// // Какие риски угрожают исполнению российского финансового плана-2009

Какие риски угрожают исполнению российского финансового плана-2009

330

Бюджетненько!

Замминистра финансов Татьяна Нестеренко трезво оценивает все риски бюджета-2009
Фото: ИТАР-ТАСС
Замминистра финансов Татьяна Нестеренко трезво оценивает все риски бюджета-2009 Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Не успели парламентарии одобрить перевёрстанный в связи с кризисом закон о бюджете, как вновь пошли разговоры о том, что главный финансовый документ года вновь будет пересмотрен. Пока власти удерживаются в установленных рамках расходования средств, но признают, что при определённых обстоятельствах сохранить и без того дефицитный баланс будет невозможно. На минувшей неделе Минфин озвучил риски, которые могут помешать исполнению бюджета. В деталях разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Совет Федерации утвердил новую редакцию закона о бюджете на 2009 год. Доходная часть в нём сокращена на 4,2 трлн. рублей, а расходная выросла на 0,67 триллиона. Причину пересмотра бюджета объяснять вряд ли нужно: из-за финансового кризиса доходы государства упали, а для спасения экономики необходимо затратить огромные средства.

Бюджетный дефицит составит 3 трлн. рублей и будет компенсирован за счёт средств из Резервного фонда. Как сообщила замминистра финансов Татьяна Нестеренко накануне рассмотрения сенаторами бюджета, этот процесс уже начался. Причём из полученных от Центробанка 940 млрд. рублей 124 млрд. уже использованы. «Если бы не средства Резервного фонда, у нас на счетах сейчас было бы минус 124 млрд. и расходы были бы приостановлены», – отметила замминистра.

В первом квартале нынешнего года правительству удалось удержаться в установленных бюджетом-2009 рамках. Для этого Минфину пришлось притормозить с расходами и порекомендовать поступить таким же образом регионам, многие из которых до сих пор так и не переверстали свои докризисные бюджеты.

Но эксперты полагают, что долго держаться в этих узких рамках правительству не удастся. Первое, на что обращают внимание аналитики, – параметры антикризисных затрат. Так, в ноябре 2008 года на эти цели было выделено 5,9 млрд. рублей. В конце 2008 – начале 2009 года ещё около 1,5 миллиарда. Но весь пакет антикризисных мер в бюджете на текущий год тянет лишь на 1,6 миллиарда. Экономисты убеждены: этого не хватит и придётся вносить новые поправки в бюджет, сокращая инвестиционные расходы и увеличивая траты на борьбу с кризисом.

Впрочем, с увеличением расходов Минфин намерен жёстко бороться. Если выйти за их пределы, то от Резервного фонда ничего не останется: из него и так придётся изъять 3,1 трлн. рублей из имевшихся на 1 февраля 4,8 триллиона. А Резервный фонд планируется использовать и в 2010 году всё для того же покрытия бюджетного дефицита. Выступая перед сенаторами, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что, даже если в текущем году появятся какие-то дополнительные доходы (которые Минфин вовсе не ожидает), «расходы увеличены не будут, поскольку дополнительные доходы пойдут на сокращение дефицита».

Нельзя сказать, что скепсис о дисбалансе расходов и доходов испытывают только лишь независимые аналитики. По словам члена экспертного совета при правительственной антикризисной комиссии Сергея Дробышевского, «возможные изменения расходной части бюджета обсуждаются в Минфине». Причём поправки могут появиться совсем скоро: в конце мая Минэкономразвития представит прогноз на вторую половину года. А он уже может существенно отличаться от предыдущего. Соответственно исходя из этих данных будут сделаны выводы, есть ли необходимость в очередной перевёрстке главного финансового документа года. Впрочем, в самом Минэкономразвития уверяют, что такая возможность даже не рассматривается.

Но финансовые власти страны прекрасно осведомлены о возможных проблемах с исполнением бюджета. По словам Алексея Кудрина, «с учётом того, что федеральный бюджет выходит с большим дефицитом и большим использованием Резервного фонда, появляются новые риски». А его заместитель Татьяна Нестеренко озвучила три их составляющие: скачок инфляции, который вынудит правительство проиндексировать обязательства перед населением, недобор доходов, из-за которого Резервный фонд может быть опустошён раньше намеченного срока, и невозможность занять достаточно денег для финансирования дефицита. При этом стоит учитывать, что обстоятельства могут сложиться так, что все три перечисленных риска сойдутся и даже, возможно, появятся новые угрозы.

По теме

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ: Резкий всплеск инфляции

В случае превышения заложенного в бюджет показателя темпа роста цен в 13% правительству придётся индексировать привязанные к нему выплаты населению. Между тем с прогнозированием инфляции у российской власти всегда были проблемы: к концу года она стабильно превышает запланированные рамки. Не исключено, что в этом году картина будет схожей. Тем более что темпы роста цен уже выбились из графика: согласно последним данным Росстата, с начала года инфляция составила 6%. Что довольно много, учитывая, что наибольший прирост инфляция даёт ближе к концу года.

Однако есть и повод для оптимизма. По словам Нестеренко, Минфин попытался заложить в бюджете стабилизационные механизмы, которые позволили бы компенсировать эти угрозы. «Например, на риск большей инфляции заложен специальный резерв правительства. Парламент дал право правительству использовать часть этого резерва на социальные мероприятия, которые необходимо индексировать в зависимости от темпов роста цен», – сказала замминистра. Кстати, в представленном на минувшей неделе аналитическом докладе Международного валютного фонда российской экономике предрекают инфляцию в 12,9%.

Вероятность: 20%

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ: Казна недоберёт доходов

Другой угрозой Минфин считает более существенное, чем ожидается, снижение ВВП и соответственно падение доходной базы. Федеральные налоговая и таможенная службы прогнозируют, что при самом пессимистичном варианте недобор может составить 800 млрд. рублей. «Будем надеяться, что прогнозы администраторов (бюджетных доходов) не исполнятся», – добавила госпожа Нестеренко, озвучивая неприятный прогноз.

Оценки ФНС и ФТС примерно совпадают с прикидками неправительственных экономистов. И в случае реализации негативного сценария правительству придётся использовать «до дна» Резервный фонд, а возможно, и распаковывать Фонд национального благосостояния.

Алексей Кудрин подтвердил, что такой сценарий есть, но в Минфине пока считают его маловероятным. Однако, по словам Кудрина, вероятность его растёт, особенно с учётом результатов первого квартала. Согласно прогнозу, падение ВВП за январь – март должно было составить 7,5%, в реальности оно превысило 9,5%. Спад промышленного производства оценивался на уровне 10,5%, а оказался выше 14%. Понятно, что это повлечёт за собой и изменение доходной базы.

«Если реализуется сценарий правительства (спад экономики на 2,2%), то дополнительного использования Резервного фонда не потребуется, – полагает помощник президента Аркадий Дворкович. – Да и цены на нефть пока держатся выше прогноза». Однако в оптимистичный сценарий не верят и члены правительства. Так, замминистра экономразвития Андрей Клепач в прошлый четверг заявил, что спад составит 6%.

Вероятность: 40%

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ: Россия не сможет компенсировать дефицит за счёт займов

Финансовый план строился с расчётом на то, что будет привлечено 425 млрд. рублей займов с внутреннего рынка. «Пока этот процесс идёт плохо», – признаётся Татьяна Нестеренко. Во-первых, изъятие такой суммы из оборота сейчас может крайне негативно сказаться на экономике – денег на рынке и так не хватает. Во-вторых, Минфин не хотел бы занимать под высокие проценты, а дешёвые кредиты исчезли. «Непонятно, нужно ли Минфину идти на рынок «при любой цене», – рассуждает она.

К внутренним займам, по словам Алексея Кудрина, правительство решило прибегнуть как к средству для компенсации бюджетного дефицита. В результате в нынешнем году их запланированный объём вырос более чем в два раза по сравнению с прошлым. А в 2010 году объём заимствований должен вырасти ещё больше и составить 656 млрд. рублей. Но, по всей видимости, идея оказалась не слишком удачной.

Не исключено, что в связи с этим Минфин прибегнет и к внешним заимствованиям. Такую возможность не исключает Алексей Кудрин. Правда, он надеялся, что раньше 2010 года за помощью к иностранным кредиторам обращаться не придётся. Но и это решение может не сработать: есть большие сомнения, что иностранные инвесторы захотят кредитовать российскую экономику в период кризиса. А если и дадут денег, то под такую ставку, что мало не покажется.

Вероятность: 40%

Опубликовано:
Отредактировано: 27.04.2009 12:49
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх