// // Больше всего Олег Янковский любил свою роль в великом фильме Марка Захарова

Больше всего Олег Янковский любил свою роль в великом фильме Марка Захарова

2397

Самый честный Мюнхгаузен

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

«Я понял, в чём ваша беда. Вы слишком серьёзны. Серьёзное лицо ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» – такими словами заканчивал своё земное существование герой фильма «Тот самый Мюнхгаузен» в исполнении блестящего актёра Олега Янковского. 20 мая Олег Иванович ушёл из жизни. По иронии судьбы именно в эти дни исполняется 30 лет картине «Тот самый Мюнхгаузен», в которой Янковский, по его собственному признанию, сыграл любимую роль. Корреспондент «Нашей Версии» вспоминал о том, как создавалась эта картина.

Мало кто знает, что изначально драматург Григорий Горин написал пьесу «Самый правдивый» специально по просьбе актёра Владимира Зельдина, которому очень хотелось сыграть роль барона Мюнхгаузена. Спектакль шёл в Театре Советской армии и пользовался у зрителей невероятным успехом. Марк Захаров посмотрел этот спектакль и решил перенести его на большой экран. За дело он взялся вместе с Григорием Гориным. В ходе совместного сотрудничества пьеса претерпела изменения: в частности, в ней появились новые персонажи. Так, бургомистр из пьесы pаздвоился и превратился в двух pазных чиновников – буpгомистpа и геpцога. А вот музыка, написанная Алексеем Рыбниковым для спектакля, перекочевала в картину.

Многие были уверены, что главные роли в картине исполнят актёры, задействованные в спектакле: Владимир Зельдин сыграет барона Мюнхгаузена, Лариса Голубкина – Марту, а Людмила Касаткина – баронессу. Но Захаров в роли барона Мюнхгаузена видел только Олега Янковского. Причём свою точку зрения ему пришлось долго отстаивать. Худсовет «Мосфильма» твердил, что Янковский не подходит по возрасту и годится барону в сыновья. К тому же это, дескать, совсем не его амплуа.

Григорий Горин тоже поначалу скептически отнёсся к кандидатуре Олега Ивановича. В своих воспоминаниях он писал: «Янковский до этого играл прямых, жёстких, волевых людей – волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль. Потом я свыкся с тем, как выглядит киногеpой. Зельдин был более pомантичным. Янковский же получился более иpоничным Мюнхгаузеном».

«В приглашении Олега Янковского на эту роль был элемент риска, – говорит Марк Захаров. – Он всё-таки сложился как актёр совсем не комедийного толка. Но к чести Олега, в его актёрской палитре нашлись комедийные краски, которые в фильме, особенно в первой его части, получили достойное воплощение». Сам актёр в дальнейшем не раз благодарил режиссёра за предоставленную возможность сменить амплуа, показать себя в ином, непривычном качестве.

Сложнее всего оказалось найти исполнительницу роли Марты. Захаров хотел снимать Татьяну Догилеву, но худсовету его выбор категорически не понравился. Они посчитали, что её облик не подходит той эпохе, и актриса пробы не прошла. После долгих и мучительных поисков выбор пал на Елену Кореневу. «Я тогда хипповала, носила стрижку «ёжиком» и мой внешний облик абсолютно не соответствовал моей героине, – вспоминает актриса. Гримёрам пришлось изрядно потрудиться. Но вообще от съёмок в «Мюнхгаузене» у меня только приятные воспоминания. Мы снимали на натуре в ГДР и в павильонах «Мосфильма». Всё свободное время проводили вместе, веселились, дурачились. Заводилой всегда был Саша Абдулов – большой выдумщик, фантазёр. Мне было интересно работать. К тому же сценарий картины написал Григорий Горин. С ним я, кстати, подружилась ещё до того, как была утверждена на роль в этом фильме. Помню, как-то позвонила Грише, а он говорит: «Вот пишу сценарий по своей пьесе, и одна из героинь чем-то напоминает тебя...» Похожа ли Марта на меня? Думаю, на меня в какой-то мере похожи все мои героини».

По теме

Вообще, для многих актёров съёмки в фильме стали судьбоносными. Например, Леонида Броневого до роли герцога воспринимали исключительно как Мюллера из «Семнадцати мгновений весны». В новом амплуа Леонид Сергеевич показал себя блестяще. Он даже придумал эпизод, где герцог измеряет портняжным сантиметром расстояние между Англией и немецким княжеством, которым он правит. «Это же совсем рядом», – восклицает он.

Благодаря съёмкам в картине Захарова пошла в гору карьера Леонида Ярмольника. До этой ленты он играл лишь эпизодические роли. На съёмочную площадку к Захарову актёра привёл Александр Абдулов, и Ярмольника мигом утвердили на роль сына барона. После выхода фильма на экран ему стали предлагать уже более серьёзные роли.

