Версия // Власть // Российские участники международных финансовых проектов подозреваются в многомиллионных взятках

Российские участники международных финансовых проектов подозреваются в многомиллионных взятках

2073

Принимают как данность

Елену Котову подозревают в получении «откатов» Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Бывший директор ЕБРР от России Елена Котова обвиняется в вымогательстве денег за одобрение кредита. Это далеко не первый скандал со взятками российских должностных лиц на международном уровне. Причина в том, что российские руководители привыкли к системе «кормления».

МВД предъявило обвинения бывшему директору ЕБРР от России Елене Котовой. Финансиста считают причастной к вымогательству 1,4 млн долларов за одобрение кредита на 95 млн долларов. Соучастником схемы следствие называет Игоря Лебедева, бывшего старшего вице-президента ВТБ, где до ЕБРР Котова работала на должности вице-президента, курируя инвестиционный блок.

Корни уходят в чиновничество

Разумеется, точку в этом деле поставит суд, однако вряд ли стоит подозревать недобросовестность следователей: расследование в России стартовало после подведения итогов внутреннего аудита ЕБРР. Банк с лета 2010 года проверял нескольких сотрудников российской дирекции, в том числе Котову, на предмет вымогательства незаконных платежей за содействие в получении кредитов. Осенью к расследованию были подключены российские правоохранительные органы.

«Обвиняемые, используя должностное положение и полномочия, а также связи в бизнес-структурах, умышленно совершили действия, направленные на получение незаконного денежного вознаграждения от представителей канадской нефтегазовой коммерческой компании», – описывает схему следственный департамент МВД.

По неофициальной информации, с заявлением о вымогательстве со стороны Котовой обращалась зарегистрированная в Канаде фирма CanBaikal Resources. Правда, фирма эта имеет российские корни. Владелец бизнеса – экс-член Общественной палаты, проживающий в Лондоне бизнесмен из России Сергей Черников. До ухода в бизнес он занимал пост первого заместителя главы Северо-Западного управления Минприроды.

Компания разрабатывает Кулунское и Унтыгейское месторождения, входящие в Унтыгейский геологический блок в Ханты-Мансийском автономном округе. В 1997 году CanBaikal Resources получила лицензию на разведку и добычу сроком на 25 лет. Промышленные запасы блока оцениваются в 1,5 млн тонн нефти.

Котова опосредованно гарантировала коммерсантам положительный ответ по кредиту взамен получения от последних денежных средств в размере 1,425 млн долларов в качестве вознаграждения (около 1,5% от суммы кредита), утверждает следствие. Лебедеву была отведена роль переговорщика — он поддерживал связь между Котовой и компанией-заёмщиком. Он же озвучивал условия и гарантии сделки, считают в МВД.

Сейчас следствие подходит к концу. Минимальное наказание, грозящее экс-сотруднице ЕБРР, – штраф в 50-кратном размере полученной коррупционером суммы с лишением права занимать ответственные должности до трёх лет. Максимальная санкция — лишение свободы на 12 лет с аналогичным штрафом. Сама Котова уверяет, что расследование – дело рук её политических оппонентов, помешавших ей стать вице-президентом ЕБРР.

Американцы неплохо заработали на блокаде Ирака

По теме

Дело Котовой – далеко не первый случай, когда российские высокопоставленные деятели оказываются в центре международного скандала.

Достаточно вспомнить программу ООН «Нефть в обмен на продовольствие», где с обвинениями всё было в порядке. В октябре 2005 года специальная комиссия ООН под руководством экс-главы ФРС США Пола Волкера обнародовала доклад по итогам расследования махинаций в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». Их размах оказался таким, что остряки назвали программу «Нефть в обмен на удовольствия». Выяснилось, что около 2200 компаний из 66 стран, в том числе из России, Франции и США, причастны к тому, что режим Саддама Хусейна в обход международных санкций получил 1,8 млрд долларов. Всего участниками программы за все годы её существования были 4,7 тыс. компаний, то есть в махинациях участвовали чуть менее половины из них.

Программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие» вступила в силу после первой войны в Персидском заливе и была задумана как средство смягчения эмбарго ООН в отношении Ирака, наложенного после вторжения в Кувейт в 1990 году. В рамках этой программы, предусматривающей поставку продовольствия и медицинских товаров в Ирак в обмен на поставки нефти, с декабря 1996 года до 2003 года совокупный объём экспорта иракской нефти составил 64 млрд долларов.

Однако выяснилось, что компании, поставляющие гуманитарные грузы в Ирак, платили «откаты» чиновникам ООН ради заключения контрактов. Кроме того, цена иракской нефти занижалась, что давало возможность Саддаму Хусейну получать разницу с реальной ценой «живыми» деньгами.

Россия оказалась одной из стран, в наибольшей степени «замазанных» в этих махинациях.

Не успел закончиться скандал с иракской нефтью, как в 2006 году в ЕС разразился новый скандал с «российским» следом. Выяснилось, что программа помощи постсоветским странам TACIS в 7 млрд евро была тотально разворована.

С 1991 года в рамках этой программы 12 бывшим коммунистическим странам в Восточной Европе и Средней Азии выделялось около 500 млн евро в год на развитие свободного рынка и демократии. Однако, когда аудиторы проинспектировали 29 проектов в России, которая являлась основным бенефициаром TACIS, они выяснили, что только в 9 из них поставленные ЕС цели были достигнуты. И только 5 из 29 проектов имели какое-то долгосрочное влияние. Инспекторы рассказали о проекте отопления и энергоснабжения города, который в этом не нуждался, и о попытках привести российские правила дорожного движения в соответствие с европейскими, которые провалились, потому что в самом ЕС не существует единых стандартов. Поставленное Европой оборудование для испытания дорог не использовалось.

Фигурировавшая в одном проекте область, как оказалось, существовала только на бумаге – её изобрели, чтобы удовлетворить критериям для получения европейских денег. Одна финансируемая Европой лаборатория не работала, потому что у получателей помощи не было помещения для установки оборудования, а другая – из-за отсутствия средств на приобретение необходимых материалов.

Ещё в одном случае полученное из Европы техническое оборудование было продано, потому что получатели не знали, как им пользоваться, и не имели выхода в Интернет. Физкультурное оборудование, предназначавшееся российским детям, оказалось в распоряжении армии.

Возмущённые члены Европарламента заявили, что до 5 млрд евро из средств налогоплательщиков были растранжирены, и потребовали от Еврокомиссии немедленной приостановки программы. Впрочем, никаких обвинений так и не было предъявлено – инспекторы ограничились лишь констатацией неэффективного расходования денег.

Скандалы на Западе бьют по репутации России

Радоваться тому, что удалось избежать крупных «посадок», вряд ли стоит. Ведь во многом именно из-за этих скандалов, которые широко освещала западная пресса, Россия – позади планеты всей в рейтингах, касающихся прозрачности бизнеса, борьбы с коррупцией и состояния инвестиционного климата. Это порочный круг: имидж страны, где за взятку и «откат» возможно всё, привлекает к России дельцов весьма специфического рода, а результаты их деятельности, в свою очередь, ведут к новым скандалам, которые подтверждают скверную репутацию страны.

Впрочем, первопричина, разумеется, в самой России. Вернее, в её чиновниках, не готовых подписать бумагу «за так», руководителях коммерческого сектора, не гнушающихся махинациями и использованием служебного положения. А собственно, почему?

Возможно, потому, что в современной России возродились феодальные отношения управления. Когда руководитель или верховный правитель, назначая людей на должности, не заключает с ними чёткий договор, с прописанными правами, обязанностями и оплатой, а даёт возможности так называемого кормления с поднадзорных.

Безусловно, возрождение таких отношений во многом продиктовано сломом старой системы управления и недостатками внедрения современной. Но, похоже, есть здесь и некоторый умысел. Подобное «кормление» делает подчинённого зависимым не только от формальных правил и даже не столько от них, сколько от благорасположения начальства. Это само по себе приятно, но вполне может сопровождаться и материальными «подношениями».

Нечто подобное в 80-е годы сложилось в советской торговле, где даже самому честному человеку было невозможно не воровать – потому что необходимо было «дать» определённую сумму начальству. Закончилось это скверно: в начале 90-х в объявлениях о наборе на работу в сферу торговли прямо писали: «Требуются работники без опыта работы в советской системе торговли». Вряд ли чем-то хорошим закончится и нынешняя система «я начальник – ты плати».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.01.2013 15:41
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх