Версия // Власть // Президентские выборы стали самыми дорогими за последние 16 лет

Президентские выборы стали самыми дорогими за последние 16 лет

1987

Голосуем рублём

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Минувшая избирательная кампания стала одной из самых дорогостоящих в современной истории России. Достаточно отметить, что в избирательном фонде Владимира Путина денег было более чем вдвое больше, чем четыре года назад на счету будущего президента Дмитрия Медведева. И это лишь официальный бюджет, которым, по мнению многих экспертов, расходы сторонников кандидата от власти не ограничивались. Во сколько же обошлись эти выборы кандидатам?

Самой дорогостоящей президентской избирательной кампанией, конечно, были выборы Бориса Ельцина в 1996 году. Тогда власть в Кремле висела на волоске, и с ценой там не считались. По данным экс-руководителя отдела Службы безопасности президента РФ Валерия Стрелецкого, только похищено из средств кампании Ельцина бизнесменами, близкими к его предвыборному штабу, было от 200 до 300 млн долларов. О размере средств, потраченных на организацию дорогостоящих шоу и массовый подкуп избирателей и организаторов выборов, можно только гадать.

После этого все выборы проходили с заранее предрешённым результатом, а потому и тратиться на них особо не имело смысла. Например, на предыдущих президентских выборах, которые прошли в 2008 году, избирательный фонд Медведева составлял 183 млн рублей. Однако нынешние беспрецедентные многотысячные оппозиционные митинги заставили власть впервые за много лет серьёзно обеспокоиться исходом выборов и потратить ради достижения желанной победы гораздо больше средств, чем прежде.

Несмотря на то что одним из кандидатов в президенты был богатейший человек России, мультимиллиардер Михаил Прохоров, даже его предвыборная казна не превосходила по степени наполнения предвыборную казну Путина. Об остальных кандидатах и говорить нечего – все они по своим предвыборным тратам остались далеко позади. Давайте окунёмся в мир предвыборных цифр.

Как видите, разница с лидирующей по деньгам парой весьма существенна.

При этом источники финансирования так и остались неизвестными широким массам. Лишь в случае с Прохоровым можно не сомневаться, что этим спонсором стал он сам – руками дружественных ему компаний ООО «Региомакс», ООО «Спортивный комплекс имени Э.А. Стрельцова», ООО «Страховая компания «Согласие» и ЗАО «Транспромресурс». Львиную долю пожертвований на счёт Путина совершили Фонд поддержки «Единой России» (ЕР) и региональные отделения ЕР. Как видите, вопреки разговорам о том, что Путин разочаровался в возглавляемой им партии и отстранился от неё, переключившись на структуры «Общероссийского народного фронта», по крайней мере в финансово-организационном отношении он продолжал опираться на проверенные партийные кадры. Однако понятно, что и Фонд поддержки ЕР, и уж тем более региональные отделения партии власти – это лишь передаточные звенья от спонсоров в фонд Путина.

Можно предположить, что искать этих спонсоров можно в том числе среди его доверенных лиц, где есть два представителя крупного бизнеса. Один из них – замгендиректора Магнитогорского металлургического комбината. Другим был гендиректор одной из крупнейших «дочек» «Газпрома» – «Газпром газораспределение». Именно газовая монополия традиционно считается главным спонсором партии власти.

Источники финансирования Жириновского, Зюганова и Миронова были не менее туманными. Например, для лидера «Справедливой России» (СР) самым крупным спонсором – 25 млн рублей – стал некий санкт-петербургский фонд поддержки политических партий «Личность».

Какие-то предположения относительно того, кто мог быть реальным меценатом Миронова, можно сделать исходя из думской кампании. Тогда главными спонсорами СР назывались депутат тверского парламента и разносторонний бизнесмен Алексей Чепа, владелец ЗАО «Волгоградстрой» и Волгопромбанка Олег Михеев, хозяин автодилерской компании «Рольф» Сергей Петров, владелец группы компаний «Агрохолдинг» Александр Четвериков, президент ОАО «Алтайхолод» Александр Терентьев, владелец Челябинского кузнечно-прессового завода Валерий Гартунг...

