// // Минрегионразвития хочет управлять субъектами Федерации

Минрегионразвития хочет управлять субъектами Федерации

314

Инкогнито из министерства

Губернаторы Олег Ковалёв (Рязанская область),Владимир Артяков (Самарская область) и Александр Хорошавин (Сахалинская область) озабочены перспективами своих регионов. Фото: ИТАР-ТАСС
Губернаторы Олег Ковалёв (Рязанская область),Владимир Артяков (Самарская область) и Александр Хорошавин (Сахалинская область) озабочены перспективами своих регионов. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Министр регионального развития России Виктор Басаргин предлагает ввести внешнее управление дотационными регионами. По его мнению, эта мера должна применяться, «если в результате анализа расходных обязательств будут выявлены нарушения, которые привели к несостоятельности регионального бюджета». В этом случае контроль над расходованием казённых средств переходит от местных чиновников к временной администрации, состоящей из представителей Минрегиона и Минфина. Чем вызвано и насколько реально это предложение, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Согласно замыслу Басаргина федеральное правительство, предварительно заручившись согласием Высшего арбитражного суда, направит в терпящий бедствие регион антикризисную команду, состоящую из специалистов Минфина и Минрегиона. Механизм их действий будет таким же, как и в случае с предприятиями-банкротами. Временной администрации в соответствии с указом президента могут быть даны практически любые полномочия, кроме реформы структуры власти и правки устава. В течение года, по идее, временная администрация должна исправить ситуацию, составив план восстановления платёжеспособности, подготовив новый вариант бюджета и проконтролировав его исполнение.

Вообще, идея введения внешнего управления кризисными регионами не нова. Ещё в 2003 году бывший зампред правительства Владимир Яковлев предлагал внедрить этот механизм в тех субъектах РФ, бюджеты которых более чем на 60% формируются за счёт трансфертов из центра. Спустя два года с аналогичной идеей выступил тогдашний полпред президента в ЮФО, а ныне зампред правительства Дмитрий Козак. Однако на практике внешнее управление вводилось лишь однажды, да и связано это было не с экономической ситуацией, а с политической. В ноябре прошлого года был убит мэр Владикавказа Виталий Караев, городская дума сложила свои полномочия, и управление городом на три месяца перешло непосредственно к президенту Северной Осетии Таймуразу Мамсурову.

Нынешние разговоры о введении внешнего управления в дотационных субъектах связаны с экономическим кризисом. Напомним, в последние годы центр подсократил доходную базу региональных бюджетов за счёт передачи большинства налогов и сборов под свою юрисдикцию. Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев констатирует: «Сегодняшние межбюджетные отношения ущемляют интересы субъектов РФ – чем больше регион зарабатывает, тем больше забирает центр». В итоге разрыв между регионами-донорами и дотационными областями неуклонно рос, а реальный уровень бюджетной обеспеченности падал. Кризис лишь усугубил эту проблему. К тому же контролировать из Москвы использование разнообразных субсидий и субвенций, направляемых субъектам РФ из федерального бюджета, становится весьма затруднительно.

Согласно мониторингу Минрегиона, на 1 января 2009 года у семи субъектов РФ долг перед федеральным бюджетом превышал доходы на 45%. Это Республика Чувашия, Камчатский край, Чукотский АО, Брянская, Астраханская, Магаданская и Московская области. И если идея Басаргина воплотится в жизнь, именно эти субъекты РФ могут первыми почувствовать на себе, что такое внешнее управление. Его введение означает для региональных властей фактически потерю контроля над финансами.

Некоторые губернаторы уже спешат выразить своё одобрение новации. Так, губернатор Свердловской области Эдуард Россель заявил: «Я не вижу ничего плохого в введении внешнего управления, если региональная власть не справляется с решением проблем». «Абсолютно правильной при плохом управлении» называет идею внешнего администрирования и губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. Он, впрочем, всё же выражает надежду, что «до этого всего не дойдёт, поскольку регионы работают лучше, чем раньше». А вот региональные лидеры рангом поменьше позволяют себе более критические оценки. По мнению зампреда правительства Дагестана Максима Щепакина, «непонятно, будут ли чиновники из Минрегиона переезжать в регион или будут руководить из Москвы. Если регион уже доведён до несостоятельности, то от этого может стать ещё хуже».

Некоторые эксперты и вовсе расценивают инициативу Минрегиона как бесполезную. Об этом говорит, например, политолог Александр Кынев: «Мне непонятен её смысл. Для чего вводить внешнее управление в регионе, если можно сменить его руководителя – последние изменения в российском законодательстве до максимума упростили этот процесс. У нас регионы с 2004 года полностью включены в вертикаль власти. Получается, что федеральная власть борется сама с собой».

Опубликовано:
Отредактировано: 12.05.2009 12:40
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх