале прошлого года. За этот же период кассовые сборы в рублёвом выражении выросли с 5,6 до 6,1 млрд. рублей. (на 11%). С учётом разницы в динамике посещаемости и сборов можно сделать вывод, что билеты за год подорожали примерно на 24,4%, резюмируют в Movie Research. Средняя стоимость билета увеличилась со 135 до 168 рублей. По словам экспертов, данные первого квартала не должны обнадёживать, так как в начале года кино в России имело «задел» с прошлого года. Дальше, чтобы удержаться на плаву, дистрибьюторам придётся резко снижать издержки и менять стратегию.

Сработает ли ультиматум российских прокатчиков, пока неизвестно. Зато понятно, что настроены они серьёзно и, если голливудские компании не пойдут им навстречу, мы вполне можем в ближайшее время остаться без американских блокбастеров.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.06.2009 11:21
Комментарии 0
Наверх