В думскую кампанию КПРФ вносили свой посильный финансовый вклад гендиректор ООО «Мосгаражстрой», бывший министр сельского строительства РСФСР Виктор Видьманов, глава наблюдательного совета ООО «Юг-Нефтепродукт» Ваха Агаев. Кроме них спонсорами главной оппозиционной партии, по слухам, были старший вице-президент группы «ГУТА» Мэлс Бекбосынов, совладелец новосибирской группы компаний F1 Александр Абалаков, бывший первый замгендиректора внешнеторгового объединения «Технопромэкспорт» Вадим Кумин, который активно участвовал и в деятельности избирательного штаба Зюганова…

Ещё больше финансовые показатели кандидатов разнятся, если мы будем сравнивать не размер их казны, а величину расходов. По этому показателю Путин далеко опередил всех остальных соперников. По официальным данным, на его предвыборную агитацию на телевидении и радио, на печатные материалы и другие расходы пошло 367 млн рублей. Прохоров к финишу кампании потратил 319 млн рублей. Президентская кампания Зюганова обошлась в 251 млн рублей, Жириновского – в 210 млн рублей. Меньше всех потратил на выборы Миронов – всего лишь 118 млн рублей, то есть втрое меньше кандидата от ЕР!

Куда же ушли эти сотни миллионов? Главной статьёй бюджета была стоимость телерекламы. По косвенным данным, Путин заплатил за неё 177 млн рублей. Чуть меньше вложил в телераскрутку Прохоров – 167 миллионов. Самым экономным по этой части стал Жириновский – 66 млн рублей. Даже Миронов потратил больше – 81 миллион.

На встрече с наблюдателями от ПАСЕ и ОБСЕ председатель СР Николай Левичев пожаловался, что на телевизионные ролики ушло 90% средств избирательного фонда Миронова. По словам председателя СР, «идти на президентские выборы оказалось для нас ещё более тяжёлым испытанием в финансовом плане, чем выборы в Госдуму». Как заявил Левичев, стоимость 37-секундного ролика на Первом канале на думских выборах в прайм-тайм составила 1,5 млн рублей. А в ходе президентской избирательной кампании расценки на телеэфир выросли на 15–20%. В рабочие дни около 22.00 такой ролик в ходе президентской кампании стоил 1,89 млн рублей, тогда как в ходе думской кампании он стоил 1,58 млн рублей. При этом хронометраж сюжетов о деятельности Путина многократно превышал эфирное время, отведённое всем остальным кандидатам.

По официальным данным, 24 млн рублей пошло на публичные предвыборные мероприятия с участием Путина, самым затратным из которых стало его выступление на митинге в «Лужниках». Для сравнения: в штабе Прохорова на массовые мероприятия и встречи с избирателями было потрачено 8,4 миллиона. Однако многие СМИ выражали скепсис по поводу тех немалых сумм, что значились в официальном отчёте штаба Путина, и предполагали, что настоящий порядок цифр ещё выше. Дескать, на митинге в «Лужниках» «разогревом» публики занимался Григорий Лепс, чья общеизвестная такса за выступление составляет 2 млн рублей, но в отчёте значилось, что певец делал это бесплатно. Так же, дескать, безвозмездно, работал на концертах в поддержку Путина и Стас Михайлов, чья цена за выступление составляет 4 млн рублей.

За 30-секундный рекламный ролик в прайм-тайм избирательные штабы платили 1,89 миллиона рублей
Фото: ИТАР-ТАСС
За 30-секундный рекламный ролик в прайм-тайм избирательные штабы платили 1,89 миллиона рублей Фото: ИТАР-ТАСС

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.03.2012 17:00
Комментарии 0
Наверх