Найти подходящую натуру для съёмок в России не удалось, так что часть их проходила в городке Вернигероде в Восточной Германии, в замке, который возвышается на горе. Причём, как всегда, возникли сложности с выездом съёмочной группы. Власти долго не хотели выпускать за рубеж Семёна Фараду, считая его неблагонадёжным. Захарову пришлось обойти немало инстанций, чтобы добиться разрешения на выезд актёра.

А вот Владимира Долинского выпустили, хотя он умудрился вывезти полтора килограмма чёрной икры. «Честно говоря, я собирался там её продать и подзаработать, – рассказал актёр. – Но то ли бюргеры оказались слишком прижимистыми, то ли я не очень хорошим коммерсантом, но в итоге сделать мне это не удалось. Пришлось есть самим деревянными ложками, которые привезли в качестве сувениров».

Деликатесов было предостаточно и во время самих съёмок. Так, в одном из эпизодов барон и Марта усаживают за стол пастора (Долинский). А на столе – настоящая жареная осетрина, копчёное мясо, фрукты! «Я намеренно с утра ничего не ел и сразу накинулся на еду, – вспоминает Владимир Долинский. – Когда же еды совсем не осталось, Захаров решил переснять эпизод, велел ассистентам заново накрыть на стол и скомандовал: «Мотор!» А я уже на деликатесы смотреть не могу. В итоге мне дали целлофановый пакетик, куда я сплевывал еду. Так и снимали: камера смотрит на меня – жую, камеру отводят – сплёвываю».

В массовке снимались местные жители. По признанию Захарова, это был самый тяжёлый момент за всё время съёмок. «В финальной сцене немцы вели себя не так, как хотелось бы, и я понял, что потерял контроль над ситуацией. Тут ещё ветер подул, мне показалось, что все декорации рассыпаются. А может, мне не казалось, и они действительно pассыпались... Я больше привык в павильоне работать, а не на натурных съёмках. А тут массовка. И вот тогда я вспомнил все немецкие слова, которые знал по фильмам – штук 10 – и закричал. Что-то там было «нихт хальт», потом я говорил, что отправлю их «на хаус», и за счёт этих тембрально-энергетических воплей мне удалось их как-то вразумить. В это время я слабо представлял, как уложиться в весьма скромный бюджет телевизионной картины, всё было очень сложно, но, видимо, сам факт, что я вдруг заговорил по-немецки, придал мне сил, и всё закончилось благополучно».

Несмотря на то что обычно картины Захарова с трудом проходили комиссии и высокие начальники в каждой его шутке видели некий подтекст (например, чуть ли не каждую фразу в «Обыкновенном чуде» режиссёру пришлось отстаивать с боями), картина «Тот самый Мюнхгаузен» была ими принята благосклонно. «А может быть, всё дело в том, что, когда мы сдавали ленту телевизионному начальству, была ещё черновая фонограмма, – рассказал режиссёр. – И не все слова были слышны. Картинки им понравились, а особо опасные фразы никто не услышал. Хотя я на самом деле страшно переживал». В итоге из картины был вырезан один-единственный эпизод. Охотник сидит в гостинице, а окружающие дружно уверяют его, что учатся по его книгам – такие они, мол, умные и полезные. Начальники посчитали такую сцену чересчур смелой, поскольку в те годы вся страна напряжённо изучала произведения Леонида Брежнева.

Сам Олег Иванович Янковский рассказывал, что барон Мюнхгаузен одна из его любимых ролей. А когда пять лет назад великому выдумщику установили памятник, признался: «Барон Мюнхгаузен необходим каждой стране, поэтому-то, наверное, каждый народ интерпретирует похождения этого героя по-своему. У нас книгу «Приключения барона Мюнхгаузена» больше читают дети, зато молодёжь просто обожает картину Марка Захарова. Дети в три-четыре года видят в Мюнхгаузене сказочного героя, с которым происходили удивительные вещи. Удивляются тому, что можно полететь на ядре или вытащить себя вместе с конём из болота. В фильме же Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» он другой. Сценарист Григорий Горин, написавший историю нашего Мюнхгаузена, рассказал о герое, который восстал против несправедливости. И зритель принял этот фильм очень близко к сердцу: барон Мюнхгаузен из фильма – правдивый и честный. Он обладал всеми теми качествами, которые редко встречались в действительности. Вся моя жизнь – фантастика, потому что я стал артистом. Разве я мог предположить, что из Джезказгана, где я родился, смогу попасть в Москву, играть в лучших театрах? Да и в Саратовское театральное училище я попал случайно. Приехал поступать, когда все вступительные экзамены уже были сданы. Директор поверил мне на слово, что я смогу стать артистом, и зачислил меня на первый курс».

Опубликовано:
Отредактировано: 25.05.2009 11:50
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх